Ключевые слова: игра, народная игра, воспитание, этическое воспитание, этические ценности, младший школьник.
Проблема воспитания подрастающего поколения была, есть и остается одной из ключевых составляющих развития общества, где задачи, формы и методы воспитания во многом определяются требованиями государства к образовательному процессу. Современное общество не является исключением.
Коренная перестройка жизни общества в области политики и экономики потребовала пересмотра целей и структуры системы образования в целом и определение основных понятий в частности, что нашло отражение в государственных документах федерального уровня.
Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) образование рассматривается, как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», где воспитание выступает как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6, с.3].
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая была «запущена» в 2010 году, выделяет в качестве одного из важных составляющих модернизации Российского образования «усиление воспитательного потенциала школы». «В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок» [3, с.40].
Особая роль в разрешении данной задачи отводится игре, которая «раскрывает» взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Общеизвестно, для того чтобы познать душу народа, его культуру и традиции, надо узнать во что играют его дети.
В педагогике вопросы использования игр в воспитании и обучении ребенка исследованы достаточно полно и глубоко. Вместе с тем, каждая эпоха предъявляет свои требования, как к задачам, так и правилам дидактических игр, наполняет их современным содержанием.
Игры обладают большим воспитательно-развивающимся потенциалом, в них дети непринуждённо и заинтересованно получают необходимые знания об окружающем мире, социальных явлениях жизни, о взаимоотношениях между людьми, изучают традиции и историю народа, род- ного края, учатся любить Родину. Посредством игры формируются социально-значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения, вырабатываются патриотические чувства. Игра как одно из средств этического воспитания является наиболее доступной для ре бёнка формой освоения норм общественной морали и нравственности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитыва- емые у него качества; дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребёнок пытается самостоя- тельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятель- ности, где это делают взрослые), сделать определенные выводы, «наработать» опыт «общественной» деятельности.
Иными словами, игры с правилами благоприятны для развития у младших школьников способности к самооценке и взаимооценке. То, что ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия с общеприня- тыми требованиями и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть утверждает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
В ходе игры учитель привлекает внимание детей к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей поставленной цели и при этом испытывать чувства радости, гордости. Несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку удовольствие и наслаждение.
Правила игры знакомят детей с правилами поведения, учат уважать мнение и действия других в процессе совместной деятельности, слушать и слышать окружающих.
Вместе с тем в педагогической науке и практике особо выделяются народные игры, которые вобрали в себя культурные традиции и мудрость народа, а значит, должны занять достойное место в этическом воспитании ребенка.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Педагог, через и при помощи игр, помогает школьникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к культуре и искусству, дружба и взаимопо- мощь, уважение к старшим, и труду; что особенности жизни и труда людей зависят от природноклиматических условий, национальных обычаев и традиций. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традициях. Именно это находит отражение в народных играх. Согласно анализу словарных и авторских определений понятия «народная игра», она трактуется как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Особенностью народных игр является то, что они, имея нравственную основу, активно участвуют в социализации ребенка и его гармоничном развитии; учат ценности человеческой жизни; уважению и бережному отношению к окружающему миру. Народные игры зарождались и развивались не просто как средство и метод развлечения детей, но и для обучения, воспитания, психологической разгрузки.
К. Д. Ушинский писал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
О статусности народной игры говорит и тот факт, что она являлась обязательной составляющей народных празднеств и гуляний, входила в «культурную программу». Например, игра в снежки («Взятие снежных городков» и др.), догонялки, кулачные бои («Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка», «Петушки» и др.).
Народные игры показывают, рассказывают и учат детей осознанно «перенимать» и присваивать жизненный опыт взрослых: семейные отношения («Дочки-Матери» и др.), производственные процессы («Огород я садила», «Краски», «Волки во рву», и др.), культуру общения («Поводырь», «Репа» по мотивам народной сказки «Репка», «Ручеек», «Горелки» и др.), ценность народной мудрости («ГусиЛебеди», «Коршун и наседка», «Волки и овцы» и др.) и т.д.
В народных играх чаще всего игроки разбиваются на команды. Уже сама процедура такого деления предполагает осознание детьми необходимости подчинения (например, посредством считалки), принятия и уважения к «полученной» роли.
Например, игра «Жребий».
Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати, Что вам дати?
(и спрашивают, кто из них кого выбирает:) Какого коня – сивого или златогривого?
Или: За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.
Примеряя на себя ту или иную роль, ребенок входит мир данного образа, придумывает движения, мимику. Тем самым усваивая не только знания и умения персонажа игры, но и «примеряя» его опыт на себя, делает выводы о положительном или отрицательном характере героем, своим отношении к нему.
В игре ребенок учится преодолевать стеснительность, скованность в словах и движениях; взаимоотношениям с партнерами по игре.
Чуткий слух воспитанный на народных напевах, которые часто сопровождают действия народной игры, становится избирательным к современным музыкальным произведениям.
Таким образом, можно констатировать, что игра – это важный и активный метод познания окружающей действительности, позволяющая ребенку в достаточно короткие сроки овладеть «началами» основы человеческой культуры, проявить свою индивидуальность в процессе реализации игровых правил и действий, сообразительность, «авторские» находки, творческий подход. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления о ней.
Задача школы состоит в развитии национального достоинства у подрастающего поколения. Только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание и многие иные.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В процессе игры дети получают мощный стимул к обучению, осознают значимость получаемых знаний и умений в жизнедеятельности человека.
Список использованных источников
1. Богуславский М.В. Документ, которого ждали. // Народное образование. – 20107. – № 1. – С.
2. Брунчукова Н.М. Проблема нравственного становления личности как важная составляющая процесса образования: исторический аспект //Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 4. С.198-209.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Извлечения // Народное образование. 2010. № 1. С.39–46.
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 32с. (Стандарты второго поколения).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», – Москва: Проспект, 2013. – 160с.