Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Сбалансированность бюджетов субъектов РФ: проблемы и пути обеспечения»

Аннотация. В статье проводится комплексный анализ исполнения консолидированного бюджета субъектов федерации в 2015 году, на основе которого выработан комплекс мер по повышению сбалансированности бюджетов на региональном уровне.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетный профицит и дефицит, региональный и муниципальный долг.

Бюджетная политика субъектов Федерации выступает в качестве ведущего инструмента регионального развития.  Ведь  преимущественно за счет средств бюджетов субъектов федерации осуществляется финансирование направлений, участвующих в формировании человеческого капитала: образование, культура и спорт, социальная политика.

В  минувшем  2015  году  кризисные  настроения  в  экономике  и накопленный долг поставили регионы перед необходимостью ускоренного сокращения расходных статей  бюджета.  Несмотря  на относительно успешную реализацию плана по экономии расходных средств бюджета в 2015 году, практически все субъекты Федерации были вынуждены пойти по пути наращивания долга, вопрос достижения бюджетной сбалансированности стал для них еще более острым, чем в 2014 г.

В 2015 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации в номинальном выражении показали рост на 4,52% по сравнению с 2014 г. и составили 9308,2 млрд руб. Однако в постоянных ценах 2014 г. доходная составляющая региональных бюджетов показала падение на 2,95% по сравнению с 2014 г. При этом поступления по налогу на прибыль организаций и доходы физических лиц упали на 0,31% и 3,21% относительно 2014 г. Стоит отметить, что контролируемые на федеральном уровне доходы составляют основную часть доходов регионов: на НДФЛ и налог на прибыль приходится в среднем более 50% доходов субъектов. В свою очередь, регионы могут сами контролировать лишь около 10% всех своих доходов (такие, как продажа имущества и сборы).

Рис 1. Динамика доходов региональных бюджетов в постоянных ценах за 2014–2015 гг., млрд.руб.

Рис 1. Динамика доходов региональных бюджетов в постоянных ценах за 2014–2015 гг., млрд.руб.

В свою очередь, межбюджетные трансферты в структуре доходной части консолидированных бюджетов регионов в 2015 году показали значительное падение на 10,15%. Существенное сокращение трансфертных платежей в структуре доходов регионов обусловлено, прежде всего, дефицитом бюджета на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов, в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

Необходимо отметить, что в структуре трансфертных плате-  жей в 2015 г. наблюдается удельный рост дотаций, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенций и субсидий (соответственно на 3,9%, 2,1% и 0,9%) при одновременном сокращении доли дотаций на оказание мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и прочих трансфертных выплат на 4,5% и 2,5%. Трансформацию структуры трансфертных платежей в пользу дотационных выплат, устанавливаемых на формульной основе можно рассматривать в качестве положительного результата бюджетного планирования.

По итогам 2015 года суммарные доходы консолидированных бюджетов продемонстрировали рост в 61-ом регионе страны. Причем Сахалинская область удерживает лидирующее место по тем-  пу роста доходной части бюджета, который в 2015 году составил 43,7%. Вторую и третью строчку рейтинга занимают соответственно Чукотский автономный округ (+31,1%) и Карачаево-Черкесская Республика (+21,3%). Все остальные 58 регионов страны, в которых наблюдалась положительная динамика доходной части бюджета, продемонстрировали темпы роста ниже ИПЦ.

В свою очередь, в 23 субъектах федерации суммарные доходы консолидированных  бюджетов  показали  негативную   динамику (в 2014 году таких регионов было 11). Снижение доходной части бюджета более чем на 15% было зафиксировано в трех субъектах федерации: Республика Крым  (–27%),  г.  Севастополь  (–23,3%) и Республика Алтай (–15,1%). Однако следует заметить, что катализатором снижения доходов бюджетов данных регионов стало значительное сокращение трансфертных платежей из федерального бюджета, а не сокращение налоговых и неналоговых поступлений.1 В 2015 г. расходы консолидированных бюджетов регионов в номинальном выражении показали рост всего на 1,35% по сравнению с 2014 г., вместе с тем, в постоянных ценах они сократились на 5,89%. Сокращение абсолютно всех расходных статей (за исключением статьи направляющей средства на обслуживание долговых обязательств, показавшей рост на 13,61%) в структуре доходов регионов обусловлено, прежде всего, дефицитом бюджета на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов, и принятым в этой связи президентским указом на оптимизацию и сокращению расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Самое значительное сокращение претерпели такие расходные статьи как охрана окружающей среды (–19,91%), национальная оборона (13,01%) и ЖКХ (–12,42%). Трудная финансовая ситуация, наблюдаемая в регионах, не могла не отразиться на расходах на социальную сферу. Рассмотрим данную ситуацию на примере финансирования сферы образования, на которую приходится наибольшая доля бюджетных ассигнований региональных бюджетов (26,1%).

В 2015 г. номинальные расходы на сферу образования в консолидированных бюджетах субъектов Федерации сократились на 0,1%, однако в реальном выражении  они  продемонстрировали  паде-  ние на 7,2%, последовательно ликвидируя прирост, сложившийся   в 2012–2013 гг. под действием «майских указов» президента о повышении заработной платы бюджетникам: врачам, учителям, ученым, вузовским преподавателям, работникам дошкольных учреждений, профтехучилищ и социальной сферы.

Таблица 1. Динамика расходов региональных бюджетов в постоянных ценах за 2014–2015 гг.

Необходимо отметить, что в 2015 г. в 55 субъектах Федерации произошло сокращение расходов на образование относительного 2014 года. В «тройку лидеров» регионов с наиболее низкими темпами роста расходов на образование за 2015 г. вошли г. Москва (–6,5%), Хабаровский Край (–6,4%) и Республика Дагестан (–6,3%). Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что реальный объем образовательных программ и услуг, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Федерации в 2015 году, значительно сократился.

В 2015 г. консолидированный бюджет субъектов Федерации был исполнен с дефицитом в 171,6 млрд руб., который составляет порядка 0,21% от ВВП. С формальной точки зрения, степени сбалансированности бюджета на региональном уровне выросла по сравнению с 2013 и 2014 г., когда дефицит бюджета субъектов Федерации составлял соответственно 0,9% и 0,57% от ВВП.

Однако более детальный анализ показывает, что полученный результат был, достигнут, главным образом, за счет нескольких регионов страны, закончивших год с профицитом бюджета. Данными субъектам федерации выступают Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, ХМАО, Тюменская область, Сахалинская область, являющиеся получателями столичной или природной ренты. Также в число «профицитных» регионов вошли город Севастополь и Владимирская область. Остальные 78 субъектов федерации завершили 2015 г. с дефицитом бюджетов.

Сравнительно с 2014 г. негативную динамику по показателю соотношения дефицита бюджета и доходов показали 35 субъектов федерации. Так, лидерами по падению уровня бюджетной сбалансированности стали Калининградская область (–20,6%), Ненецкий автономный округ (–9,2%) и Республика Мордовия (–9,1%).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Кризисные настроения в экономике и углубление региональных проблем подталкивают субъекты федерации к наращению государственного долга. Так, в 2015 г. долг регионов и муниципалитетов показал рост на 10,7% относительно 2014 г. и на начало 2016 года составил 2,66 трлн. рублей. Необходимо отметить, что за 2013– 2015 гг. совокупный долг регионов и муниципалитетов вырос в 1,67 раза. Значительный рост долговых обязательств в 2013–2015 гг. был в значительной степени обусловлен нехваткой собственных доходов и федеральных трансфертов для выполнения расходных обязательств по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Однако, по международным меркам, текущее (на конец 2015 г.) соотношение долга субъектов Федерации и ВВП, составляющее 3,3%, продолжает оставаться низким, и не представляет собой серьезной макроэкономической угрозы.

Тем не менее, относительные показатели задолженности по регионам сильно дифференцированы: коэффициент вариации показателей регионального и муниципального  долга  отнесенного к собственным доходам (без учета безвозмездных поступлений) составляет 57,6% на начало 2016 года. Так, в 13-х субъектах федерации значение показателя долговой нагрузки колеблется около отметки в 50–70% (при среднем значении в 35%). Кроме того, в 30 регионах страны данный показатель уже превысил отметку в 70%,  а в 14 субъектах федерации по итогам 2015 года было зафиксировано достижение критической отметки в 100%.

Однако более детальный анализ влияния задолженности регионов  и  муниципалитетов  на  реализацию  бюджетной  политики   в 2015 году может свидетельствовать о положительных тенденциях. Так, между двумя рядами данных – соотношение регионального и муниципального долга и собственных доходов субъектов федерации на начало 2016 г. и соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в 2015 г. наблюдается отрицательная корреляция, коэффициент которой составляет –0,61. Данный результат может свидетельствовать о том, что в значительное число субъектов федерации с высоким  уровнем  долговой  нагрузки, по крайне мере, принимают меры по замедлению темпов роста задолженности.

В 2015 году структура долга регионов и муниципалитетов претерпела изменения, непосредственно связанные с увеличением доли бюджетного кредитования – с 31% до 34,9%. Низкие процентные ставки и широкие временные рамки делают данный инструмент заимствований более привлекательным по сравнению с кредитами финансово-кредитных учреждений, доля которых уменьшилась до 41,6% (43% – 2014 г.). Кроме того, в 2015 году произошло снижение доли облигационного займа в структуре регионального и муниципального долга (с 21% до 18,6%), ввиду высокой волатильности рынка ценных бумаг и трудностей с размещением.

Необходимо отметить, что для целого ряда субъектов федерации накопленный долг уже сейчас является серьезным экономическим бременем в связи с проблемами по рефинансированию долга и увеличению доли расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов. Так в 2015 г. доля процентных расходов в совокупном объеме расходов регионов составила 1,6%, в 2014 году она равнялась 1,3%, а в предыдущие годы не превышала 1%.

Таким образом, в обозримом будущем настоятельный характер приобретает задача определения комплекса мер по повышению сбалансированности бюджетов на региональном уровне.

Осуществление следующего пакета мер позволит повысить самостоятельность, гибкость и ответственность властей субъектов Федерации в проведении бюджетной и налоговой политики:

1. Изменение порядка и идеологии предоставления межбюджетных трансфертов:

  • ослабить контроль над целевым использованием субсидий, введя контроль достижения содержательного результата их использования;
  • увеличить в структуре трансфертных платежей долю дотаций, устанавливаемых на формульной основе.

2. Увеличение неналоговых доходов бюджета посредством:

  • повышения ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности субъектов РФ;
  • увеличения норматива изъятия в региональный бюджет прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ;
  • роста поступления доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (преимущественно неиспользуемого в рамках выполнения полномочий субъекта РФ).

3. Увеличение налоговых доходов бюджета путем:

  • отказа от предоставления налоговых кредитов и отсрочек по уплате региональных налогов и федеральных налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ;
  • расширения полномочий органов власти субъектов федерации в области налогового и тарифного регулирования;
  • предоставления органам власти субъектов РФ права по выявлению объектов налогообложения и содействию их регистрации.

4. Осуществление оптимизация расходов посредством:

  • снижения объемов инвестиций в объекты государственной собственности субъектов Федерации;
  • улучшения структуры каждой расходной статьи путем сокращения зон неэффективности бюджетных средств.

5. Проведение эффективной политики заимствований и управления государственным долгом субъекта федерации путем:

  • пролонгирования долговых обязательств с переносом их погашения на последующие годы;
  • осуществления операций по рефинансированию дорогих в обслуживании долгов более дешевыми.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ): от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 03.07.2016): (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016): КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М., 2016].
2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// URL: http://economy.gov.ru/minec/main (Дата обращения:18.09.2015).
3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации// URL: http://minfin.ru/ (Дата обращения:21.08.2015).
4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации// URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения:25.08.2015).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения:25.08.2015).
6. Официальный сайт Казначейства России // URL: http://www. roskazna.ru/ (Дата обращения:25.08.2015).
7. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. // URL: /https://isp.hse.ru/ data/2016/06/28/.pdf / (Дата обращения:26.08.2015).
8. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2015 года. // URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2016.pdf / (Дата обращения: 01.09.2015).
9. Эксперты предупредили о растущих угрозах для бюджетов регионов. // URL: http://www.rbc.ru/economics/11/11/2015/(Дата обращения: 12.08.2015).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

984

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке