Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Работа патриотического кружка в средней общеобразовательной школе»

Аннотация: В статье рассматриваются актуальность, цель, формы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности кружка «Защитник» на базе средней общеобразовательной школы №17 города Тюмени. Представлены содержание, план работы, предполагаемые результаты по реализации данного элективного курса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, кружковая деятельность, школа, внеурочная деятельность.

Развитие современного российского общества, усиление патриотических настроений в нем, осознание ценностей отечественной культуры происходит на фоне противоречащих им незаконных проявлений национализма, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения антигуманных процессов. Актуальные внешние и внутриполитические тенденции ставят новые задачи в сфере патриотического воспитания учащихся.

Педагогические аспекты и методы воспитания патриотизма исследовали такие ученые, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

Согласно ученому Н.В. Ипполитовой, «патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения», в результате чего происходит «формирование и развитие патриотизма» [1].

С точки зрения Президента РФ В.В. Путина, «у нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [4].

В «Философской энциклопедии» термин «патриотизм» рассматривается как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [2, с. 224].

Исходя из Концепции патриотического воспитания граждан РФ, «патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [3].

Таблица 1. Тематическое планирование курса

Согласно мнению исследователей Е.А. Стерховой и А.А. Стерхова, «современный школьник должен научиться осознанно уважать Отечественную историю, культуру, религиозные традиции, воспитать в себе чувство гражданственности, патриотизма, гордости за своё Отечество, идентичности с единым многонациональным российским народом» [5, с. 46].

Для расширения рамок учебного процесса получения исторических знаний учащимися, кроме плановых учебных занятий и выполнения самостоятельных учебных заданий, необходимо и предусмотрено введение в школьный курс внеурочной программы патриотического кружка для 6-8 классов «Защитник».

Цель программы кружка «Защитник» ориентирована на рекомендованное ФГОС ООО становление личностного «портрета выпускника школы» и заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, в формировании у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, в воспитании любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей [6].

Представим тематическое планирование курса нашего кружка (табл. 1).

Реализация нашей программы базируется на взаимодействии с различными информационными источниками: историческими музеями, библиотеками, использованием баз данных «Мемориал» и «Подвиг народа».

Проведение занятий курса по воспитанию патриотизма у подростков целесообразно один раз в неделю по одному часу, 17 часов в год посредством следующих форм работы: бесед, диспутов, экскурсий, краеведческой работы, лекций, рассказов, военно-патриотических игр, классных часов, викторин, литературно-музыкальных композиций, тематических вечеров.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В ходе освоения элективного курса нами предполагается получение результатов на основе следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Личностные УУД (развитие нравственных качеств, творческих способностей, умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирование межличностных отношений);
  2. Познавательные УУД (получение знаний о Родине, природе родного края, семье, знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев, извлечение патриотической информации из текстов, овладение первоначальными оформительскими навыками);
  3. Регулятивные УУД (обучение планированию, выделению этапов и оцениванию своей деятельности и деятельности сверстников);
  4. Коммуникативные УУД (организация сотрудничества с учителем и сверстниками, овладение диалогической и монологической речью, отработка умений выражать свои мысли, поиску и сбору информации).

Таким образом, разработанная нами программа патриотического кружка отвечает: государственному социальному заказу по формированию патриотизма у подрастающего поколения, активной жизненной позиции будущих граждан своей страны, повышает интерес и мотивацию школьников к углублённому изучению Отечественной истории.

Список использованных источников

1. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/teoriya-i-praktika-podgotovki-budushchikh-uchitelei-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-uchashchi.
2. Константинов, Ф.В. Философская энциклопедия / Ф.В. Константинов. — М.: Сов. энцикл., 1967. Т. 4. — С. 224.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru.
4. Путин: патриотизм – «это и есть национальная идея» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/politika/2636647.
5. Стерхова, Е.А. Патриотическая направленность внеурочной деятельности средствами исторической науки / Е.А. Стерхова, А.А. Стерхов // В сборнике: Исследование различных направлений развития психологии и педагогики сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА. – 2017. – С. 46-49.
6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // минобрнауки.рф / документы / 938 / файл / 749 / 10.12.17. — Приказ _ 1897.pdf.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

903

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке