Ключевые слова: Средневековье, археология, история, топография, рабад.
Испиджабский историко-культурный округ расположен на территории Южно-Казахстанской области. С северной части округ граничит с горами Каратау, с восточной части с отрогами Тянь-Шань – Каржантау, с запада – рекой Арысь.
На этой территории имеется большое количество рек, берущих начало в горах и впадающих в р. Арысь. В поймах этих рек всегда проживали люди, но основное время заселения данной территории приходится на средневековье.
За последние 150 лет города Испиджабского округа изучены на должном уровне. Подробно историю академического изучения и связь с такими учеными как В.В. Бартольд, Н.П. Остроумов, А.Н. Бернштам и др. дает Б.А. Байтанаев в своей монографии [1, с. 12-18].
В послевоенные годы изучением Испиджабского округа в основном занимались Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич. В итоге, была издана работа с историко-географическими и археологическими данными, которая на долгие годы стала основным трудом по средневековой археологии Южного Казахстана [2]. Стоит заметить, что в этой книге представлены очень важные историко-топографические данные, которые и сейчас имеют актуальность.
Знаковой и особо важной для археологии Южного Казахстана стал Свод памятников истории и культуры. Над его изданием трудились десятки ученых в течение долгого времени [3]. Издание свода планировалось в Советское время, но был он издан только в 1994 году.
В последние годы изучением Испиджаба-Сайрама, а также Испиджабского округа занимается Б.А. Байтанаев. Вся работа по изучению памятников отображена в его докторской диссертации [4].
Испиджаб-Сайрам состоял из трех частей – цитадели, шахристана и рабада. Подобное деление характерно для средневекового города Средней Азии. Цитадель Испиджаба совсем не выделяется в топографическом плане. Вокруг шахристана расположена значительная территория рабада, где в основном находились рынки и сады, земельные участки и усадьбы. Данные территории были окружены двойными стенами, для обеспечения безопасности населения. Территория городища как в районе шахристана, так и на рабаде на данный момент сильно заселены.
Рабады Испиджаба-Сайрама описываются у арабского географа X века ал-Макдиси в труде «Ахсан ат-такасим фи-ма’рифат ал-акалим» следующим образом «…Исбиджаб большой окружной город. Он имеет рабад и населенную медину…
Рабаты: рабат нахашебцев, рабат бухарцев, рабат самаркандцев, рабат Каратегина… Говорят что в нем (городе) 1700 рабатов». Неудивительно, что и сейчас находят поселения-рабады даже в отдаленных от шахристана частях. Связать такое наличие рабадов и соответственно разнообразного населения можно только с тем, что у Испиджаба-Сайрама отсутствовали налоги. Это подтверждает и ал-Макдиси [5, с. 80-81].
В случае с выявлением рабадов помимо письменных источников в помощь исследователям приходят данные ГИС. Хочется заметить, что используя ГИС технологии в ходе исследования, ни в коем случае не следует пренебрегать классическими способами. Топографическая съемка, выполненная с помощью тахеометра – всего лишь вспомогательный ресурс для последующих исследований. После создания топоплана, на исследуемой территории обязательно делаются контрольные шурфы для выявления культурных слоев, конструкций, керамического материала.
Разведочные работы, развернутые в 2004 году выявили наличие материала в виде керамики Х-XII вв. По мнению Б.А. Байтанаева, рабады Испиджаба-Сайрама имели тип усадеб вдоль системы орошения — арыков. Также, исследователь находит прямые аналогии в керамическом материале с Шашем и Таразом в развитое средневековье. Немного осложняет работы по выявлению рабадов – повсеместные насаждения на участках, расположенных в частной собственности. Естественно, расположение рабадов Сайрама было не только вдоль арыков, но и вдоль реки Сайрамсу, по левому берегу. Материалы раскопов в данном районе подтверждают начало развития данных рабадов в эпоху караханидов [6, с. 64-68].
В 2011 году, в ходе очередного полевого сезона на городище Сайрам были обнаружены слои караханидского времени на окраинах шахристана – начале рабада в северо-западной части города, недалеко от мавзолея Ботбай-ата и в непосредственной близости к современному мусульманскому кладбищу.
Также при изучении ряда рабадов городища Сайрам в 2014-2015 годах были выявлены новые данные о заселении северных границ Испиджаба. Так, были обнаружены ряд однослойных поселений-рабадов караханидского времени.
В 2014 году во время разведочных работ в северной части современного поселка были обнаружены подъемный керамический материал, а при закладке шурфов – пахсовые конструкции. Сама территория рабада – небольшое возвышение аморфной формы. Судя по всему, рабад состоял из нескольких помещений и представлял собой усадьбу отдельного землевладельца. К сожалению, значительная часть поселения-рабада была снивелирована в ходе хозяйственной деятельности человека. По мере вскрытия площади были обнаружены конструкции жилищ развитого средневековья с сопутствующим керамическим материалом караханидского времени. Пахса в конструкции практически не сохранилась, но были зафиксированы каменный фундамент и элементы помещений в виде очагов и сандалов – глиняных подставок перед очагами.
В этом же году в ходе работ в южной части Сайрама, в непосредственной близости к Сайрамсу были выявлены раннесредневековые и слои развитого средневековья.
В 2015 году разведочные работы в северо-восточной части Сайрама также выявили один из рабадов Испиджаба. На поверхности исследуемой территории были выявлены фрагменты керамики – подъемный материал. Само место нахождения рабада в топографии выглядит как небольшое аморфное возвышение. На поверхности были заложены разведочные шурфы. В шурфах 17, 18 и 19 были обнаружены фрагменты караханидской керамики. Также в данных шурфах были обнаружены фрагменты стен и очаг в разрезе.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Сравнивая топографию рабада Испиджаба с другими городищами региона, можно привести пример средневекового Саурана. Городище Сауран, также как Испиджаб имело разную степень заселенности в разное время. Смагулов Е.А. разделяет зоны города на три составляющих. Зона, прилегающая к шахристану, укрытая за крепостными стенами имела площадь около 2000 га [7, c. 46-47]. Сауран, как и Испиджаб – пограничный город, имел внешнюю стену, защищающую от набегов. Топография этих городищ аналогична, за некоторыми исключениями.
В южных районах Средней Азии, рабады городища развивающегося синхронно с Испиджабом – средневекового города Ахсикет. Ахсикет – столица древней и средневековой Ферганы. По мнению Анарбаева А.А. на городище Ахсикет присутствуют усадьбы небольших размеров. То есть, всхолмления с вскрытыми затем помещениями средних размеров, и есть рабады Ахсикета.
Керамический материал синхронен керамике Испиджаба и датируется IX-X вв [8, с. 271-275].
Городище Шымкент, на территории одноименного современного города – один из самых крупных объектов, расположенных в непосредственной близости к Испиджабу-Сайраму. На городище Шымкент на протяжении долгих лет продолжались археологические работы, результатом которых стала монография, упомянутая выше [1].
В нескольких километрах севернее Сайрама имеется городище Хурлуг. Данное городище является памятником Испиджабского историко-культурного округа. В 2014 году в ходе исследований в предместьях Хурлуга были заложены контрольные шурфы. Были обнаружены разрозненные конструкции и керамический материал.
Очень плотное заселение шахристана и рабада Испиджаба, усиленная урбанизация в современности, казалось бы, не дают должным образом изучить данный памятник. Но, дело обстоит по иному, так как постоянное строительство, прокладка коммуникаций дают археологам дополнительные средства в изучении памятников Испиджабского историко-культурного округа.
Несмотря на степень изученности, существует ряд вопросов, которые еще только предстоит решить ученым. Безусловно, главным образом стоит вопрос об изучении прилегающих к городищам рабадам, караван-сараям, поселениям.
Исследования продолжатся и дальше, и вероятнее всего в ближайшее время о рабадах Испиджаба и близлежащих памятников Испиджабского историко-культурного округа будет известно намного больше.
Список использованных источников
1. Байтанаев, Б. А. История Шымкента: 2200 лет по археологическим источникам. – Алматы, 2012. – 252 с.
2. Агеева, Е. И., Пацевич, Г. И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана // Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. – Алма-Ата, 1958. – Т.5. – с. 3-215.
3. Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. – Алматы: Казакэн-циклопедиясы, 1994. – Т.1. – 368 с.
4. Байтанаев, Б. А. Древний и средневековый Испиджаб [текст]: дис. на соиск. учен. степ. д-ра. ист. наук (07.00.06) / Байтанаев Бауыржан Абишевич; Институт археологии им. А.Х. Маргулана. – Алматы, 2008. – 305 с.
5. Волин, С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине реки Талас и смежных районах // Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. – Алма-Ата, 1960, – Т.8. – с. 72-92.
6. Байтанаев, Б. А. К вопросу о топографии и стратиграфии городища Сайрам // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия общественных наук. – Алматы, 2007. – 1(253). – с. 62-81.
7. Смагулов, Е. А. Древний Сауран. – Алматы: «АБДИ-Компани», 2011. – 436 с.
8. Анарбаев, А. А. Ахсикет – столица древней Ферганы // Институт археологии им. Я. Гулямова АН РУз.: – Ташкент: «Tafakkur», 2013. – 535 c.