Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, приватизация, предприятия, население.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что малое предпринимательство обладает огромным потенциалом в решении экономических и социальных проблем Кыргызской Республики. Кыргызские малые предприятия уже сейчас вносят свою лепту в создание новых рабочих мест, в доходную часть бюджета, в стимулирование новаторства и инновационной деятельности, а также в формирование среднего класса собственников, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в Кыргызской Республике.
Историю развития и становления малого предпринимательства независимого Кыргызской Республики можно разделить на три этапа:
1. 1 этап–1990-1993 гг.– бурный рост числа малых предприятий индивидуальных частных предпринимателей;
2. 2 этап – 1994-1997 гг. – развитие сектора МСП происходит в основном за счет роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств;
3. 3 этап – с 1998 гг. по настоящее время – период стабилизации и структурных преобразований.
Решающую роль в развитии предпринимательства в Кыргызстане сыграла масштабная программа Приватизации, проводимая в 1992-1998 гг.
В течение 1990-1993 гг. была создана законодательная база, организационная инфраструктура. В частности принят Закон «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в КР» от 20 декабря 1991 г. В этот период была осуществлена малая приватизация.
Период 1994–1997 гг. характеризуются продажами объектов по конкурсу. Необходимо отметить, что становление и развитие предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике проходило все эти годы при активной поддержке государства. Так, при Правительстве Кыргызстана была создана Государственная комиссия по предпринимательству (ранее это был Государственный фонд поддержки малого и среднего бизнеса), основной целью деятельности которой было обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для успешного развития предпринимательства в Кыргызстане.
Малый бизнес Кыргызстана начал с нуля. Ещё в 2007 году по наблюдению международных экспертов открыть свой бизнес в Кыргызстане было легче, чем в любой другой стране Центральной Азии. Вклад малого и среднего предпринимательства в кыргызскую экономику тогда составлял свыше 40% в некоторых отраслях, 22 % от общего объема ВВП (нацстатком). Это не так много, как в 1990-е — тогда частные предприниматели создавали 70% ВВП страны. К началу 2000-х этот показатель упал.
Кыргызстан находился в числе тройки лидеров по проведению правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, по отчету Всемирного банка. Накануне переворота, на 31 марта 2010 года только в столице страны было зарегистрировано 78,6 тысячи субъектов предпринимательства.
После апрельского политического переворота в 2010 года и последующего кризиса малый и средний бизнес страны впал в ступор — товарооборот в некоторых сферах упал на 80%. Во время трагических событий июня предприниматели страдали от грабежей безработными, мародерства и пожаров. Предпринимателям, чей бизнес пострадал во время этих событий, специально созданная комиссия по поддержке предпринимательства смогла выплатить только около 25% от объема заявленного ущерба. Сумма ущерба предпринимателей была оценена почти в 900 млн.сомов. Взамен не возмещенной части ущерба пострадавшие бизнесмены получили льготные кредиты, освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при импорте материалов для ремонта пострадавших от мародерства объектов, предоставление отсрочек по уплате налоговых сборов.
Многие субъекты малого предпринимательства избрали для себя жизнь в экономической «полутени», у бизнесменов нет желания развивать и расширять дело, искать партнеров, инвесторов. Международный деловой совет Кыргызской Республики объясняет это неадекватно высокими налогами (в сумме почти 30% от зарплаты) и резко выросшим при новом правительстве уровнем бюрократизма в сфере регулирования экономики — процедура получения лицензий и оформления документов теперь длительная и сложная, сопряженная с коррупцией. Наибольшее число малых предприятий приходится на сферу торговли. Изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения промышленного производства, здравоохранения, образования, физической культуры, социального обеспечения, культуры и искусства, сельского хозяйства идет очень медленно. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная. Наибольшее число малых предприятий этой формы собственности наблюдается в торговле и общественном питании, наименьшее — в области финансов, кредитов, страхования, пенсионного обеспечения.
Кыргызстан существенно отстает от ведущих стран по уровню развития малого предпринимательства, что связано как с объективными, так и субъективными причинами, однако принятые на уровне государства меры по стимулированию роста малых предприятий способствовали возрастанию числа малых предприятий (табл.1).
Можно отметить, что успехи в развитии малого предпринимательства развитых стран объясняются поддержкой на уровне государства инновационных предприятий. Известно, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таблица 1. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах, на начало 2015 г.
Анализ зарубежного опыта активации и поддержки малого предпринимательства показывает, что он основан, прежде всего, на экономических, финансовых и интеллектуальных ресурсах, которыми обладают развитые страны. В этой связи необходима разработка теоретических положений о способах адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства к условиям экономики слабых стран.
Несмотря на существенные различия в экономике стран с развитой рыночной экономикой, Рос-сии и, тем более Кыргызстана, необходимо отметить несколько важных обстоятельств.
Во-первых, малое предпринимательство в странах с рыночной экономикой имеет схожие черты:
— единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
— небольшие масштабы, которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
— относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде.
— семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
— малым предприятиям свойствен особый характер финансирования, при этом имеет место существенная поддержка со стороны государства. В основу финансов малых предприятий положены небольшие кредиты банков.
— наличие системы поддержки и льгот в политике налогообложения малого предприятия.
Рискованный характер малого предпринимательства, высокий уровень зависимости от изменчивости предпринимательской среды, ужесточающаяся конкуренция, нестабильность правовой и норма-тивной базы, несовершенство институциональной среды приводит к необходимости решения проблемы обеспечения устойчивости его развития, причем не только в определенный временной интервал, но и в стратегической перспективе.
В Кыргызстане малое предпринимательство уже более двадцати пяти лет рассматриваются как самостоятельный субъект экономики, и является одним из важнейших объектов реформ, направленных на создание эффективно работающей экономической системы – одной из составляющих успешно-го развития государства в целом.
Список использованных источников
1. Малое и среднее предпринимательство. 2007-2010 гг. Сборник. Национальный статистиче-ский комитет Кыргызской Республики. – Бишкек, 2010г.
2. Гуляев Г.Ю. Современные проблемы экономического развития в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. № 11. С. 3-11.
3. Гуляев Г.Ю. Российский кризис: тенденции и перспективы // International scientific review. 2016. № 1 (11). С. 46-49.