Ключевые слова: инновационная активность; агломерации; инновационное развитие регионов; конкурентоспособность страны.

Страны, обладающие богатым ресурсным потенциалом, зачастую сталкиваются с выбором: обеспечивать дальнейший рост экономики на основе использования природных ресурсов или перейти на новую ступень экономического развития на основе инноваций. Россия принадлежит к числу стран, предпринимающих попытки перестроить экономику на инновационный тип развития.

Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанном Министерством экономического развития России. В нем представлены два возможных направления развития страны: инновационный и консервативный. Основную роль в качестве территориальной основы первого из сценариев, то есть инновационного прорыва играют агломерации, и в первую очередь их ядра – крупнейшие города, в которых сконцентрированы научный, квалификационный, производственный потенциал.

Переход на инновационный путь развития приводит к трансформации всей системы региональных экономических отношений, где не последнюю роль играет развитие агломераций [1].

К такому выводу пришли после того, как была выявлена высокая концентрация инновационного потенциала в крупнейших агломерациях и научных центрах, являющихся одновременно и крупнейшими центрами высокотехнологичной промышленности.

31 января 2017 года был опубликован рейтинг инновационных регионов России, подготовленный Ассоциацией инновационных регионов России. В рейтинг года входят 29 индикаторов, и его важным отличием от рейтингов предыдущих лет является учет качественно новых 6 индикаторов, объединенных в один смысловой блок «Инновационная активность региона».

По результатам этого рейтинга лидерами являются: Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан, которые на протяжении всех лет формирования рейтинга находились в тройке лидеров. В группу сильных инноваторов вошли 11 субъектов РФ, значение индекса инновационного развития которых превышает 140% от среднего по стране уровня. Нижегородская область заняла в нем 8 место, опередив Московскую область, занявшую 9 место. Впервые в данную группу вошли Республика Башкортостан 7 место и Красноярский край 11 место, что связано с улучшением позиций данных регионов как по показателям базовых компонентов рейтинга, так и за счет включения в рейтинг новых индикаторов инновационной активности региона [2].

Стратегии до 2030 года в регионах в свете реализации инновационной политики содержат в себе идею поддержки агломерационных процессов, которая получила дальнейшее развитие. Например, во многих региональных стратегиях социально-экономического развития до 2030 года присутствуют разделы, связанные с развитием агломераций. Примером этому может послужить Стратегия социально-экономического развития до 2030 года Республики Татарстан. В ней выделены три центра расселения: Казань, Набережные Челны и Альметьевск, которые формируют вокруг себя целостные агломерационные системы. Существует мнение, что создание скоростных транспортных связей между этими агломерациями в дальнейшем станет причиной формирования единого Волго-Камского метрополиса. Это позволило бы активнее развиваться муниципальным районам центрального Татарстана, а также существенно повысило конкурентоспособность этого региона [3].

Сам процесс развитие агломераций поддерживается и стимулируется рыночной экономикой. Это связано, прежде всего, с предпочтениями населения в выборе наиболее хорошего качества среды проживания. Население в крупные и крупнейшие города и зоны их влияния привлекает доступность разнообразных мест предложения труда, возможность получить более высокооплачиваемую работы, разнообразие мест обучения, высокий уровень развития социальной инфраструктуры, качественное медицинское обслуживание и тому подобное. Экология не является слишком важной для населения, которое стремится жить в таких местах. Больший вес, по сравнению с экологией проживания имеют блага, которые население получит при переезде. Более высокий уровень благосостояния, развитая транспортно-дорожная сеть и множество других плюсов проживания в крупных городах способствуют переселению более обеспеченной части [4].

Вместе с этим, агломерации обладают еще и наибольшей устойчивостью, что, несомненно, важно в условиях рыночной экономики. Устойчивость объясняется наличием всех необходимых составляющих, которые: позволяют региону развиваться, сдерживать миграцию населения, привлекать инвестиции, развивать близлежащие территории.

На современном этапе агломерационные процессы развиваются, исходя из того, что, агломерации становятся объектом государственной бюджетной и экономической политики, в которой в последнее время произошли довольно серьезные изменения, одним из них является новая парадигма пространственного развития экономики. Она состоит в том, что концепция выравнивания внутри региональных и межрегиональных уровней социально-экономического развития сменилась на концепцию выявления и поддержки точек роста.

Достижение положительного эффекта от формирования и развития городской агломерации требует правильного управления всеми процессами ее деятельности. Построить агломерацию искусственно не представляется возможным, можно только управлять развитием уже сформировавшейся. Соответственно, важнейшей задачей этого развития должно стать стимулирование горизонтальных связей для принятия согласованных решений по развитию территории.

Например, в настоящее время, в Республике Башкортостан остро стоит вопрос о легализации Южно-Башкирской агломерации, в состав которой могут войти такие города: Стерлитамак, Салават и Ишимбай. Однако, наличие разногласий в вопросах разделения полномочий по управлению, развитию и поддержки данных территорий, делает этот вопрос неразрешенным. Поэтому поиск новых стимулирующих рычагов позволит быстрее прийти к нужному согласованному итогу.

Только при таком грамотном управлении этими процессами станет возможен положительный агломерационный эффект и сможет обеспечиваться высокий уровень и качество жизни населения, создастся комфортная среда для ведения бизнеса. Все это обеспечит для страны, которая направлена на инновационный путь развития и для ее регионов, конкурентоспособность на мировой арене [5].

Список использованных источников

1. Хмелева Г.А. Инновационные процессы в регионах России // Вестник СамГУ. – 2014. – №6(117). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-protsessy-v-regionah-rossii (дата обращения: 10.04.2017).
2. Рейтинг инновационных регионов России // АИРР. 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i regions.org/images/files/presentations/AIRR_26.12.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
3. Кузьменков К.И., Цыкалов В.А. Теоретико-методологические аспекты агломеративного подхода к пространственной организации экономики // Научные записки молодых исследователей. – 2016. – №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-aglomerativnogo-podhoda- k-prostranstvennoy-organizatsii-ekonomiki (дата обращения: 11.05.2017).
4. Герцберг Д.Я. Агломерации как объект экономической политики, государственного регулирования и территориального планирования // Academia. Архитектура и строительство. – 2015. – №4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aglomeratsii-kak-obekt-ekonomicheskoy-politiki- gosudarstvennogo-regulirovaniya-i-territorialnogo-planirovaniya (дата обращения: 10.04.2017).
5. Любовный В.Я. Городские агломерации: от стихийного к целенаправленному развитию. – М.: Муниципалитет: экономика и управление, 2015.