Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль «кнута и пряника» в механизме соблюдения исполнительской дисциплины государственных служащих»

Аннотация: в статье рассматривается система поощрений и наказаний государственных служащих, обосновываются их недостатки, а также обосновывается необходимость совершенствования существующего законодательного регулирования данных вопросов.

Ключевые слова: государственное управление, метод поощрения и наказания.

Становление и эффективное развитие государственной службы в России, является необходимым условием построения качественно функционирующего государства.

Результаты проводимых государственных реформ в различных сферах и областях, наглядно показывают свою прямую зависимость от качественного со- стояния механизма управления и уровня профессионализма кадров, которые на разных уровнях исполняют государственные функции.

Для предотвращения неблагоприятных и отрицательных результатов государственных реформ, а также негативных процессов в деятельности государственных служащих, таких как коррупция, покровительство и лоббирование интересов, встает вопрос о необходимом поиске новых методов к повышению мотивации профессиональной деятельности государственных служащих, которые в свою очередь позволят обеспечить высокие темпы социального и экономического развития государства.

Метод поощрения и наказания, также известный как метод «кнута и пряника», является методом совмещения разных средств воздействия или стимулирования: позитивного «пряник» и негативного «кнут», применяется в таких областях как педагогика, психология, менеджмент, в том числе и государственное управление. Данный перечень сфер является далеко не исчерпывающим.

Определяя роль метода «кнута и пряника», в оценке эффективности исполнительной дисциплины государственных, необходимо обратиться к Трудовому Кодексу РФ, в котором в главе 30 «Дисциплина труда», определены общие для всех работников положения, являющиеся либо элементом поощрения или ме-
рой наказания.

Так статья 191 Трудового Кодекса РФ, устанавливает положения о поощрении за труд. Согласно данной статье, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности работников, работодатель поощряет в форме выдачи премии, объявления благодарности, награждения грамотами, ценными подарками, а также представления к званию лучшего по профессии.

Напротив статья 192 Трудового Кодекса определяет виды дисциплинарных взысканий. В случае совершения работником дисциплинарного проступка выраженного в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание.

Работодатель,согласно Трудовому Кодексу РФ, вправе применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям [1].

Данные правовые нормы, являются базовыми основаниями поощрения, либо наказания для всех категорий работников.

Относительно государственных служащих, существует система поощрения и наказания закрепленная в отдельных НПА.

Так, например статья 55 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за безупречную и эффективную гражданскую службу предусматривает такие виды поощрений и награждений как: объявление благодарности, награждение почетной грамотой с выплатой единовременного поощрения; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Президента РФ, Правительства РФ; награждение знаками отличия, а также орденами и медалями РФ [3].

Такого рода поощрения направлены на улучшение дисциплины, качества труда, при этом воспитывают ответственность и инициативу. Поощрение должно быть значимым и своевременным, а также применяться таким образом, чтобы стать реальным стимулом для достижения положительных результатов управленческого труда.

Государственные служащие также могут нести дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Из выше перечисленного, основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение со службы, являются видами дисциплинарных взысканий применяемых к государственным служащим.

Наиболее серьезный вид наказания как увольнение служащего с государственной службы предусматривает ряд оснований:

во-первых – неоднократное неисполнение служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если при этом он имеет дисциплинарное взыскание;

во-вторых – прогул, если служащий без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня отсутствовал на рабочем месте;

в-третьих – появление служащего на службе в состоянии алкогольного, или иного опьянения (наркотического, токсического);

в-четвертых – разглашение служащим сведений составляющих государственную тайну и т.д.

Меры поощрения к государственному служащему в течение срока действия дисциплинарного взыскания (за исключением досрочного снятия ранее наложенного взыскания), не применяются [3].

Рассматривая роль метода «кнута и пряника» в соблюдении исполнительской дисциплины государственных служащих, вполне уместно обратиться не только к законодательной базе регулирующей вопросы поощрения и наказания государственных служащих, а также к теории Х и теории Y американского психолога Дугласа Мак-Грегора о мотивации людей и поведении в управлении.

Теории X, в основе свое предполагает, что изначально работники ленивы и при любой возможности будут избегать работы [4]. В связи с этим работники всегда должны быть под пристальным наблюдением, что в свою очередь порождает различные сложные системы контроля.

Данная теория определяет, что без привлекательной программы поощрения, работники проявляют мало амбиций и избегают ответственности, если это возможно.

По теории X, менеджер полагает, что все работники для себя ищут только выгоды, а единственная цель заинтересованности работников – это деньги.

Зачастую они обвиняют в первую очередь человека (работника) при этом, не ставя вопрос о том, что может быть, винить надо систему, стратегию или отсутствие подготовки.

Такое мышление приводит к тому, что руководитель принимает более авторитарный стиль, как правило, базирующийся на угрозе наказания.

Напротив теория Y предполагает, что работники могут быть амбициозными, стремятсявзять на себя больше ответственности, имеют внутренние стимулы, а также могут осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Согласно теории, считается, что сотрудники получают удовольствие от своих обязанностей, связанных как с физическим, так и умственным трудом, при этом работники имеют желание проявлять прогрессивное и творческое мышление, если предоставляется такая возможность [2].

Проецируя теорию X и Y на эффективность работы государственных служащих, можно сформулировать следующую мысль.

Если существует условное разделение людей на две большие группы, при котором для одной группы необходимо применять наказание, для стимулирования трудовой деятельности, а для других меры поощрения, то возникает вопрос, кто в результате будет эффективнее и какая цена будет за этим стоять.

Итак, изначально для государственных служащих, необходимо создать, фундамент, который станет прочной основой создания положительного образа и престижа государственной службы. Это способствует формированию благоприятному психологическому климату служащего и понимания им значимости занимаемой должности, даже самой низкой в иерархии государственной службы.

На сегодняшний день основой для создания положительного образа государственной службы является, стабильность, заработная плата, социальные гарантии и т. д.

Исходя из этого государственная служба, являясь сферой предъявляемой высокие профессиональные и моральные требования, изначально предполагает отбор кандидатов на службу, людей имеющих стимулы для продвижения по службе при этом ставящих для себя в приоритет качественное выполнение работы, реализовывая свои личностные потребности в профессиональной реализации.

Поэтому необходимо максимально поднять привлекательность государственной службы, предъявляя высокие профессиональные и моральные требования к служащим, при этом создавая хорошую систему материального обеспечения и поощрения.

Известно, что позитивная мотивация наиболее эффективна и благоприятна для создания хорошего психологического климата, который позволит добиться высоких целей и задач.

Список использованных источников

1. Белицкая И. Я. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников / под ред. Ю. П. Орловского. М.: КОНТРАКТ, 2014. 304 с.
2. Бурганова Л. А. Теория управления. М.: НИЦ Инфра-М, 2012. 160 с.
3. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардарики, 2012. 431 с.
4. Коробко В. И. Теория управления. М.: Юнити-Дана, 2010. 384 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1541

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке