Ключевые слова:образовательная область «Технология», Федеральные государственные образовательные стандарты, метод проектов.

В образовании сегодня осуществляются системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как запросам общества, так и требованиям изменений в экономике. Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении школьного образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования.

Предназначение образовательной области «Технология» в условиях перехода на новые ФГОС общего образования заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, профессиональному самоопределению и адаптации к социально-экономическим условиям.

Изменения в школе в разной степени уже появились, педагоги находятся на различных стадиях освоения требований стандартов – на стадии осмысления, апробации и системной реализации. Но несомненно, что практически все педагоги сталкиваются с рядом затруднений, в частности, в определении эффективных методов достижении новых результатов образования. По мнению специалистов (М.Е. Бершадского, М.В. Кларина, П.И. Третьякова, А.В.Хуторского и др.) [1], общей основой инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная, надпредметная поисковая деятельность, которая позволяет достичь метапредметных результатов образования. Один из эффективных инструментов достижения метапредметных результатов в образовательном процессе – использование современных образовательных технологий, в основе которых – системно-деятельностный подход, таких, как метод проектов.

Освоение содержания предмета «Технология» обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой труда [2]. Применение метода проектов позволяет решать задачи технологического образования школьников комплексно и эффективно, поскольку процесс создания проекта включает в себя все этапы технологического производства, начиная с целеполагания, определения вариантов решения проблемы, реализации замысла, до рефлексии.

Для образовательной области «Технология» метод проектов является традиционным и эффективным. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие исследовательских умений и навыков, что соответствует новым требованиям ФГОС в вопросе результатов освоения образовательных программ.

Анализ научной литературы показывает, что имеется ряд исследований, посвященных истории и содержанию проектной деятельности школьников (А.Г. Куликова, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, И.Д. Чечель и др.) [3,4]. В последние годы проблемы подготовки  к  проектной  деятельности  учителей  технологии  нашли  отражение   в   научных   исследованиях  В.Д. Симоненко, ЮЛ. Хотунцева, М.И. Гуревича, М.Б. Павловой [5]. В условиях обновления образования актуальными являются научно-практические исследования по вопросам формирования универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А.Володарской, О.А. Карабановой и др.) [6].

Анализ данных исследований показывает, что, несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам подготовки учителей технологии к организации проектной деятельности школьников, вопросу развития методической готовности учителя к проектной деятельности уделяется недостаточно внимания.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Практический опыт применения метода сегодня показывает, что изменения, происходящие в современной системе образования, определяют необходимость совершенствования методики организации проектной деятельности учащихся в соответствии с новыми требованиям ФГОС. Это обусловлено:

  • возрастанием роли метода проектов в методической системе современного школьного курса предмета «Технология»;
  • потребностью современной школы в учителе технологии, владеющим методическими и предметными компетенциями организации проектной деятельности школьников;
  • признанием необходимости совершенствования методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.

По нашему мнению, основными направлениями совершенствования процесса организации проектной деятельности учащихся для повышения качества результатов являются:

  • обновление учебно-методического комплекса для организации проектной деятельности учащихся (разработка методических рекомендаций для педагогов, пособий для учащихся в электронном виде, упражнений для формирования навыков проектирования у учащихся и т.п.);
  • применение в ходе проектирования эффективных методов и приёмов активизации деятельности учащихся (поисковые, исследовательские дискуссионные методы обучения; приёмы: мозговой штурм (ТРИЗ), составление кластера (ЧПКМ), составление дизайн-спецификации и т.п.);
  • активное применение возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе организации проектной деятельности учащихся;
  • оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся в ходе проектирования.

Подводя итог, можно отметить, что предмет «Технология» как никакой другой учебный предмет

обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности,  содействует  развитию  творческого  мышления  обучающихся.  Возможности предмета

«Технология» в вопросе развития учащихся возрастают кратно в ходе грамотно организованной проектной деятельности учащихся. Применение метода проектов позволяет достигать метапредметных результатов образования, поскольку в ходе проектирования ученики учатся самостоятельно находить проблему, определять эффективные пути её решения, находить необходимые ресурсы, реализовывать идеи и анализировать результат деятельности.

Список использованных источников

1. Бершадский М.Е. Комплекс образовательных технологий современной школы. — В сб.:Всероссийская научно-практическая конференция «Организационные, технологические и методи- ческие основы развития общего образования в условиях реализации ФЗ «Об образовании в РФ», г. Москва-г. Пермь, 04-05.04.2014 г. [Электронное издание](рег. св-во электронного издания №36653, но- мер гос. регистрации 0321402123), 0,6 п.л.
2. Кондрашкина, Е. Г. Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников / Е. Г. Кондрашкина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб. : Реноме, 2012. — С. 9-11.
3. Матяш, Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н. В. Ма- тяш // Педагогика. – 2000. – № 4. — С. 38–43.
4. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат [и др.] ; М. : 2004.
5. Симоненко, В. Д. Обучение учащихся 5-9 классов проектной деятельности :монография / В. Д. Симоненко. М. :Вентана-Граф, 2005. – 212 с.
6. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дей- ствия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; — 2-е изд. — М. : Про- свещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения).