Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль образовательной области «технология» в условиях перехода на новые стандарты в школьном образовании»

Аннотация: Существенные изменения в обществе вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении школьного образования, разработке и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). 

Ключевые слова:образовательная область «Технология», Федеральные государственные образовательные стандарты, метод проектов.

В образовании сегодня осуществляются системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как запросам общества, так и требованиям изменений в экономике. Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении школьного образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования.

Предназначение образовательной области «Технология» в условиях перехода на новые ФГОС общего образования заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, профессиональному самоопределению и адаптации к социально-экономическим условиям.

Изменения в школе в разной степени уже появились, педагоги находятся на различных стадиях освоения требований стандартов – на стадии осмысления, апробации и системной реализации. Но несомненно, что практически все педагоги сталкиваются с рядом затруднений, в частности, в определении эффективных методов достижении новых результатов образования. По мнению специалистов (М.Е. Бершадского, М.В. Кларина, П.И. Третьякова, А.В.Хуторского и др.) [1], общей основой инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная, надпредметная поисковая деятельность, которая позволяет достичь метапредметных результатов образования. Один из эффективных инструментов достижения метапредметных результатов в образовательном процессе – использование современных образовательных технологий, в основе которых – системно-деятельностный подход, таких, как метод проектов.

Освоение содержания предмета «Технология» обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой труда [2]. Применение метода проектов позволяет решать задачи технологического образования школьников комплексно и эффективно, поскольку процесс создания проекта включает в себя все этапы технологического производства, начиная с целеполагания, определения вариантов решения проблемы, реализации замысла, до рефлексии.

Для образовательной области «Технология» метод проектов является традиционным и эффективным. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие исследовательских умений и навыков, что соответствует новым требованиям ФГОС в вопросе результатов освоения образовательных программ.

Анализ научной литературы показывает, что имеется ряд исследований, посвященных истории и содержанию проектной деятельности школьников (А.Г. Куликова, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, И.Д. Чечель и др.) [3,4]. В последние годы проблемы подготовки  к  проектной  деятельности  учителей  технологии  нашли  отражение   в   научных   исследованиях  В.Д. Симоненко, ЮЛ. Хотунцева, М.И. Гуревича, М.Б. Павловой [5]. В условиях обновления образования актуальными являются научно-практические исследования по вопросам формирования универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А.Володарской, О.А. Карабановой и др.) [6].

Анализ данных исследований показывает, что, несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам подготовки учителей технологии к организации проектной деятельности школьников, вопросу развития методической готовности учителя к проектной деятельности уделяется недостаточно внимания.

Практический опыт применения метода сегодня показывает, что изменения, происходящие в современной системе образования, определяют необходимость совершенствования методики организации проектной деятельности учащихся в соответствии с новыми требованиям ФГОС. Это обусловлено:

  • возрастанием роли метода проектов в методической системе современного школьного курса предмета «Технология»;
  • потребностью современной школы в учителе технологии, владеющим методическими и предметными компетенциями организации проектной деятельности школьников;
  • признанием необходимости совершенствования методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.

По нашему мнению, основными направлениями совершенствования процесса организации проектной деятельности учащихся для повышения качества результатов являются:

  • обновление учебно-методического комплекса для организации проектной деятельности учащихся (разработка методических рекомендаций для педагогов, пособий для учащихся в электронном виде, упражнений для формирования навыков проектирования у учащихся и т.п.);
  • применение в ходе проектирования эффективных методов и приёмов активизации деятельности учащихся (поисковые, исследовательские дискуссионные методы обучения; приёмы: мозговой штурм (ТРИЗ), составление кластера (ЧПКМ), составление дизайн-спецификации и т.п.);
  • активное применение возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе организации проектной деятельности учащихся;
  • оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся в ходе проектирования.

Подводя итог, можно отметить, что предмет «Технология» как никакой другой учебный предмет

обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности,  содействует  развитию  творческого  мышления  обучающихся.  Возможности предмета

«Технология» в вопросе развития учащихся возрастают кратно в ходе грамотно организованной проектной деятельности учащихся. Применение метода проектов позволяет достигать метапредметных результатов образования, поскольку в ходе проектирования ученики учатся самостоятельно находить проблему, определять эффективные пути её решения, находить необходимые ресурсы, реализовывать идеи и анализировать результат деятельности.

Список использованных источников

1. Бершадский М.Е. Комплекс образовательных технологий современной школы. — В сб.:Всероссийская научно-практическая конференция «Организационные, технологические и методи- ческие основы развития общего образования в условиях реализации ФЗ «Об образовании в РФ», г. Москва-г. Пермь, 04-05.04.2014 г. [Электронное издание](рег. св-во электронного издания №36653, но- мер гос. регистрации 0321402123), 0,6 п.л.
2. Кондрашкина, Е. Г. Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников / Е. Г. Кондрашкина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб. : Реноме, 2012. — С. 9-11.
3. Матяш, Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н. В. Ма- тяш // Педагогика. – 2000. – № 4. — С. 38–43.
4. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат [и др.] ; М. : 2004.
5. Симоненко, В. Д. Обучение учащихся 5-9 классов проектной деятельности :монография / В. Д. Симоненко. М. :Вентана-Граф, 2005. – 212 с.
6. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дей- ствия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; — 2-е изд. — М. : Про- свещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

783

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке