Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Реализация дисциплины «физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС ВО (опыт ПЕТРГУ)»

Аннотация: в данной статье представлены изменения в образовательном процессе по физическому воспитанию, вызванные требованиями нового ФГОС ВО. Выделены основные ключевые проблемы в реализации дисциплины «Физическая культура», сделан анализ и выстроена модель реализации дисциплины «Физическая культура» в соответствии с новыми требованиями.

Ключевые слова: физическая культура, балльно-рейтинговая система, учебные занятия, элективные дисциплины, ФГОС ВО.

Высшее образование в Российской Федерации регламентируется следующими законодательными актами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  • Приказ Минспорта России «О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 04.09.2013 №
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403 «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  • ФГОС ВО.

В данной статье как раз и представлены изменения в образовательном процессе по физическому воспитанию, вызванные требованиями нового ФГОС ВО (так называемого ФГОС 3+).

Студенты ПетрГУ охвачены различными формами физического воспитания и спорта (учебными и внеучебными) [1, С.81].

Основная форма работы со студентами — это обязательные учебные занятия по дисциплине

«Физическая культура», которые проводятся со студентами с 1 по 3 курсы (в некоторых институтах ПетрГУ учебные занятия по физическому воспитанию проводятся и на 4 курсе — медицинский институт, институт педагогики и психологии). Таким образом, практически 100% студентов очного обучения вовлечены в учебные занятия по физической культуре на протяжении всего периода обучения.

Внеучебными формами физического воспитания (Спартакиады ПетрГУ по видам спорта, Дни Здоровья, спортивные праздники, физкультурно-оздоровительные мероприятия) охвачены 60-70% студентов. В спортивных секциях занимаются до 15 % студентов (в ПетрГУ функционируют 16 спортивных секций по различным видам спорта) [2, С. 33-35].

Спортсменов, относящихся к категории «спорт высших достижений» в ПетрГУ – обучается не более 1%.

Основными ключевыми проблемами в реализации дисциплины «Физическая культура» можно считать следующие:

  • успеваемость (задолженность по дисциплине «Физическая культура» на некоторых факультетах достигает 50 %);
  • посещаемость;
  • мотивация.

Для решения указанных проблем было предпринято следующее:

  1. Консолидировать ресурсы административного аппарата ПетрГУ в создании единой системы распределения учебной нагрузки и учебного расписания.
  2. Разработать вариативные модели программ физической культуры.
  3. Ввести балльно-рейтинговую систему оценивания.
  4. Учитывать потребности студентов в физкультурно — спортивной деятельности.

В соответствии с ФГОС ВО 3+ вводится понятие элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов.

Для реализации требований ФГОС преподавателями кафедры физической культуры ПетрГУ были разработаны вариативные программы дисциплины «Физическая культура» по различным элективным направлениям. Каждая программа разбита на 5 модулей по 64-66 часов (со 2 по 6 семестр включительно). Занятия 4 часа в неделю. В конце каждого семестра итоговый контроль и обязательный зачет (зачет нужен обязательно, т.к. студент может в новом семестре выбрать новый модуль – другой элективный курс и без официального зачета будет путаница в случае с должниками).

Выбирая элективные дисциплины, студент может оставаться в рамках одного вида спорта (освоит все 5 модулей и добьется определенного спортивного совершенствования) или выбирать разные. В рабочих программах предусмотрен входной контроль для каждого модуля в рамках элективной дисциплины – для определения уровня готовности студента к обучению в той или иной группе (т.е. студент 3 курса может впервые выбрать, например, волейбол и оказаться по своему уровню готовым к прохождению только 1 или 2 модуля данного элективного направления). Здесь существуют определенные сложности для составления расписания, т.к. в одной группе по элективной дисциплине, например волейбол (1-ый модуль), могут оказаться студенты не только разных институтов, но и разных курсов.

Преподавателями КФК ПетрГУ было проведено анкетирование студентов 1 курса с целью распределения их по элективным направлениям. Были опрошены 1218 студентов (всего на 1 курсе 1394 чел.). Выбраны следующие элективные модули: волейбол — 120 дев. 100 юн.; баскетбол — 43 дев., 68 юн.; мини — футбол — 58 юн. силовая подготовка (занятия в тренажерном зале) — 71 дев., 141 юн.; фитнесс — 193 дев.; легкая атлетика — 34; гиревой спорт — 32 юн., 10 дев.; лыжные гонки -7; плавание -81 дев.,86 юн; настольный теннис — 11 чел.; самбо — 29 чел.; туризм  — 4; общая физическая подготовка  — 70; специальное медицинское отделение (для студентов с ослабленным здоровьем) — 60.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Было принято решение не организовывать занятия по элективной дисциплине, набравшей менее 25 человек.

Таким образом, была выстроена следующая модель реализации дисциплины «Физическая куль- тура»:

  • Распределение студентов для занятий физической культурой по учебным отделениям: основное, специальное, спортивное.
  • Построение содержания дисциплины «Физическая культура» (элективные дисциплины) на основе модульно-блочного принципа. В рабочих программах должен быть предусмотрен входной контроль для каждого модуля в рамках элективной дисциплины – для определения уровня готовности студента к обучению в той или иной группе и итоговый.
  • Наличие единой системы балльно-рейтингового контроля для оценки результатов обучения по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех направлений подготовки вуза [3].
  • Проведение обязательного мониторинга физического развития и функционального состояния студентов.

Список использованных источников

1. Кремнева В.Н. Спортивный клуб петрозаводского государственного университета: история и современность // в сборнике: Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. Петрозаводский государственный университет. 2016. С. 32-36.
2. Кремнева В.Н., Кариаули А.С. Организация самостоятельной работы студента по физическому воспитанию// в сборнике: Непрерывное образование: опыт ПетрГУ Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей. Научный редактор Т.А. Бабакова. Петрозаводск, 2016. С. 80-85.
3. Кремнева В.Н., Соловьева Н.В.Балльно-рейтинговая система оценивания по дисциплине «Физическая культура» // В сборнике: Непрерывное образование: опыт ПетрГУ Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей. Научный редактор Т.А. Бабакова. Петрозаводск, 2016. С. 85-89.