Ключевые слова: исследовательские умения, группы исследовательских умений, младший школьный возраст, особенности развития исследовательский умений у младших школьников, проектная задача.

Изменения социально-экономического и культурного развития современного общества активно влияют на российскую систему образования, что обуславливает возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться. Важнейшей задачей образования в настоящее время становится развитие исследовательских умений учащихся.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Понятие «исследовательские умения» авторами трактуется по-разному: как способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемая в процессе решения различного рода исследовательских задач; как умения применять научные методы познания в условиях решения учебной проблемы или в процессе выполнения учебного исследовательского задания; как умения, которые необходимы для проведения учебного исследования: наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи и др. Выделяют четыре группы исследовательских умений: – операционные исследовательские умения, к которым относят умственные приемы и операции, используемые в исследовательской деятельности: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, выдвижение гипотезы, сопоставление; – организационные исследовательские умения, которые включают применение приемов организации в научно-исследовательской деятельности, планирование исследовательской работы, проведения самоанализа, регуляция собственных действий в процессе исследовательской деятельности; – практические исследовательские умения, которые охватывают обработку информации литературных источников, проведения исследований, наблюдения фактов, событий и обработка данных наблюдений, внедрение результатов в практическую деятельность; – коммуникативные исследовательские умения, предусматривающие применение приемов сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, для осуществления взаимопомощи, взаимоконтроля.

Таким образом, можем констатировать, что исследовательские умения – это процесс сложный и многогранный, это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Необходимо отметить, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития исследовательского отношения к окружающему миру и развития исследовательских умений. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления учащимися исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения. В этом возрасте закладываются методологические, содержательные и иные основы для формирования у детей способностей к исследовательской деятельности. В 1-ом классе необходимо акцентировать внимание на решении заданий, которые направлены на овладение общими умениями. Во 2-ом классе познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности и научить определять проблемную ситуацию. В 3-ем классе целесообразно проводить первые исследования, познавательной или социально-коммуникативной направленности. В 4-ом классе учащиеся учатся работать с источниками информации и самостоятельно проводить свои первые самостоятельные исследования.

В связи с возрастными особенностями младших школьников, отмечаются некоторые условия, способствующие развитию исследовательских умений у учащихся, которые необходимо учитывать педагогам: мотивированность, психологический комфорт, творческая среда и систематичность. Также необходимо отметить такие факторы, как личность педагога и учет психических особенностей младших школьников с позиции повышения эффективности проведения исследовательской работы.

Педагогическая наука и образовательная практика интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения, что стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Очень важно, чтобы уже с первых дней в школе ребенок мог прикоснуться к многообразию окружающего его мира, испытать эмоции от его познания, радость от творческого воплощения, восторг от открытия нового знания или способа деятельности. В этом смысле значение предмета «Окружающий мир», трудно переоценить. А применение на уроке проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и законами. Необходимо отметить, что развитие исследовательских умений у младших школьников возможно не только в рамках изучения курса «Окружающий мир», но и во внеурочной деятельности младших школьников при включении детей в решение проектных задач, опыт реализации которых представлен в работах ряда авторов (Морозова, Федорова, 2015). Например, при решении проектной задачи «Мой зеленый друг» ребята исследуют классные комнаты, в процессе исследований выявляют существенные жизненные потребности растений, с учетом которых дети озелененяют классы. Деятельность в рамках проекта «Зеленая аллея Памяти» предполагает обоснованный выбор учащимися мест на территории школы для посадки аллеи; выбор растения с учетом его характеристик (красота растения, значимость растения в природе и жизни человека, жизнеспособность растения, его символическая ценность и др.); обсуждение композиции посадки растений (деревьев) аллеи. Проектная задача «Растения и животные родного края» содержит такие задания как: «Исследуйте среду обитания птиц где живут птицы в городе», «Исследуйте перо птицы», «Исследуйте следы птиц» и др. При этом решение проектной задачи «Растения и животные родного края» предполагает проектирование младшими школьниками мероприятий по оказанию помощи объектам природы. При включении детей в исследовательскую деятельность дети приобретают такие мыслительные и практические умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской и проектной работы, а в итоге и умение учиться, и не только в рамках образовательного учреждения, а в течение всей жизни.

Список использованных источников

1. Морозова Е.Е., Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. №2 (ч. 20). С. 4516–4521.
2. Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности: автореф. дис… канд. пед. наук. Саратов, 2014. 24 с.
3. Федорова О.А., Несторишена А.П. Организация опытно-экспериментальной деятельности в рамках изучения курса «Окружающий мир» // Совершенствование эколого-образовательной деятельности в Саратовской области: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: «Саратовский источник», 2016, вып. 14. С. 113–117.