Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль русской народной игры в этическом воспитании младших школьников»

Аннотация: В рамках данной статьи анализируется роль народных игр в процессе воспитания подрастающего поколения в истории становления и развития Российского государства, исследуются методические подходы к их использованию в этическом воспитании современного младшего школьника.

Ключевые слова: игра, народная игра, воспитание, этическое воспитание, этические ценности, младший школьник.

Проблема воспитания подрастающего поколения была, есть и остается одной из ключевых составляющих развития общества, где задачи, формы и методы воспитания во многом определяются требованиями государства к образовательному процессу. Современное общество не является исключением.

Коренная перестройка жизни общества в области политики и экономики потребовала пересмотра целей и структуры системы образования в целом и  определение основных понятий в частности,  что нашло отражение в государственных документах федерального уровня.

Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) образование рассматривается, как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», где воспитание выступает как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6, с.3].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая была «запущена» в 2010 году, выделяет в качестве одного из важных составляющих модернизации Российского образования «усиление воспитательного потенциала школы». «В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок» [3, с.40].

Особая роль в разрешении данной задачи отводится игре, которая «раскрывает» взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Общеизвестно, для того чтобы познать душу народа, его культуру и традиции, надо узнать во что играют его дети.

В педагогике вопросы использования игр в воспитании и обучении ребенка исследованы достаточно полно и глубоко. Вместе с тем, каждая эпоха предъявляет свои требования, как к задачам, так и правилам дидактических игр, наполняет их современным содержанием.

Игры обладают большим воспитательно-развивающимся потенциалом, в них дети непринуждённо и заинтересованно получают необходимые знания об окружающем мире, социальных явлениях жизни, о взаимоотношениях между людьми, изучают  традиции  и  историю  народа, род-  ного  края,  учатся любить  Родину. Посредством  игры  формируются  социально-значимые   качества и представления, нравственные поступки и культура поведения, вырабатываются патриотические чувства. Игра как одно из средств этического воспитания является наиболее доступной  для  ре бёнка формой освоения норм общественной морали и нравственности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры.  Они  определяют  весь  ход  игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют  формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых  ребёнок  не  может  не  проявить  воспитыва-  емые у него качества; дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их  результаты с действиями и результатами других. Ценно и то,  что  ребёнок  пытается  самостоя-  тельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие  от  иных  видов  деятель-  ности, где это делают взрослые), сделать определенные выводы, «наработать» опыт «общественной» деятельности.

Иными словами, игры с правилами благоприятны для развития у младших школьников способности к самооценке и взаимооценке. То, что  ребёнок  в  конкретной  ситуации  игры,  которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия с общеприня-  тыми требованиями и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть утверждает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

В ходе игры учитель привлекает внимание детей к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать  правилам,  за  дозировкой  физической  нагрузки,  делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает детей ловко и стремительно  действовать  в  создавшейся  игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей поставленной цели и при этом испытывать чувства радости, гордости. Несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку удовольствие и наслаждение.

Правила игры знакомят детей с правилами поведения, учат уважать мнение и действия других в процессе совместной деятельности, слушать и слышать окружающих.

Вместе с тем в педагогической науке и практике особо выделяются народные игры, которые вобрали в себя культурные традиции и мудрость народа, а значит, должны занять достойное место в этическом воспитании ребенка.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Педагог, через и при помощи игр, помогает школьникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к культуре  и  искусству,  дружба  и  взаимопо-  мощь, уважение к старшим, и труду; что особенности жизни и труда людей зависят от природноклиматических условий, национальных обычаев и традиций. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традициях. Именно это находит отражение в народных играх. Согласно анализу словарных и авторских определений понятия «народная игра», она трактуется как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Особенностью народных игр является то, что они, имея нравственную основу, активно участвуют в социализации ребенка и его гармоничном развитии; учат ценности человеческой жизни; уважению и бережному отношению к окружающему миру. Народные игры зарождались и развивались не просто как средство и метод развлечения детей, но и для обучения, воспитания, психологической разгрузки.

К. Д. Ушинский писал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

О статусности народной игры говорит и тот факт, что она являлась обязательной составляющей народных празднеств и гуляний, входила в «культурную программу». Например, игра в снежки («Взятие снежных городков» и др.), догонялки, кулачные бои («Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка», «Петушки» и др.).

Народные игры показывают, рассказывают и учат детей осознанно «перенимать» и присваивать жизненный опыт взрослых: семейные отношения («Дочки-Матери» и др.), производственные процессы («Огород я садила», «Краски», «Волки во рву», и др.), культуру общения («Поводырь», «Репа» по мотивам народной сказки «Репка», «Ручеек», «Горелки» и др.), ценность народной мудрости («ГусиЛебеди», «Коршун и наседка», «Волки и овцы» и др.) и т.д.

В народных играх чаще всего игроки разбиваются на команды. Уже сама процедура такого деления предполагает осознание детьми необходимости подчинения (например, посредством считалки), принятия и уважения к «полученной» роли.

Например, игра «Жребий».

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:

Мати, мати, Что вам дати?

(и спрашивают, кто из них кого выбирает:) Какого коня – сивого или златогривого?

Или: За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.

Примеряя на себя ту или иную роль, ребенок входит мир данного образа, придумывает движения, мимику. Тем самым усваивая не только знания и умения персонажа игры, но и «примеряя» его опыт на себя, делает выводы о положительном или отрицательном характере героем, своим отношении к нему.

В игре ребенок учится преодолевать стеснительность, скованность в словах и движениях; взаимоотношениям с партнерами по игре.

Чуткий слух воспитанный на народных напевах, которые часто сопровождают действия народной игры, становится избирательным к современным музыкальным произведениям.

Таким образом, можно констатировать, что игра – это важный и активный метод познания окружающей действительности, позволяющая ребенку в достаточно короткие сроки овладеть «началами» основы человеческой культуры, проявить свою индивидуальность в процессе реализации игровых правил и действий, сообразительность, «авторские» находки, творческий подход. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления о ней.

Задача школы состоит в развитии национального достоинства у подрастающего поколения. Только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание и многие иные.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В процессе игры дети получают мощный стимул к обучению, осознают значимость получаемых знаний и умений в жизнедеятельности человека.

Список использованных источников

1. Богуславский М.В. Документ, которого ждали. // Народное образование. – 20107. – № 1. – С.
2. Брунчукова Н.М. Проблема нравственного становления личности как важная составляющая процесса образования: исторический аспект //Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 4. С.198-209.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Извлечения // Народное образование. 2010. № 1. С.39–46.
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 32с. (Стандарты второго поколения).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», – Москва: Проспект, 2013. – 160с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1250

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке