Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль института политических партий в системе государственного управления»

Аннотация. В статье анализируется роль института политических партий в системе государственного управления. Подчеркивается, что данный институт на современном этапе развития российского общества теряет свое значение, уступая институту Президентства и Правительства.

Ключевые слова: политический институт, политическая система, политические партии, партии, политическая власть, государственное управление, законодательная инициатива.

Главное отличие политических партий от общественных организаций – стремление к завоеванию и получению политической власти и возможности участвовать в государственном управлении. Согласно действующему законодательству РФ, общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. А политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также  в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Уже по законодательному определению можно заметить упоминание об участии партий в представлении интересов населения в государственных властных структурах и органах местного самоуправления, что подчеркивают ключевую роль партий в системе государственного управления.

Однако на современном этапе развития российского общества роль партий в большинстве случаев представляется несущественной. Начиная приблизительно с 2004–2005 гг., влияние законодательных органов власти начало снижать, и, следовательно, уменьшалось значение партий. Если во времена существования СССР политические решения принимались Политбюро или на партийных съездах, а органы государственной власти (Советы и министерства) лишь оформляли эти решения, то сегодня, наоборот, решения вырабатываются в Администрации Президента  и  Правительстве  (в регионах – в аппарате губернатора), а депутаты от политических партий в представительных органах обеспечивают их формально-юридическое закрепление. Данный факт подчеркивает снижение значимости роли политических партий в системе государственного управления.

Сегодня политические партии выступают основным, центральным агентом коммуникации, не являясь формально-закрепленным органом власти. Во многом это связано с советским прошлым, когда формальные институты власти не представляли собой центр принятия политически-важных решений. Граждане  в то время знали, куда обращаться в случае возникновения проблем – в местные органы Коммунистической партии. Казалось бы, сегодня эту роль играют политические партии (а в большинстве своем «партия власти», в лице которой выступает «Единая Россия»). Однако практика показывает, что на местах это часто совсем не так. Хотя поток обращений граждан в приемные отделения партий (в том числе и «Единую Россию») весьма плотен, едва ли не сильнее, чем в администрацию и Правительство, но, судя по всему, это связано не с влиянием партий, а с тем, что через них граждане рассчитывают успешнее достучаться до «первых лиц» федерального уровня: общественные приемные В.В. Путина и Д.А. Медведева.

Согласно мнению А.С. Епифанова и Т.В. Растимешиной, на сегодняшний день партии «лишены политического веса и являются слабым, почти невесомым субъектом политических процессов», что предполагает слабость партий в участии в процессе государственного управления.

Эффективность участия политических партий в системе государственного управления в современной России низка. Данный тезис подтверждается результатами исследования генерального директора Центра научной политической мысли С.С. Сулакшина, который применил количественные методы. Так, приняв за 100% все законы, принятые Государственной Думой с 1996 по 2007 г., можно заметить, что из законодательных инициатив депутатов Государственной Думы РФ форму законов приобрели только 14%, а Президента РФ — 87,57%. При этом «пороговым» можно считать 2000 г., когда одним из активных субъектов законодательной инициативы стало Правительство РФ (законодательная эффективность – 74%). Итак, партии, для которых главным каналом участия в процессах осуществления государственной власти является законодательный процесс, фактически не проявляют законодательной инициативы.

Сокращение состязательности законодательного процесса ставит проблему сужения диалогического пространства общество-власть-власть, ограничивая и функции политических партий, связанных с реализацией представительства интересов социума и его отдельных групп.

В современной России не отлажены и такие механизмы, как консультирование власти по важным вопросам идеологии и практики общественной жизни, научная поддержка административных институтов, давление со стороны отдельных политических партий.3 Некоторый упадок представительской значимости института политических партий показывают и результаты социологических опросов. Уровень одобрения граждан  к  партиям составляет около 42%, что ниже, чем к правоохранительным органам и средствам массовой информации, и значительно меньше, чем к армии и церкви.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной России партии как институты государственного управления функционируют неэффективно наряду с институтом Президента и органами исполнительной власти. Причиной данного явления может выступать рост бюрократического аппарата и централизации власти.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). – 137 ст.
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016)
«О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016) // Российская газета. – № 133. – 14.07.2001. – 48 ст.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. – № 21. – 54 ст.
4. Епифанов А.С., Растимешина Т.В. Эффективность влияния политических партий России на процессы политического управления// Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2012. – № 3 (7). – С. 94 – 100.
5. Одобрение деятельности общественных институтов. Исследование Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – 2016. [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/news/ ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ (Дата обращения: 25.08.2016).
6. Подъячев К.В. К вопросу о роли политических партий в системе государственного и муниципального управления в регионах России// Власть. – 2014. – № 10. – С. 129 – 135.
7. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы власти: проблемы понятия и принципиальные особенности// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2009. – № 17. – С. 90 – 94.
8. Сулакшин С.С. Политическая и партийная система России и государственное управление // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2010. – Т. 3. – № 1. – С. 85 – 103.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1305

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке