Ключевые слова: экономика знаний, креативность, инновации.

Экономика знаний страны – это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Термин «креативность» (от лат. creatio – сотворение, создание) широкое распространение  получил в 1950-х  годах. Сейчас креативность считается характеристикой не только индивида, но и свойством сложноорганизованных систем отношений: появился новый термин – «креативная экономика». Впервые это понятие было озвучено журналом Business Week в 2000 г.: автор статьи рассуждает о том, что ждет корпорации в XXI веке, как будут они адаптировать-  ся к условиям новой экономики, где все больше возрастает важность идей, а основным средством производства становятся интеллектуальные ресурсы. В основе экономики такого типа лежит способность субъектов решать возникающие (или потенциальные) проблемы с помощью нестандартных, оригинальных методов, что позволяет добиться высокой степени конкурентоспособности, получить дополнительные эффекты (экономические и социальные) [3].

С этого времени начинается активное изучение креативного ресурса субъектов экономической деятельности. Концепция креативной экономики популярна и в России. Об экономике современного типа уместно говорить как о «креативной экономике», т. е. основанной на творческих решениях. Экономика знаний подразумевает такой тип экономики, в котором решающая роль принадлежит знаниям, т. е. средством достижения значительного экономического роста является интеллектуальный потенциал общества. Интеллектуальные характеристики субъекта способны  давать ощутимый эффект. Так,  главным инструментом новой экономики являются знания, главным ресурсом – информация, а главным свойством – креативность [1].  Продуктом  такой экономики являет-  ся инновация (новая или  улучшенная  продукция,  способ  ее  производства  или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, улучшающие ее потребительские свойства, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды, приносящие социально-экономический эффект).

По прогнозам различных авторитетных международных организаций, в перспективе 2020–2025 гг. наибольшая часть добавленной стоимости будет создаваться в основном за счет интеллектуальных (креативных) факторов производства. Именно творческий подход и креативность являются ведущим определяющим и решающим фактором экономического развития в XXI веке. Именно креативный класс является стержнем человеческих ресурсов в креативной экономике. Таким образом, очевидно, что главным фактором экономического развития в XXI   веке являются креативные человеческие ресурсы, обладающие все в большей степени способностью креативного мышления в принятия и реализации экономических решений во всех сферах народного хозяйства [2]. Креативность, в конечном итоге, будет являться главным потенциалом и инструментом наряду с традиционными способами мышления и управления в экономике. По данным экспертов организации «Международное аналитическое бюро», профессиональный портрет инноватора в условиях креативной экономики должен характеризоваться следующими параметрами:

  • высокий уровень креативно-интеллектуальной подготовки;
  • владение аналитическим и прогностическим нестандартным мышлением;
  • умение выявлять суть проблем, не лежащих на поверхности и адекватно оценивать возможности их разрешения;
  • иметь высокий уровень профессиональной  подготовки и достойное высшее образование;
  • владеть современными инструментами и методами (включая информационно-коммуникационные);
  • обладать высоким уровнем коммуникабельности;
  • успешно владеть инструментарием социально-психологического управления людьми в условиях креативной экономики и т.д [3].

В настоящее время не рассмотрено такое понятие как «креативная оценка развития инновационной среды». Поэтому с учётом проведённого анализа автор предлагает следующую трактовку понятия. Креативная оценка развития инновационной среды (предложено автором) – это способ получения оценок созданных условий развития инновационной среды с учетом мнений инноваторов (экспертов) на основе творческого, нестандартного подходов с целью получения высокой результативности и эффективности инновационной деятельности [4].

Исходя из данного определения при разработке авторской методики оценки факторов развития инновационной среды России нами были приняты за основу оценки потенциальных и реальных инноваторов (экспертов). Где оценка – это способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта или метод расчёта параметра по наблюдениям [4].

Проведённое исследование показало, что условием формирования благоприятной среды для развития креативного ресурса является хорошо развитая институциональная среда, поэтому одной из главных задач на современном этапе становится формирование и использование креативных ресурсов, создание условий и факторов для их наиболее эффективной реализации.

Список использованных источников

1. Катаргина Н. А. Формирование интеллектуального капитала как фактора развития человеческих ресурсов // Электронный научный журнал: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-прак. конф., 31 октября 2015. М.: АР-Консалт, 2015. № 1 (1). С. 448–452.
2. Катаргина Н. А. Формирование и развитие кадрового потенциала как фактора обеспечения экономики региона квалифицированными трудовыми ресурсами // В 2-х ч. Ч 2.: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. М.: изд. ЧОУВО
«МУ им. С.Ю. Витте», 2016. С. 260–268.
3. Сенникова И. Л., Снигирева Г. Д. Концептуальный подход к оценке инновационно-инвестиционного потенциала как важнейшего ресурсного фактора развития региона // Вопросы региональной экономики. М.: ООО «Научный консультант», 2015.
№ 3 (24). С. 42–50.
4. Снигирева Г. Д., Сенникова И. Л. Методологические основы оценки инновационного потенциала регионов России // Фундаментальные исследования. М.: ИД «Академия Естествознания», 2015. № 5. С. 653–657.