Ключевые слова: Республика Крым, туристско-рекреационный потенциал, бальнеологические ресурсы, Федеральная целевая программа, Свободная экономическая зона, Свободная таможенная зона.
Республика Крым – субъект Российской Федерации, входящий в состав Крымского федерального округа, образована 18 марта 2014 г. на основании договора о принятии в состав России независимой суверенной Республики Крым. Столица Республики Крым — город Симферополь. 28 июля 2016 года «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти» указом № 375 Крымский федеральный округ был упразднён и включён в состав Южного федерального округа.
Курортно-рекреационный потенциал
Курортно-рекреационный потенциал Крыма обуславливается разнообразием природных ландшафтов — от степных на севере до покрытых лесами Крымских гор в южной части. Богатство Крыма — это его климат, для которого характерно обилие солнца, тепла и света. Особенности циркуляции воздуха в сочетании с влиянием Черного, Азовского морей и Крымских гор формируют три основных климатических района: степной, горный и южно-бережный.
Лечебно-минеральные ресурсы
Крымский полуостров обладает богатейшим рекреационным потенциалом.
Очень высоко оценивается по мировым стандартам рыночная стоимость минерально-сырьевых (бальнеогрязевых) ресурсов Крыма, его пляжей и прибрежных земельных участков. Минеральные воды, которые образуются в недрах земли под влиянием различных геологических процессов, содержат различные соли в ионизированном виде (гидрокарбонатные, хлоридные, сульфидные воды и др.). По природным условиям для создания рекреационной зоны Крым относится к уникальным регионам. Крым занимает одно из первых мест среди стран СНГ по богатству и разнообразию рекреационных ресурсов, среди которых существенная роль принадлежит минеральным водам, лечебным грязям и рапе.
В настоящее время в Крыму известно 26 месторождений лечебных грязей и рапы, а также более 100 источников минеральных вод различного химического состава, 15 грязевых месторождений и 13 крупных месторождений минеральных вод отнесены к категории лечебных.
Рекреационные ресурсы
Рекреационные ресурсы – это природные, природно-технические, социально-экономические и культурно-исторические объекты и их элементы, которые могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях и социально-политических условиях для организации рекреационного хозяйства.
Рекреационное хозяйство относится к группе комплексных отраслей. Оно состоит из множества составляющих (суботраслей), которые разделяются на основе технологической функциональной специализации. Очевидно деление на три суботрасли: лечебно-санаторную, туристскую, оздоровительную. За годы существования СССР Крым получил неофициальный статус всеобщего центра страны по лечению и отдыху. При этом уровень разнообразия и качества лечебных медицинских услуг был достаточно высок, а услуг по отдыху низок. Более 90% рекреационных объектов сконцентрировано на узкой 3-х километровой прибрежной полосе моря, а в глубинных территориях (горно-предгорных) размещены лишь небольшие объекты.
Всего в Крыму насчитывается более 600 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, используемых как для круглогодичного, так и для сезонного лечения. Санатории и пансионаты с лечением составляют 28% этих учреждений и расположены преимущественно на Южном берегу Крыма, а также на курортах Евпатория, Саки, Феодосия. Все санатории Крыма имеют специализацию, зависящую от особенностей лечебных факторов местности, где они расположены. Бальнеотерапия1 в Крыму – это одна из наиболее популярных методик лечения и восстановления организма. Санаторно-курортное лечение в Республике Крым основано на применении природных лечебных ресурсов в сочетании с физиотерапевтическими и медикаментозными методами, причем природным ресурсам отводится главенствующая роль. К природным лечебным ресурсам относятся ландшафты, биоклимат и гидроминеральные ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи). Основой классификации курортов служит их ведущий природный лечебный фактор. В соответствии с этим курорты делят на бальнеологические, грязевые и климатические. Их цель – обслуживание людей, стремящихся к отдыху и восстановлению здоровья. В силу этих обстоятельств популярными местами размещения курортов всегда были и остаются пляжи, горы, озёра, а также территории, предоставляющие возможности для отдыха, лечения в естественных климатических и природных условиях. Крым является лучшим этому примером.
Приоритеты развития ФЦП
В наше время основные приоритеты развития республики отражены в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Цель Программы является интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.
Основные приоритетные направления:
- Развитие энергетического комплекса;
- Развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения;
- Развитие транспортного комплекса;
- Развитие социальной сферы;
- Комплекс связи и массовых коммуникаций;
- Формирование промышленного комплекса;
- Формирование туристско-рекреационных кластеров;
- Обеспечение межнационального единства.
Правительством России опубликован текст федеральной целевой программы развития Крыма, которая обойдется для федерального бюджета до 2020 года в 654 миллиардов рублей. В 2014–2017 годах в Крыму запланировано строительство моста через Керченский пролив. Почти половина всех расходов федерального бюджета выделяемого на развитие Крыма планируется израсходовать на мостовую переправу через Керченский пролив.
Приоритетные виды рекреации и туризма и задачи их развития в Республики Крым Можно выделить:
- Сохранение лечебной специализации курортов, созданных на базе высококачественных климатических, бальнеологических и грязевых ресурсов и создавших уникальные высокоэффективные методики курортного лечения, проведение их комплексной модернизации.
- Создание бальнеогрязелечебных комплексов на озерах Керченского полуострова (Чокракское, Тобечикское и др.); налаживание производства и экспорта лечебной и парфюмерно-косметической продукции.
- Расширение лечебно-профилактических услуг здравниц и отелей (SPA-программы, краткосрочные «туры красоты» и др.).
Если стратегия реализуется в соответствии с намеченным планом, то Республика Крым может выполнить ряд задач – это удовлетворение потребностей максимальной численности населения нашей страны и зарубежных гостей в лечении и отдыхе в соответствии с их интересами и материальными (финансовыми) возможностями; организация услуг по отдыху и лечению в соответствии с постоянно возрастающими и меняющимися материальными, социальными и духовными потребностями человека; обеспечение высокого качества всех видов услуг (обслуживания) по отдыху и лечению с учетом их трудоемкости; обеспечение экологической чистоты всех видов услуг по лечению и отдыху; обеспечение максимального использования основных фондов, производственных мощностей, капитальных и финансовых вложений курортов, закрепленной территории; организация рационального и эффективного использования трудовых ресурсов курортного хозяйства; обеспечение социальной защищенности работников курортного обслуживания; обеспечение комплексного гармоничного развития курортной зоны и курортного обслуживания, охватывающего весь вышеперечисленный состав задач, на основе стимулирования жителей и обслуживающего персонала в максимальном удовлетворении потребностей отдыхающих в лечении и отдыхе.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Основные отрасли экономики Крыма — промышленность, туризм, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство, торговля. Основные отрасли промышленности: пищевая, химическая, машиностроение, добыча природного газа, добыча стройматериалов, электроэнергетика. В настоящее время в Крыму действует режим свободной экономической зоны.
Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность. С 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны», в соответствии с которым Севастополь и Крым приобретают статус Свободных экономических зон (СЭЗ). Весь крымский полуостров до 2040 года официально признан Специальной Экономической Зоной (СЭЗ). Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:
- Снижение ставки налога на прибыль организаций:
- федеральный бюджет – 0% на 10 лет;
- бюджет Крыма – 2% в первые года;
- 6%–4 по 8 годы;
- 13,5%-с 9-го года;
- Освобождение от уплаты налога на имущество организаций – на 10 лет;
- Применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств;
- Освобождение от уплаты земельного налога организациями – участниками СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- Пониженные тарифы страховых взносов;
- Применение на территории СЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.
«Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза».
Эти, как и многие другие приятные налоговые сюрпризы, призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на крымском полуострове. Правительство России стремится создать для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия.
Заключение
Автономная республика Крым является курортным регионом, следовательно, туризм – это основная отрасль в экономике республики. В данной статье нами был проведен анализ состояния туристско-рекреационного потенциала Крыма, определены основные проблемы развития и рассмотрены перспективы на будущее. В Крыму заключены все возможности для развития туризма. Разнообразный ландшафт и природно-климатические условия, грязи и источники. Формирование и развитие туризма зависит от эффективности туристской политики в Крыму, закрепление его положительного имиджа как привлекательного места туристского назначения, наращивания материально технической базы региона, а также финансирование со стороны государства и частных инвесторов.
Основные проблемы низкой экономической эффективности функционирования туристско-рекреационного комплекса Крыма вызваны сезонным характером работы подавляющего большинства здравниц, неконкурентоспособностью многих видов услуг вследствие ограниченного ассортимента, неудовлетворительным качеством услуг и негибким ценообразованием; значительной изношенностью основных фондов и отвлечением средств на их поддержание в рабочем состоянии.
Инвестиционная активность в туристско-рекреационном комплексе Автономной республики Крым и г. Севастополя остается низкой и пока не может в полной мере обеспечить эффективную реструктуризацию и усиление конкурентных позиций Крыма на международном рынке туристско-рекреационных услуг. Прерогатива вложений основных денежных средств федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» отдана решению транспортной проблеме Крыма – строительству Керченского моста, что в свою очередь, откладывает решение проблемы процесса реконструкции санаторно-курортных здравиц на более длительный срок (до 2018 года).
Список использованных источников
1. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1996г. №101 «О федеральной целевой программе «Развитие курортов федерального значения».
2. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
3. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
4. Стратегия социального и экономического развития Автономной Республики Крым на 2011–2020 гг. (Проект).
5. Багрова Л.А., Багров Н.В., Новые подходы к использованию рекреационного потенциала Крыма. // Проблемы экологии и рекреации Азово-Черноморского региона. — Симферополь: Таврида, 1995.
6. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М., Финансы и статистика, 2002.