Ключевые слова: государственное управление, государственная поддержка, малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательская среда.
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике любого региона и всей страны в целом. Субъекты малого бизнеса присутствуют и успешно функционируют во многих отраслях экономики благодаря грамотному управлению со стороны государства.
Актуальность данной работы состоит в том, что без помощи и поддержки со стороны государства невозможно развитие малого предпринимательства. Любой бизнес на начальном этапе своего развития является уязвимым для множества рисков и угроз, действующие предприятия имеют недостаточное количество ресурсов для решения ряда возникающих проблем. Поэтому необходима поддержка субъектов малого предпринимательства со стороны государства, которая бы снижала риски как для вновь возникающих предприятий, так и для сектора малого бизнеса в регионе, благотворно влияла на создание предпринимательской среды. Все это, в конечном счете, будет положительно влиять на рост самозанятости населения, экономический рост региона и страны в целом, уровень социальной стабильности и экономической безопасности.
Если обратиться к мировому опыту развития малого предпринимательства, то он свидетельствует о том, что субъекты малого бизнеса ведут активную деятельность и успешно функционируют только при таком условии, как поддержка со стороны государства. Если быть точнее, то при непосредственном участии органов власти в формировании и реализации экономической политики в отношении малых предприятий.
К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью от 16 до 100 чел., и величиной дохода до 800 млн. руб.[1]. Чтобы сформировать благоприятную внешнюю среду для таких предприятий, перед государством стоит задача создать и продумать стратегическую государственную политику. Государство должно всестороннее помогать развитию малого бизнеса и участвовать в его становлении. В эти меры входит:
а) освобождение от непосильного налогового бремени;
б) снижение административных барьеров;
в) финансовые механизмы;
г) предоставление актуальной информации и консультирование.
На сегодня в области развития малого предпринимательства государство стремиться достичь следующего:
а) развития субъектов малого бизнеса для того, чтобы они формировали конкурентную среду в экономике субъекта РФ и страны в целом;
б) обеспечения благоприятного климата для развития субъектов малого бизнеса;
в) обеспечения конкурентоспособности отдельных субъектов малого бизнеса;
г) оказания содействия субъектам малого бизнеса в продвижении производимой ими продукции и интеллектуальной собственности на рынок;
д) количественного увеличения субъектов малого бизнеса;
е) обеспечения занятости и самозанятости населения;
ж) увеличения доли товаров, работ и услуг, произведенный субъектами малого бизнеса, в объеме ВРП и ВВП;
з) повышения доли в налоговых доходах бюджетов всех уровней налогов, уплаченных субъектами малого бизнеса[3].
Так как существует огромное множество механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, автор систематизировал их и определил их цели. На рисунке 1 схематично отражена структура система поддержки малого бизнеса государством.
Обратимся к государственному управлению на региональном уровне. На территории Свердловской области постоянно идет реализация программ поддержки малого и среднего предпринимательства. За последние годы в Свердловской области были реализованы следующие программы:
а) Областная государственная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2009–2011 гг.;
б) Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011–2015 гг.
На сегодняшний день на территории области действует закон Свердловской области от 4.02.2008 г. №10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» (с изменениями от 17.02.2017 г.). Также реализуется региональная программа «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года» (в ее рамках — Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства»), и на территории всей России — Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года.
С 2002 г. ведет работу Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. В таблице 1 представлены основные показатели деятельности Фонда за четыре последних года.
Таблица 1. Основные показатели работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2013–2016 гг.
Делая вывод о влиянии государственного управления в поддержке малых предприятий, к позитивным явлениям можно отнести создание более 2000 рабочих мест получателями поддержки Свердловского областного фонда за 2016 г. (за анализируемый период 20132016 гг. создано свыше 10 тыс. рабочих мест); а также поступления в бюджет от субъектов малого предпринимательства в 2016 г. – 2 млрд. руб. (за весь анализируемый период – почти 6 млрд. руб.) К негативным явлениям можно отнести то, что некоторая часть средств расходуется нерезультативно (или более того – незаконно).
Роль государственного управления в поддержке малого бизнеса среды крайне велика. Именно государство должно создавать благоприятную среду для предпринимательской деятельности, развивать инфраструктуру поддержки малого бизнеса, помогать с доступом к финансовым ресурсам и своевременно
информировать предпринимателей о существующих программах.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Хоть Свердловская область и входит в первую десятку субъектов РФ по развитию малого и среднего предпринимательства, систему государственной поддержки малых и средних предприятий в Свердловской области необходимо дополнять и совершенствовать. Достигнутые показатели могут быть увеличены путем повышения контроля над выполнением программ развития малого предпринимательства и ужесточением мер ответственности за незаконное использование выделенных средств. Несмотря на все эти обстоятельства, можно говорить о том, что поддержка малого бизнеса в Свердловской области весьма ощутима и государство играет в этом ведущую роль.
Список использованных источников
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Доклад государственного совета РФ о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Москва, Кремль, 2015 [Электронный ресурс]. URL:: http://opora.ru/images/files/Doklad%20k%20gossovetu.compressed.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
3. Малое предпринимательство [Текст]: учебник / М. Г. Лапуста. М.: ИНФРА-М, 2008. 685 с.
4. Экономика и организация малого и среднего бизнеса [Текст]: учебное пособие / Н. М. Филимонова, Н. В. Моргунова, Е. С. Ловкова 2-e изд., доп. М.: НИЦ ИНФРА- М, 2015. 222 с.
5. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. URL:: http://sofp.ru. (дата обращения: 05.05.2017).