Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Ресурсные информационные модели»

Аннотация. Раскрывается содержание информационных моделей как основы для организации информационных ресурсов. Описывается состав информационной модели (набор параметров, связи между параметрами, правила построения, изменения и использования) а также перечисляется ряд особенностей информационной модели, состоящей в ее описательной функции объектов, процессов и явлений, многоаспектности такого описания, сложности и наличии в своем составе простых информационных единиц.

Ключевые слова: информация, моделирование, информационные ресурсы, информационные модели, дескриптивные информационные модели, ресурсные информационные модели, философия информации.

Последние десятилетия характеризуются широким применением информационных ресурсов в производстве,

науке и образовании. Развитие информационной экономики влечет к сокращению. Существующие тенденции развития требуют накопления и более эффективного использования информационных ресурсов. Современные компьютерные информационные ресурсы и технологии часто связывают с понятием «цифровые». Как средства хранения информационных ресурсов появились различные типы баз данных и цифровых библиотек. Они содержат документы и информацию как на естественном языке [1, 2], так и в цифровой форме [3]. Зависимость ресурсов от систем хранения привела к парадигме [4, 5] «ресурс – это «все, что можно идентифицировать»». Однако идентификация требует классификации с учетом качественных свойств и признаков. Тем не менее, в настоящее время в подавляющем большинстве литературных источников не делают различия между дескриптивными и ресурсными информационными моделями. Это касается хранения и использования таких ресурсов. Основу хранения информационных ресурсов составляют базы данных [6] и специальные отраслевые фонды [7] и хранилища, типа национальной инфраструктуры пространственных данных [8]. Поэтому актуальным является исследование ресурсных информационных моделей и сравнение их с другими информационными моделями.

Информационные модели

Основу информационных ресурсов составляют информационные модели. С позиций качественного содержания и семантики информационных моделей их делят на три категории [9], описательные (дескриптивные), ресурсные (накопление опыта) и интеллектуальные (активные). С понятием информационной модели тесно связано понятие объекта управления, который отображает информационная модель.

Информационная модель (information model – InfM) – формализованная, взаимосвязанная совокупность идентифицируемых и информационно определенных параметров, отражающая не только основные свойства объектов моделирования, но и наиболее существенные отношения между ними и окружающей средой [10].

Информационная модель включает: набор параметров (set of parameters), связи (relations) между параметрами, правила (regulations) построения, изменения и использования. Параметры могут образовывать разные группы: определяемые и вычисляемые; допустимые и критические; качественные и количественные, управляющие и констатирующие и др.

Связи могут задаваться аналитическими выражениями, словесными формулировками, ограничениями, статистическими характеристиками и т.д. Это означает, что информационная модель является более широким объектом, чем формализованная информация. Она может использоваться при наличии неформализованной информации. Кроме того связи в информационной модели могут быть динамическими. Это позволяет, задавая одни параметры, менять другие.

Таким образом «информация» в общем случае представляет собой произвольное описание. Информационная модель лишена такой произвольности. Она должна отвечать дополнительным требованиям по ее формализации и содержать синтаксис, семантику и прагматику. Информационная модель имеет ряд особенностей.

Первая особенность информационных моделей состоит в том, что одна из ее основных функций – описательная. Это означает, что модель может использоваться как средство описания объекта, процесса или явления.

Вторую особенность информационных моделей – многоаспектность описания, или многозначность. На один и тот же объект в зависимости от выбора аспекта рассмотрения может быть сформировано несколько информационных моделей.

Третья особенность информационной модели в том то, что она может быть сложной информационной единицей. Это может быть единица обработки в информационных системах, единица обмена в информационных технологиях, единица анализа в системах моделирования.

Четвертая особенность информационной модели в том, что она всегда состоит из простых информационных единиц [11]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Информационные модели составляют основу информационных ресурсов. Базис информационных ресурсов составляют три класса моделей: дескриптивные (описательные), информационно-ресурсные, интеллектуальные [1, 2]. Все три класса моделей относятся к информационным ресурсам, но они имеют качественное различие. Поэтому, говоря об информационных ресурсах, необходимо уточнять какие информационные модели применяются. Для того, чтобы подчеркнуть особенности ресурсной модели рассмотрим сначала дескриптивную модель как базу ресурсной модели.

Дескриптивные информационные модели

Дескриптивным классом информационных моделей называют класс моделей, основной функцией которого является описание (процесса, явления, объекта, сущности, факта и т.д.) [12]. Модели этого класса выполняют функции информационного сообщения. Эти модели могут быть простыми и составными.

Применимость этих моделей определяется сроком годности информации, которую они содержат. Они соответствуют определению информации как совокупности сведений, передаваемых письменным или другим способом. Как правило, эти модели слабо типизированы и неструктурированны.

Для дескриптивных информационных моделей характерны следующие признаки: внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность. Внутренняя интерпретируемость достигается использованием тезаурусов или словарей, связанность достигается на основе контекста.

Примерами таких моделей могут служить: файл, текстовый документ, речевое сообщение, рисунок и пр. Изменение таких моделей допускает только сокращение или увеличение при сохранении связей иерархии внутри модели.

Основу любой информационной модели составляют информационные единицы (ИЕ), которые задают структуру и объем. Поэтому их называют структурными информационными единицами [13]. Содержательная часть моделей описывается с помощью семантических информационных единиц (СИЕ) [14]. Для семантических информационных единиц структурные информационные единицы играют роль формального носителя информации.

Ситуация на рис.1А соответствует исходной дескриптивной модели. Ситуация на рис.1Б соответствует уменьшенной дескриптивной модели. Ситуация на рис.1В соответствует увеличенной дескриптивной модели. Это два преобразования, которые допускает дескриптивная информационная модель при сохранении связей и отношений иерархии. Жесткость связей показана на рис.1 сплошными линиями.

Примером дескриптивной модели является бумажная книга или научно-технический отчет. Информационными единицами в них являются символы.  Семантическими  информационными единицами являются слова. Книгу или отчет можно сократить (рис.1Б) или дополнить (рис.1В). Но при этом иерархия, отраженная в оглавлении книги сохраняется.

Особенности ресурсных информационных моделей

Информационно-ресурсным или просто ресурсным классом моделей называют класс моделей, основной функцией которого является возможность улучшения качества модели на основе накопленного опыта [1, 2].

Информационно-ресурсные модели включают свойства моделей информационно-описательного класса. Основные функции этих моделей: описание объекта, хранение информации об объекте, модификация информации. Они имеют особое свойство моделей этого класса – ресурсность.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Ресурсность модели – свойство модели, которое заключается в возможности накопления опыта и использования опыта для улучшения характеристик или качества модели.

В результате модификации ресурсной модели могут появляться новые связи, которые создают новый смысл. Могут появляться новые семантические единицы в той же совокупности единиц. Информационная модель как информация имеет свои характеристики качества. Ресурсность модели означает возможность повышения качества информационной модели за счет накопления опыта. Это расширяет возможность применения ресурсной информационной модели.

Информационно-ресурсная модель создается на основе первичной информации или исходной информационно-описательной модели. Исходная информация подвергается систематизации, классификации и формализации, что приводит к получению информационно-ресурсной модели.

Применимость ресурсных моделей данного класса выше, чем дескриптивных моделей, за счет возможности ввода и использования дополнительной информации. Примером информационно-ресурсных моделей могут быть модели базы данных, человеческая память.

При формировании ресурсной модели совокупность описаний об объектах явлениях и связях анализируют, обобщают и исключают дублирование. Затем осуществляют преобразование на основе классификации, анализа связей и отношений. Информационно-ресурсная модель, помимо описаний сведений и фактов, включает отношения, классы и формализованные связи. По существу создается модель базы данных.

Для ресурсных моделей характерны следующие признаки внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность, шкалирование [15]. Внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность достигаются построением модели базы данных. Дальнейшим развитием информационно-ресурсной модели является интеллектуальная модель.

Жизненный цикл (период использования) ресурсных моделей превосходит жизненный цикл дескриптивных моделей.

Дескриптивные модели имеют декларативный, описательный характер. Их можно представить в виде наборов фиксированных данных. Использование моделей этого класса сводится к извлечению их из некого хранилища и введению в процесс обработки.

Ресурсные модели обладает способностью к самосовершенствованию при поступлении новой информации. Они содержат некий механизм упорядоченного хранения, анализа и обновления. Использование этих моделей сводится организации запросов и селекции необходимой информации для использования в обработке или при анализе. Ресурсность информационных моделей позволяет по мере накопления данных (информации) улучшать качество информационных ресурсов.

Основными характеристиками качества информации наряду с общепринятыми для других видов продукции являются: репрезентативность, содержательность, прагматизм, достаточность, точность, актуальность, устойчивость. Те же самые характеристики применимы для информационных ресурсов. Таким образом, повышение качественное информации возможно за счет организации ее как ресурса, т.е. организации  как совокупности моделей обладающих свойством накопления и использования данных для улучшения решений, получаемых с помощью этих моделей.

Заключение

Выделение ресурсных информационных моделей позволяет создавать информационные коллекции обладающие способностью к повышению качества и увеличению жизненного цикла при использовании. Это очень важные свойства при существующей тенденции сокращения жизненного цикла информационной продукции [16]. Повышение качества хранимой информации возможно за счет организации ее как ресурса, то есть за счет организации ресурсной информационной модели. Ресурсная информационная модель при определенных условиях может приобретать системные свойства и становиться системным информационным ресурсом [17]. Организация ресурсной информационной модели требует перехода от жестких связей иерархической структуры к динамическим связям [18], допускающим как иерархические, так и сетевые структуры данных.

Список использованных источников

1. Lyons P. Managing access to digital information: some basic terminology issues // The International Information and Library Review. Vol. 29, № 2. 1997. P. 205-213.
2. Bernadette Burt & Julie Dickson. What you should know about Managing Knowledge. Oracle scene, Issue 1, Spring 2000, P. 13-17.
3. Lorcan Dempsey Scientific, Industrial, and Cultural Heritage: a shared approach: A research framework for digital libraries, museums and archives. URL: http://www.ariadne.ac.uk/issue22/dempsey/>
4. Ora Lassila and Ralph Swick, eds., «Resource Description Framework (RDF) Model and Syntax Specification,» [W3C Recommendation]. 134p.
5. Соловьёв И.В. Каталогизация и индексирование информационных ресурсов // Перспективы науки и образования. 2014. № 4. С. 25-31.
6. Цветков В.Я. Проектирование структур данных и базы данных. М. МГУГиК, 1997. 90 с.
7. Соловьев И.В. Картографо-геодезический фонд Российской Федерации // Науки о Земле. 2012. № 1. С. 38-44.
8. Савиных В.П., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных на основе развития картографо-геодезического фонда Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2011. № 5. С. 85-91.
9. Цветков В.Я. Информационное управление. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany. 2012. 201 с.
10. Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика: Учебно-методическое пособие: В 2-х частях: Часть.1
/ Под общ.ред. А.Н. Тихонова. М.: МАКС Пресс, 2008. 788 с.
11. Цветков В. Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С.123-124.
12. Соловьёв И.В. Дескриптивное и коммуникационное информационное моделирование /научная монография. М.: МГТУ МИРЭА, 2014. 66 с.
13. Tsvetkov V.Ya. Information objects and information Units // European Journal of Natural History. 2009. № 2. p. 99.
14. Tsvetkov V.Ya. Semantic Information Units as L. Florodi’s Ideas Development // European Researcher, 2012, Vol.(25),
№ 7, p.1036-1041.
15. Тихонов А.Н. Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. М.: МаксПресс, 2001. 312 с.
16. Дик В.В., Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Вестник МГТУ МИРЭА «MSTU MIREA HERALD». 2014. № 3 (4). С. 116-129.
17. Savinykh V.P., Tsvetkov V.Ya. Geodata As a Systemic Information Resource // Herald of the Russian Academy of Sciences, 2014, Vol. 84, No. 5, pp. 365–368.
18. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: (Динамические временные связи). М.: Педагогика, 1976.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2162

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке