Аннотация: В статье рассматриваются актуальность, цель, формы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности кружка «Защитник» на базе средней общеобразовательной школы №17 города Тюмени. Представлены содержание, план работы, предполагаемые результаты по реализации данного элективного курса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, кружковая деятельность, школа, внеурочная деятельность.

Развитие современного российского общества, усиление патриотических настроений в нем, осознание ценностей отечественной культуры происходит на фоне противоречащих им незаконных проявлений национализма, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения антигуманных процессов. Актуальные внешние и внутриполитические тенденции ставят новые задачи в сфере патриотического воспитания учащихся.

Педагогические аспекты и методы воспитания патриотизма исследовали такие ученые, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

Согласно ученому Н.В. Ипполитовой, «патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения», в результате чего происходит «формирование и развитие патриотизма» [1].

С точки зрения Президента РФ В.В. Путина, «у нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [4].

В «Философской энциклопедии» термин «патриотизм» рассматривается как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [2, с. 224].

Исходя из Концепции патриотического воспитания граждан РФ, «патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [3].

Таблица 1. Тематическое планирование курса

Согласно мнению исследователей Е.А. Стерховой и А.А. Стерхова, «современный школьник должен научиться осознанно уважать Отечественную историю, культуру, религиозные традиции, воспитать в себе чувство гражданственности, патриотизма, гордости за своё Отечество, идентичности с единым многонациональным российским народом» [5, с. 46].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для расширения рамок учебного процесса получения исторических знаний учащимися, кроме плановых учебных занятий и выполнения самостоятельных учебных заданий, необходимо и предусмотрено введение в школьный курс внеурочной программы патриотического кружка для 6-8 классов «Защитник».

Цель программы кружка «Защитник» ориентирована на рекомендованное ФГОС ООО становление личностного «портрета выпускника школы» и заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, в формировании у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, в воспитании любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей [6].

Представим тематическое планирование курса нашего кружка (табл. 1).

Реализация нашей программы базируется на взаимодействии с различными информационными источниками: историческими музеями, библиотеками, использованием баз данных «Мемориал» и «Подвиг народа».

Проведение занятий курса по воспитанию патриотизма у подростков целесообразно один раз в неделю по одному часу, 17 часов в год посредством следующих форм работы: бесед, диспутов, экскурсий, краеведческой работы, лекций, рассказов, военно-патриотических игр, классных часов, викторин, литературно-музыкальных композиций, тематических вечеров.

В ходе освоения элективного курса нами предполагается получение результатов на основе следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Личностные УУД (развитие нравственных качеств, творческих способностей, умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирование межличностных отношений);
  2. Познавательные УУД (получение знаний о Родине, природе родного края, семье, знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев, извлечение патриотической информации из текстов, овладение первоначальными оформительскими навыками);
  3. Регулятивные УУД (обучение планированию, выделению этапов и оцениванию своей деятельности и деятельности сверстников);
  4. Коммуникативные УУД (организация сотрудничества с учителем и сверстниками, овладение диалогической и монологической речью, отработка умений выражать свои мысли, поиску и сбору информации).

Таким образом, разработанная нами программа патриотического кружка отвечает: государственному социальному заказу по формированию патриотизма у подрастающего поколения, активной жизненной позиции будущих граждан своей страны, повышает интерес и мотивацию школьников к углублённому изучению Отечественной истории.

Список использованных источников

1. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/teoriya-i-praktika-podgotovki-budushchikh-uchitelei-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-uchashchi.
2. Константинов, Ф.В. Философская энциклопедия / Ф.В. Константинов. — М.: Сов. энцикл., 1967. Т. 4. — С. 224.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru.
4. Путин: патриотизм – «это и есть национальная идея» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/politika/2636647.
5. Стерхова, Е.А. Патриотическая направленность внеурочной деятельности средствами исторической науки / Е.А. Стерхова, А.А. Стерхов // В сборнике: Исследование различных направлений развития психологии и педагогики сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА. – 2017. – С. 46-49.
6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // минобрнауки.рф / документы / 938 / файл / 749 / 10.12.17. — Приказ _ 1897.pdf.