Ключевые слова: семья, семейные ценности, молодежь, брак, факторы формирования семейных ценностей.
В современном обществе становится все больше проблем, связанных с молодежью. Одними из самых перспективных направлений для изучения в социологии являются исследования проблем института семьи и семейных ценностей, в которых, с изменением общества, происходят значимые перемены. В социологии молодежью принято считать поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий. Возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [2, с. 27].
Ценностями считают цели жизни человека, то к чему он стремится на протяжении всей жизни. Однако, определение ценностей имеет немного другой характер. Ценности − свойство и явления предметов реальной действительности, определяющее их значимость с точки зрения удовлетворения определенных потребностей личности, социальных групп общества [1, с. 218]. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности.
Помимо жизненных ценностей существуют ценности семейной жизни, такие как уважение, честность, умение прощать, щедрость, общение, ответственность, любовь, традиции и ритуалы, поддержка, забота, взаимопонимание и т. д. Эти ценности определяют уклад жизни семьи и являются основным средством воспитания нравственности.
С изменением общества трансформируется и характер социализация личности, Для анализа специфики современной молодежи целесообразным является рассмотрение факторов, которые влияют на формирование личности. Существует большое количество факторов, которые оказывают первостепенное влияние на формирование ценностей у современной молодежи. Однако, самыми важными факторами принято считать такие факторы как семья, друзья и круг общения, различные средства массовой коммуникации.
С целью анализа семейных ценностей современной молодежи весной 2015 года было проведено прикладное социологическое исследование методом анкетирования. В ходе исследования были опрошены учащиеся общеобразовательных школ г. Твери, студентов ВУЗа ТвГТУ с 1 по 5 курс. В опросе приняло участие 100 человек.
В анкете молодым людям предлагалось ответить на вопросы о том, какое место занимают семейные ценности в иерархии их жизненных ценностей, каковы основные причины и условия вступления в брак, каков оптимальный возраст для вступления в брак, какой тип семьи предпочтительнее, как должны распределяться обязанности в семье и т.д.
Опрос показал, что семья по-прежнему является важной ценностью, как в обществе, так и у современных молодых людей. Второе место, по значимости занимает любовь. Следует отметить, что для юношей второе место по степени значимости занимает. Девушки ответили иначе: третье место занимает образование, деньги – четвертое, пятое место – работа, шестое место – недвижимость, седьмое место – красота, восьмое – религия, девятое место – традиции. На 10-ом месте для всех ответивших – мода.
Можно сделать вывод о том, что мнение о ценностях у молодежи совпадают. Видно, что в структуре жизненных ценностей молодых людей преобладают такие ценности как семья, любовь и образование, вторую ступеньку в иерархии занимают деньги, работа. Недвижимость и красота на третьей ступени в иерархии ценностей, а такие ценности как религия традиции и мода не являются важными для большинства респондентов.
Так же, в ходе исследования выяснился оптимальный возраст для вступления в брак, по мнению респондентов – это 25 лет. Такого мнения придерживаются 33% ответивших. Кроме того, следует отметить, что в этом вопросе мнения юношей (30%) и девушек (43%) совпадают.
Такой мотив, как любовь остается основным мотивом для вступления в брак, его выбрали 92% опрошенных. Второе место занимает, желание создать семью. 82% девушек и 62% молодых людей ответили, что причиной является желания родить ребенка в семье.
Большая часть респондентов (88%) считают, что необходимым условием вступления в брак является желание обоих партнеров, 71% считают, веской причиной для создания семьи является любовь. 47% респондентов полагают, что наличие собственного жилья служит поводом для создания семьи, 48% считают, что это стабильная работа и постоянный доход. Однако, девушки (30%) одним из самых важных поводов для вступления в узаконенные отношения считают – любовь, а молодые люди первое место отдают желанию обоих партнеров (30%), а на второе место – работу и стабильный заработок (25%).
Очень важно, было узнать, сколько современные молодые люди планируют детей в будущем. 62% опрошенных выбрали ответ – «1-2» ребенка. Мнения юношей и девушек совпадает. Вариант ответа «не планирую детей» выбрало всего лишь 4% опрошенных. Таким образом,молодые люди не только представляют что такое семья, но и сами ориентированы на рождение более чем одного ребенка. Однако, скорее всего, это идеализация семьи в представлениях молодых людей. Юноши и девушки, столкнувшись с этой ситуацией в жизни, возможно, изменят свое отношение.
Анализ результатов проведенного прикладного социологического исследования позволил выделить 4 группы факторов, влияющих на формирование семейных ценностей: семья, школа, ВУЗ, организация, где работают молодые люди. Для более успешного формирования семейных ценностей был разработан ряд практических рекомендаций.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Для того что бы приобщать молодых людей к семейным ценностям через семью, необходимо:
— организовывать семейные обеды или ужины, где каждый член семьи;
— создать благоприятную атмосферу в семье для ребенка;
— создать альбом или семейных архив.
Школа – социальный институт, от воздействия которого зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Педагогам можно рекомендовать:
— проведение классных часов, посвященные различным темам: «моя семья»; «мои семейные традиции»; «из семейного альбома» и т.д.
— приглашение родителей, на классные часы, где можно посвятить одной семье или объединить тематически истории нескольких семей, включающих фотографии, интересные и поучительные рассказы;
— проведение репортажа: «С места работы родителей» – поможет сформировать у детей представления о профессиях и значимости каждой из них.
— организация игровой деятельности:
— введение элективных курсов и факультативов на тему:
«Репродуктивное здоровье»;
— организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении». Рекомендации, для формирования семейных ценностей и ориентации на семью в вывших учебных заведениях:
— введение в рамках программы образования, в выших учебных заведениях, предмета «семьеведение»; «этика и эстетика»;
— проведение конференций на тему репродуктивного здоровья, с приглашенными врачами, психологами;
— организация различных мероприятий и тренингов на тему «семейных отношений»; «добрачного поведения»; «воспитание детей»; и т.д..
Рекомендации по формированию семейных ценностей через организации, в которых работают молодые люди:
— проведение фотовыставок молодых семей на предприятии;
— проведение конференций на тему репродуктивного здоровья, с приглашенными врачами, психологами;
— организация семейного досуга, выделение путевок, билетов.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что современная молодежь видит семью будущего следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают себя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг.
Семья будущего – это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах – сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.
Список использованных источников
1. Зубок, Ю.А. Социология молодежи. [Текст] / Ю.А. Зубок. − Энциклопедический словарь. – М.: ACADEMIA, 2008. – 680 с.
2. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: С.- Петербургского университета, 1996. – 361 с.