Научная статья на тему «Развитие рефлексивных компетентностей и гуманистического потенциала личности учащегося средней школы в условиях информационного общества»

Аннотация. В данной работе рассматриваются ключевые компетентности ХХІ века в контексте перехода к новой гуманистически-инновационной парадигме образования, а также результатов исследования PISA 2012 «Creative Problem Solving». Анализируются противоречия между традиционными навыками выпускника школы и компетентностями ХХІ века; между потребностями общества в личности с высоко развитым интеллектуальным, духовно-нравственным потенциалом и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ развития рефлексивного и гуманистического потенциала учащегося; между традиционной методикой обучения информатике и необходимостью решать инновационные задачи образовательногопроцессавусловияхширокогоиспользованияновыхинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Ключевые слова: компетентности ХХІ века, рефлексивность, гуманная педагогика, развитие личности, ИКТ, методика обучения информатике.

Актуальность работы

XXI век – это век стремительно возрастающих информационных потоков, технологизации социальных процессов, в котором решающее значение приобретают качества личности, которые детерминируют готовность дать ответ новым вызовам цивилизации. Это умение быстро принимать решения, сотрудничать, использовать ИКТ, критически мыслить, брать на себя ответственность, быть проактивным. Именно поэтому одним из приоритетных направлений развития образования является переход к новой гуманистически-инновационной парадигме обучения, которая обеспечит рост интеллектуального, духовно-нравственного, культурного потенциала общества и личности. Центральное место в указанной парадигме образования занимают инновационные компетентности ХХI века, психологический и гуманистический потенциал личности.

Развитие ИТ, в свою очередь, влияет на определение грамотности населения [1], как способности эффективно работать с информацией, используя различные цифровые технологии. К базовым элементам компьютерной грамотности относятся: культурный, познавательный, конструктивный, коммуникативный, конфиденциальный, творческий, критический, гражданский.

Кроме того, по предположению Института будущего [2] для того, чтобы быть успешным, к навыкам, которые потребуются личности в 2020 году, можно отнести: неординарное мышление; социальный интеллект; вычислительное мышление; инновационное и адаптивное мышле-  ние – умение думать вне заданных траекторий; межкультурная компетентность; умение быстро перерабатывать и резюмировать большой объем данных; умение работать с современными медиа; знания, не ограничивающиеся своей узкой специализацией; умение работать удаленно.

Очевидным и бесспорным является тот факт, что в условиях глобальной информатизации общества в образовательном процессе роль информатики как науки и учебной дисциплины постоянно растет. Появляется необходимость решения более сложных, творческих, требующих критического, рефлексивного осмысления практических задач с применением компьютерных технологий.

Проблемой является тот факт, что в условиях современного информационного общества в инновационно-гуманистическом образовательном процессе существует ряд противоречий: между традиционными навыками выпускника школы и компетентностями ХХI века; между потребностями общества в личности с высоко развитым интеллектуальным, духовно-нравственным потенциалом и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ развития у учащихся рефлексивного и гуманистического потенциала; между традиционной методикой обучения информатике и необходимостью решать гуманистически-инновационные, творческие проблемные задачи образовательного процесса в условиях широкого использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение в процесс обучения информатике учащихся средней школы научно обоснованной методической системы, созданной на основе гуманной педагогики, будет способствовать повышению качества знаний учащихся и эффективному формированию их предметных и ключевых компетентностей, самореализации, раскрытию собственного потенциала, формированию мировоззренческих позиций и ценностных гуманистических ориентиров, развитию рефлексивных механизмов мышления, стимулированию гармоничного развития молодого поколения, способного не только творчески подойти к решению конкретных жизненных ситуаций, но и интегрировать полученные знания для дальнейшего самовоспитания и самообразования.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью модернизации методики обучения и воспитания на качественно новом уровне. Исходя из этого, целью нашей работы является исследование рефлексивных компетентностей – как одних из ключевых компетентностей ХХI века, а также гуманистического потенциала личности в инновационной образовательной среде средней школы.

Теоретические предпосылки

В условиях информационного общества перед современным образованием стоит ключевой вопрос: предоставляет ли школа возможность приобретения компетентностей, необходимых личности ХХI века? PISA 2012 представляет результаты исследования, целью которого являлся поиск ответа на этот вопрос среди более чем 85000 учащихся из 44 стран мира.

Неоспоримым является тот факт, что современная образовательная система построена на идее академической успеваемости. Исследователи PISA 2012 утверждают, что эта идея требует корректировки. Целью качественно нового преподавания является развитие метакогнитивных, творческих навыков, а также навыков эффективного мышления в незнакомой ситуации, навыков саморегуляции, планирования, создания стратегий для решения проблем, самообразования личности во взаимодействии с неизвестными системами, инициативности [3].

Согласно материалам образовательной программы «Партнерство по поддержке навыков XXI века» среди них выделяют три блока: навыки обучения и новаторства; навыки в области информационных данных, средств связи и технологий; профессиональные и жизненные навыки. Считая основой обучения XXI века развитие критического мышления, его систематизируют в три основные группы компетентностей: информатические, рефлексивные, исследовательские [5, 6, 7, 8, 9].

Основным в группе информатических компетентностей является умение работать с информационными данными, использовать их для решения поставленных задач и проблем, как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни, для приобретения новых знаний и дальнейшего образования, развития собственных возможностей. Одними из основных проявлений рефлексивных компетентностей является осмысление, самооценка, саморегуляция и самоконтроль деятельности. К исследовательским компетентностям можно отнести следующие качества: способность к анализу, синтезу, обобщению, формализации; выявление и формулировка проблемы, задачи; способность к прогнозированию, моделированию деятельности, эксперименту [10, 11].

В дополнение к важнейшим компетентностям личности ХХI века PISA 2012 относит компетентность по решению проблем («problem-solving competence»), которая определяется, как способность индивида принимать активное участие в когнитивных познавательных процессах осмысления и решения проблемных ситуаций (ситуаций, в которых метод решения не является очевидным). Данная способность предполагает готовность личности к реализации собственного рефлексивного потенциала в решении нестандартных интерактивных проблем [3, с.28].

Реализация данной компетентности личности базируется на трех аспектах: характере проблемной ситуации, познавательных процессах решения задач и контексте проблемы. Именно они, на наш взгляд, должны послужить модернизации образовательных методологических подходов [3, с.35].

  • По характеру проблемной ситуации различают: интерактивную (информационные данные должны быть раскрыты путем изучения проблемной ситуации) и статическую проблему (все необходимые информационные данные для решения проблемы раскрываются в условии задачи).
  • В контексте проблемы различают их установку, а также направленность. Установка предполагает отбор задачи по особенностям работы с технологическим устройством (технология или не-технология). Направленность определяет среду, в которой будет реализовываться проблема (личностная или социальная).
  • Среди познавательных процессов решения проблем различают: изучение и осмысление информационных данных; презентация и формулирование (построение модели представления проблемной ситуации и формулирование гипотезы о соответствующих факторах и отношениях между ними); планирование и выполнение; мониторинг и рефлексивность (мониторинг прогресса, реакция на обратную связь, рефлексивное осмысление решения, информационных данных, принятие стратегии) [3, с.82-83].

Особое внимание следует уделить именно последнему процессу – как метакогнитивной надстройке, кульминации осуществляемых личностью когнитивных процессов, ведь исследователи доказывают, что всего лишь 25% учащихся решают проблемные задачи, которые предполагают высокий уровень развития рефлексивной компетентности личности [3, с.37]. Рефлексивная компетентность – сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия; коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образ собственного «Я»; интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним [12, 13].

Проведенный теоретический анализ роли рефлексивности в процессе гуманизации образования и раскрытия гуманистического потенциала позволяет утверждать, что:

  • Становление гуманистической парадигмы образования происходит на основе рефлексивно-инновационного процесса переосмысления структур мыслительной деятельности, гармонизированной с действительностью (Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов Ю.В.);
  • Рефлексивность как качество мышления в настоящее время стала свойством характера образования, от становления личности ребенка в дошкольном возрасте до революционной «человекоцентрированной рефлексивности» новой метатеории образования (Давыдов В.В., Кузнецова А.Я.). Под рефлексией понимается нравственная деятельность, духовный  самоанализ,  а также мыслительное качество личности, которое детерминирует способность оперировать нравственным кодексом (Вульфов Б.3., Кузнецова А.Я.);
  • Ключевой чертой понятия гуманистический потенциал личности является гуманизм
  • «рефлектированный человекоцентризм», который предполагает рефлексивное осмысление ценности человека как первоначала и переосмысление всех остальных ценностей в этой системе отсчета (Кузнецова А.Я.).

Проведенный теоретический анализ показал, что в основе ключевых навыков новой инновационно-гуманистической парадигмы среднего образования ХХI века заложены две важные составляющие, которые требуют особого внимания и дополнительных исследований. Это рефлексивный и гуманистический потенциал учащихся.

Эмпирическое исследование этих особенностей личности позволило нам систематизировать инновационные педагогические методы работы, инструменты обучения информатике для того, чтобы предоставить духовно-нравственные ориентиры, подготовить воспитанника к эффективной жизнедеятельности в изменчивом мире. С целью формирования высокообразованной, творческой, гармоничной личности с новым типом мышления, которая обладает навыками и ключевыми компетентностями XXI века, нами разработана методическая система обучения информатике в средней школе по развитию рефлексивного и гуманистического потенциала личности учащегося.

Общая цель методической системы: всестороннее гармоничное развитие личности с новым типом мышления, которое предусматривает развитие гуманизма, духовности, нравственности, гуманного отношения к окружающему миру, гуманных качеств личности, а также рефлексивности как интеллектуального механизма реализации гуманистических ориентиров учащегося. Задачи: развитие у учащихся навыков и умений выполнять основные операции с информационными объектами, ключевых компетентностей XXI века, рефлексивности личности, которая предусматривает развитие рефлексивного мышления, рефлексивных способностей, гуманизма, гуманных качеств, ценностей, формирование гуманистического мировоззрения, приобретение навыков рефлексивного и гуманного поведения. Психолого-педагогические механизмы развития ценностно-мотивационной сферы учащихся: рефлексивность, идентификация, подражание, эмоциональное обусловливание (формирование  эмоционально-положительного отношения к гуманным качествам и способам поведения), мотивационное опосредование, конформность, вживание в социальную роль, редукция когнитивного диссонанса (механизм поддержания внутренней согласованности взглядов). Учебные средства: программные учебные средства, объектно-ориентированные программные системы, учебное демонстрационное оборудование, системы искусственного интеллекта, предметно-ориентированные среды учебного и развивающего назначения [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22].

Таким образом, сущность и особенности методической системы изучения информатики, построенной на принципах гуманной педагогики, заключаются в том, что духовность, нравственность, проблемное рефлексивное обучение становятся основой всего образовательного процесса [15, 16, 17]. В условиях такого обучения ребенок становится исследователем собственного внутреннего мира, ценностей жизни общества, прекрасных человеческих качеств, поступков и др. Проблемные задачи, которые ставит педагог перед учащимся, пронизаны идеями человечности, гуманизма, доброты, утверждением прекрасного в человеческих взаимоотношениях. И, как следствие, результатом такой образовательной деятельности является развитие рефлексивного и гуманистического потенциала личности.

Методы исследования

С целью эмпирического исследования рефлексивного и гуманистического потенциала личности учащихся разработан психодиагностический комплекс, в который вошли: 1. Методика А.В.Карпова – В.В. Пономаревой «Значение индивидуальной степени проявления рефлексивности»; 2. Методика «Самооценка личности» О.И.Моткова и другие [14]. Для обработки результатов использовались статистические методы обработки данных факторный, корреляционный анализ. В целом, в эксперименте принимали участие 198 респондентов Харьковской гимназии №14 в возрасте от 14 до 18 лет    в течение 2011-2014 годов. Порядок проведения экспериментальных исследований был следующим: первый этап – диагностика развития и взаимовлияния рефлексивности и гуманистического потенциала личности учащихся; второй этап – апробация в экспериментальной группе методической системы  изучения  информатики на принципах гуманной педагогики; третий этап – контрольное эмпирическое исследование уровней развития рефлексивных компетентностей и гуманистического потенциала.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Диагностика развития и взаимовлияния рефлексивной компетентности и гуманистического потенциала личности учащихся предполагает следующие шаги. С целью выявления особенностей развития рефлексивных компетентностей первым шагом являлось определение уровней сформированности рефлексивности среди респондентов. Обобщая данные, полученные по методикам исследования рефлексии среди двух групп – учащихся 8-9-х и 10-11-х классов, можем говорить о том, что именно в возрасте 15-18 лет происходят качественные изменения в рефлексивной сфере личности [4, 14]. С целью анализа факторов развития рефлексивной компетентности учащихся, а также ее взаимосвязи  с гуманистическим потенциалом личности нами был использован факторный, а также корреляционный анализ по Пирсону. На основе матриц интеркорреляции была построена корреляционная плеяда, представленная на Рис. 1.

Как видим, своеобразным стержнем структуры развития личности является взаимосвязь между тремя показателями: рефлексивностью, нравственностью и гармоничностью. Повидимому, развитие именно этих личностных качеств происходит во время обучения в средней школе синхронно и взаимообусловлено.

Рассмотрим факторы развития рефлексивности. Среди них: нравственность, гармоничность. Факторами взаимовлияния нравственности личности являются самостоятельность, креативность, рефлексивность и гармоничность. Как видим, важным условием развития нравственных ориентиров  личности  является не только рефлексивность и гармоничность, но и ее автономность, а также творческие  навыки. Ключевым среди исследуемых показателей оказался показатель гармоничности личности. Факторами взаимовлияния гармоничности являются: нравственность, рефлексивность, самостоятельность, креативность.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что фундамент личности учащегося средней   школы   образует   связка «рефлексивность ↔ нравственность ↔ гармоничность ↔ общая самооценка». Центральным элементом в нашем исследовании личностного потенциала  является «гармоничность». Полученные данные позволяют нам построить модель развития  личностного потенциала (представлена на Рис.2.). Она представляет собой спираль в виде огибающей цилиндра, двумя образующими которого являются векторы развития рефлексивного и гуманистического потенциалов личности. Уровень развития рефлексивных компетентностей личности отмечается точкой на шкале рефлексивного потенциала. На шкале гуманистического потенциала отмечается максимально достигнутый уровень нравственных, духовных взаимоотношений личности в сферах ее общественных отношений. Через две точки на рефлексивном и гуманистическом векторах развития личности проходит траектория гармонизации, которая с обретением личностью компетентностей ХХI века формирует плоскость сечения цилиндра. Объем цилиндра под плоскостью сечения количественно и визуально свидетельствует о степени развития и гармоничности личности. Осознанное стремление к гармонии мотивирует личность на повышение ее рефлексивного потенциала. Как результат, личность формирует фундамент для построения высокодуховных, нравственных отношений с окружающим миром и с собой, повышая гуманистический потенциал.

Таким образом, обретая компетентности ХХI века, повышая гуманистический и рефлексивный потенциал, личность тем самым поднимается по траектории гармонизации своей жизни. Заключительным этапом работы является контрольное эмпирическое исследование уровней развития рефлексивных компетентностей и гуманистического потенциала личности после апробации в образовательной практике 20132014 гг. методической системы изучения информатики, построенной на принципах гуманной педагогики.

Сравнительный анализ данных измерения уровня рефлексивных компетентностей учащихся на констатирующем и контрольном этапах эксперимента был осуществлен с помощью пакета «Педагогическая статистика» по критерию Крамера-Уэлча. Эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча Tэмп = 2,3571 является большим критического T0,05=1,96, то есть с вероятностью 95% можно утверждать, что различия в результатах в контрольной и экспериментальной группах являются статистически значимыми.

Полученные данные позволяют утверждать, что у учащихся экспериментальной группы наблюдается положительная динамика развития рефлексивных компетентностей. И хотя показатель высокого уровня развития этого качества личности остается 15 % до и после эксперимента, показатели низкого уровня уменьшаются с 37% до 21 %, показатели среднего уровня увеличиваются на 16 %. У контрольной группы наблюдается отрицательная динамика развития этого качества (показатели высокого и среднего уровней снижаются). Можем предположить, что период обучения с 10 по 11 класс является кризисным для развития этого феномена, возможно, этот факт связан с жизненным этапом профессиональной оптации [4].

Таким образом, мы видим, что развитие рефлексивных качеств личности среди учащихся 10-11 классов требует специального психолого-педагогического влияния, а разработанная нами методика способствует положительной динамике развития рефлексивности личности.

Результаты развития гуманистического потенциала учащихся, представленного двумя показателями «нравственность» и «гармоничность», после внедрения в практику обучения методической системы изучения информатики на основе гуманной педагогики оказались качественно выше.

Проверка и сравнительный анализ данных, которые осуществлялись с помощью статистических критериев (Вилкоксона-Мана-Уитни, Крамера-Уелча) предоставили возможность утверждать, что существует положительная динамика развития гуманистического потенциала после внедрения методики в практику учебного процесса. В контрольной группе высокий показатель нравственных качеств личности вырос на 14%, а в экспериментальной – на 22%; показатель гармоничности – на 3% и 4% соответственно. Разработанная методика обучения информатике на принципах гуманной педагогики способствует развитию личностного потенциала учащихся средней школы.

Выводы

1. Становление гуманистической парадигмы образования происходит на основе рефлексивно-инновационного процесса переосмысления структуры мыслительной деятельности. Ключевой в такой системе становится личность, не только обладающая суммой знаний, но и необходимыми компетентностями ХХI века: информатической, рефлексивной, исследовательской, компетентностями по решению проблем.

2. Представлена модель развития личностного потенциала учащегося, которая базируется на взаимовлиянии его гуманистической и рефлексивной составляющих. Главным мотивом такого процесса является стремление к гармонизации жизни в социальной среде.

3. Создана и апробирована методика обучения информатике по развитию рефлексивных компетентностей и гуманистического потенциала личности в условиях информационного общества. Доказана эффективность данной методики, которая способствует повышению качества знаний учащихся и эффективному формированию их предметных и ключевых компетентностей, раскрытию личностного потенциала, формированию гуманистических мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров, развитию рефлексивных механизмов мышления, стимулированию гармоничного развития молодого поколения, способного не только творчески подойти к решению конкретных жизненных проблем, но и интегрировать полученные знания для дальнейшего самовоспитания и самообразования.

Список использованных источников

1. Dunn Jeff. The 8 Key Elements Of Digital Literacy – Edudemic. URL: http://sco.lt/9FaXlx (Дата обращения: 16.11.2014)
2. Тихомирова Н.В. Концептуальная основа электронного университета. URL: http://sco.lt/5aIy3N (Дата обращения: 16.11.2014)
3. OECD (2014), PISA 2012 Results: Creative Problem Solving: Students’ Skills in Tackling Real-Life Problems (Volume V), PISA, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264208070-en (Дата обращения:16.11.2014)
4. Mukii T. Particular qualities of development of school students’ reflective abilities / Science education and guidance in schools: the way forward 2013 Proceedings International Workshop (21-22 October 2013, Auditorium Sant’Apollonia, Florence, Italy) – p. 241-248, 2013, ISBN: 978-88-903469-2-7
5. Кузьменчук И.В. Навыки ХХІ века и школьное образование. По материалам книги Б.Триллинг и Ч.Фейдл «Навыки ХХІ века. Обучение для для жизни в наше время» (перевод с англ. С.Христофоровой). URL: http://edu.rucamp.org/ posts/14425029 (Дата обращения: 16.11.2014)
6. Коваленко Л. Т. Образование сегодня: от когнитивной парадигмы до «Навыков ХХІ века». URL: http://www.ippo.org.ua/fi les/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8/%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0% 86_%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%9D%D0%98_2012/0624/2.doc (Дата обращения: 16.11.2014)
7. Лукша П.О. «Навыки будущего»: фронт радикальных инноваций в образовании: презентация. URL: http://www.slideshare. net/PavelLuksha/skills-of-the-future-frontier-of-the-radical-innovation-in-education (Дата обращения: 16.11.2014)
8. Ключевые компетенции для Европы. URL: http://atc21s.org/default.aspx (Дата обращения: 16.11.2014)
9. Intel: Путь к успеху. URL: http://uspih.iteach.com.ua/for-trainers/treasury/21century (Дата обращения: 16.11.2014)
10. Шолом Г.И. Использование инновационных методов обучения на уроках информатики //Компьютер в школе и семье.-2011. №5(93). С.11-13.
11. Lipman M. Critical thinking: what can it be? – N.J.: Institute for Critical Thinking, 1998.
12. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Принципы рефлексивной психологи педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 35-38.
13. Мукий Т.В. Понятие рефлексии в современной психологии и гуманитарных науках // Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины, 2012. Том ХІІ: Выпуск 15: Часть 2. С.232-240
14. Мукий Т.В. Современные психологические технологии диагностики рефлексивности // Наука и образование: Научно- практический журнал южного научного центра НАПН Украины: Психология: 9’2012/CVX: Тематический спецвыпуск:
«Когнитивные процессы и творчество», 2012. С.153-157
15. Mukii T.V., Siurin O.N.: Advanced computer technologies as an instrument for student’s virtual reflection development // Madrid, International Association of Technology, Education and Development. Title: ICERI2012 Proceedings, ISBN: 978-84-616-0763-1, 2012. pp. 5997–6006.
16. Мукий Т. В. Проектная деятельность учащихся на уроках информатики на принципах гуманной педагогики // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях: Научно-методический журнал, 2014. Выпуск № 3 (51). С.39-46
17. Мукий Т.В. Интернет-сервисы для формирования компетентностей ХХІ века, или десять сценариев того, как новые медиа могут изменить жизнь школьного класса // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях: научно-методический журнал, 2014. Выпуск № 2 (50). С. 35-44
18. Морзе Н.В., Проценко Г.А. Концепция обучения учащихся информатики в 5-9 классах общеобразовательных учебных заведений // Информатика и информационные технологии в учебных заведениях: научно-методический журнал, 2012.
№3. С. 8-23.
19. Морзе Н.В. Формирование информатических компетентностей учащихся средней школы // Информационные технологии и средства обучения, 2011. №3 (23). URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/issue/view/42 (Дата обращения: 16.11.2014)
20. Морзе Н.В., Кузьминская О.Г. Компетентностные задачи по информатике // Научный журнал НПУ им. М.П. Драгоманова. Серия №2. Компьютерно-ориентированные системы обучения: Сборник научных трудов, 2008. №6 (13). С.16-22.
21. Морзе Н.В. Методика обучения информатики: Пособие для студентов педагогических университетов. К.: Курс, 2002. 895 с.
22. Морзе Н.В. Основы методической подготовки учителя информатики. Монография, 2003. К.: Курс. 372 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

989

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке