Ключевые слова: рабочее время, служебное время, правовое регулирование, работник, государственный гражданский служащий.
Одним из важнейших институтов трудового права является институт рабочего времени. Этот институт правовыми средствами обеспечивает процесс производства, а также регулирует участие в нем работников, устанавливая обязательную для них меру труда. Рабочее время является универсальным измерителем, применяемым при характеристике количества, качества труда, его эффективности.
При заключении трудовых договоров, устанавливающих обязанности и права работников и работодателя, каждый из сотрудников надеется на выполнение своей трудовой функции в указанное время, рассчитывая проводить свободное время, ориентируясь на свои личные потребности. Поскольку работодатель часто стремится к обратному результату, государство регулирует указанные отношения с по-мощью норм трудового права, определив, в частности, нормы рабочего времени [1, с. 197].
Пункты 3 и 5 ст. 37 Конституции РФ закрепляют право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право каждого на отдых, которое гарантируется в том числе путем установления федеральным законом продолжительности рабочего времени.
Для работников вопросы рабочего времени регулируются разделом IV Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Исходя из положений ст. 91 ТК РФ рабочее время работников – это часть времени, во время которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности, а также в некоторых случаях иные периоды времени. У всех работодателей нормальная продолжительность рабочего времени не должна быть больше 40 часов в неделю.
Служебное время государственных гражданских служащих регулируется самостоятельным законом — Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. В соответствии с п. 1 ст. 45 данного закона под служебным временем понимается время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также в установленных случаях иные периоды времени.
Помимо норм Федерального закона № 79-ФЗ о служебном времени на гражданских служащих распространяются также и соответствующие нормы раздела IV «Рабочее время» ТК РФ. Это связано с тем, что исходя из положений, установленных ч. 7 ст. 11 ТК РФ и ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ, к служебным отношениям гражданских служащих подлежат применению и нормы трудового законодательства, но в субсидиарном порядке — в части, не урегулированной законодательством о гражданской службе.
Независимо от того, в какой сфере и при каком графике задействован сотрудник, работодатель обязан соблюдать режим рабочего времени, разновидности которого закреплены ТК РФ. Каждая организация имеет право определять свои нормы, если это не противоречит закону [3, с. 349].
Поскольку при нормировании необходимо принимать во внимание разнообразные факторы (условия, возраст работника и прочие), ТК РФ выделяет следующие виды рабочего времени:
– нормальную продолжительность в 40 часов в неделю;
– сокращенное рабочее время: применяется для строго определенных категорий работников (инвалидов, работников вредных производств и др.). Длительность рабочего дня в этом случае меньше нормальной, но заработная плата, за исключением несовершеннолетних, остается неизменной;
– неполное время работы: применяется как по соглашению обеих сторон (нанимателя и сотрудника), так и в случаях, предусмотренных законом. При этом размер оплаты пропорционален результату.
В отношении гражданских служащих Закон № 79-ФЗ выделяет лишь служебное времени нормальной продолжительности, которая также как у обычных работников, не должна быть больше 40 часов в неделю. При этом для государственных служащих-женщин в местностях, отнесенных к Крайнему Северу или в приравненных к нему, рабочая неделя сокращена до 36 часов, так же как и для работающих женщин в этих регионах [4, с. 162].
В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, соглашениями, и трудовым договором (если режим работника отличается от общих правил). Служебное время у госслужащих устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта.
По сути, право устанавливать режим рабочего времени предоставлено работодателю, а сотрудник может либо согласиться с предлагаемыми условиями, либо отказаться. ТК РФ определяет лишь основные положения.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Одна из основных сложностей в данном вопросе состоит в том, что на практике работники часто перерабатывают, не получая за это никакой компенсации. Такое распространено в коммерческих организациях, и, опасаясь потерять работу, персонал предпочитает не вступать в трудовые споры. Работодатель обязан соблюдать все гарантийные положения трудового законодательства, включая, что работа в дни праздничные и выходные должна оплачиваться как минимум в двойном размере, а общее (или среднее) количество рабочих часов в неделю не должно составлять более 40, однако, в реальности зачастую трудовой день пятидневки длится дольше [5, с. 109].
В отличие от работников, которым в соответствии со ст. 100 ТК РФ может быть установлен режим как пятидневной, так и шестидневной рабочей недели, для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
И для работников, и для гражданских служащих законодательство о труде предусматривает та-кой вид режима рабочего времени как ненормированный рабочий день. Для гражданских служащих не-нормированный служебный день установлен законом — для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, законом предусматривается установление ненормированного служебного дня в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. Иной механизм установления ненормированного рабочего дня предумотрен в отношении работников. Перечень должностей работников с таким режимом рабочего дня не установливается на законодательном уровне, а может быть урегулирован лишь коллективным договором, соглашениями и локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).
Остальные вопросы, касающиеся рабочего времени и которые не урегулированы законодательством о гражданской службе, как указывалось ранее, регулируются субсидиарно нормами трудового законодательства.
Таким образом, в регулировании рабочего времени работников и служебного времени гражданских служащих наблюдается ряд различий, обусловленных, прежде всего, спецификой профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1. Курбанов, Р.А. Трудовое право. Учебник / Р.А. Курбанов. – М.: Юрайт, 2015. – 409 с.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – № 162.
3. Демин, А.А. Государственная служба в Российской Федерации. Учебник / А.А. Демин. – М.: Юрайт, 2015. – 425 с.
4. Власов, А.А. Трудовое право. Учебное пособие / А.А. Власов. – М.: Юрайт, 2016. – 209 с.
5. Алиева, З.А. Продолжительность рабочего времени в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ / З.А. Алиева // Юридический вестник ДГУ. – 2015. – № 3. – С. 81-85.