Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Развитие малого предпринимательства в Кыргызской Республике»

Аннотация: Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, приватизация, предприятия, население.

Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что малое предпринимательство обладает огромным потенциалом в решении экономических и социальных проблем Кыргызской Республики. Кыргызские малые предприятия уже сейчас вносят свою лепту в создание новых рабочих мест, в доходную часть бюджета, в стимулирование новаторства и инновационной деятельности, а также в формирование среднего класса собственников, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в Кыргызской Республике.

Историю развития и становления малого предпринимательства независимого Кыргызской Республики можно разделить на три этапа:

1. 1 этап–1990-1993 гг.– бурный рост числа малых предприятий индивидуальных частных предпринимателей;
2. 2 этап – 1994-1997 гг. – развитие сектора МСП происходит в основном за счет роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств;
3. 3 этап – с 1998 гг. по настоящее время – период стабилизации и структурных преобразований.

Решающую роль в развитии предпринимательства в Кыргызстане сыграла масштабная программа Приватизации, проводимая в 1992-1998 гг.

В течение 1990-1993 гг. была создана законодательная база, организационная инфраструктура. В частности принят Закон «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в КР» от 20 декабря 1991 г. В этот период была осуществлена малая приватизация.

Период 1994–1997 гг. характеризуются продажами объектов по конкурсу. Необходимо отметить, что становление и развитие предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике проходило все эти годы при активной поддержке государства. Так, при Правительстве Кыргызстана была создана Государственная комиссия по предпринимательству (ранее это был Государственный фонд поддержки малого и среднего бизнеса), основной целью деятельности которой было обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для успешного развития предпринимательства в Кыргызстане.

Малый бизнес Кыргызстана начал с нуля. Ещё в 2007 году по наблюдению международных экспертов открыть свой бизнес в Кыргызстане было легче, чем в любой другой стране Центральной Азии. Вклад малого и среднего предпринимательства в кыргызскую экономику тогда составлял свыше 40% в некоторых отраслях, 22 % от общего объема ВВП (нацстатком). Это не так много, как в 1990-е — тогда частные предприниматели создавали 70% ВВП страны. К началу 2000-х этот показатель упал.

Кыргызстан находился в числе тройки лидеров по проведению правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, по отчету Всемирного банка. Накануне переворота, на 31 марта 2010 года только в столице страны было зарегистрировано 78,6 тысячи субъектов предпринимательства.

После апрельского политического переворота в 2010 года и последующего кризиса малый и средний бизнес страны впал в ступор — товарооборот в некоторых сферах упал на 80%. Во время трагических событий июня предприниматели страдали от грабежей безработными, мародерства и пожаров. Предпринимателям, чей бизнес пострадал во время этих событий, специально созданная комиссия по поддержке предпринимательства смогла выплатить только около 25% от объема заявленного ущерба. Сумма ущерба предпринимателей была оценена почти в 900 млн.сомов. Взамен не возмещенной части ущерба пострадавшие бизнесмены получили льготные кредиты, освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при импорте материалов для ремонта пострадавших от мародерства объектов, предоставление отсрочек по уплате налоговых сборов.

Многие субъекты малого предпринимательства избрали для себя жизнь в экономической «полутени», у бизнесменов нет желания развивать и расширять дело, искать партнеров, инвесторов. Международный деловой совет Кыргызской Республики объясняет это неадекватно высокими налогами (в сумме почти 30% от зарплаты) и резко выросшим при новом правительстве уровнем бюрократизма в сфере регулирования экономики — процедура получения лицензий и оформления документов теперь длительная и сложная, сопряженная с коррупцией. Наибольшее число малых предприятий приходится на сферу торговли. Изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения промышленного производства, здравоохранения, образования, физической культуры, социального обеспечения, культуры и искусства, сельского хозяйства идет очень медленно. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная. Наибольшее число малых предприятий этой формы собственности наблюдается в торговле и общественном питании, наименьшее — в области финансов, кредитов, страхования, пенсионного обеспечения.

Кыргызстан существенно отстает от ведущих стран по уровню развития малого предпринимательства, что связано как с объективными, так и субъективными причинами, однако принятые на уровне государства меры по стимулированию роста малых предприятий способствовали возрастанию числа малых предприятий (табл.1).

Можно отметить, что успехи в развитии малого предпринимательства развитых стран объясняются поддержкой на уровне государства инновационных предприятий. Известно, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таблица 1. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах, на начало 2015 г.

Анализ зарубежного опыта активации и поддержки малого предпринимательства показывает, что он основан, прежде всего, на экономических, финансовых и интеллектуальных ресурсах, которыми обладают развитые страны. В этой связи необходима разработка теоретических положений о способах адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства к условиям экономики слабых стран.

Несмотря на существенные различия в экономике стран с развитой рыночной экономикой, Рос-сии и, тем более Кыргызстана, необходимо отметить несколько важных обстоятельств.

Во-первых, малое предпринимательство в странах с рыночной экономикой имеет схожие черты:

— единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
— небольшие масштабы, которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
— относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде.
— семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
— малым предприятиям свойствен особый характер финансирования, при этом имеет место существенная поддержка со стороны государства. В основу финансов малых предприятий положены небольшие кредиты банков.
— наличие системы поддержки и льгот в политике налогообложения малого предприятия.

Рискованный характер малого предпринимательства, высокий уровень зависимости от изменчивости предпринимательской среды, ужесточающаяся конкуренция, нестабильность правовой и норма-тивной базы, несовершенство институциональной среды приводит к необходимости решения проблемы обеспечения устойчивости его развития, причем не только в определенный временной интервал, но и в стратегической перспективе.

В Кыргызстане малое предпринимательство уже более двадцати пяти лет рассматриваются как самостоятельный субъект экономики, и является одним из важнейших объектов реформ, направленных на создание эффективно работающей экономической системы – одной из составляющих успешно-го развития государства в целом.

Список использованных источников

1. Малое и среднее предпринимательство. 2007-2010 гг. Сборник. Национальный статистиче-ский комитет Кыргызской Республики. – Бишкек, 2010г.
2. Гуляев Г.Ю. Современные проблемы экономического развития в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. № 11. С. 3-11.
3. Гуляев Г.Ю. Российский кризис: тенденции и перспективы // International scientific review. 2016. № 1 (11). С. 46-49.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1658

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке