Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Семён Франк в Крыму»

Аннотация. Исследуется крымский (ялтинский) период жизни и творчества русского философа Семёна Франка (осень 1901 – весна 1902 г.). С использованием биографического, текстологического, герменевтического и других историко-философских методов реконструируются причины и обстоятельства пребывания философа в Крыму. Доказывается, что короткий крымский период имеет важнейшее значение для понимания особенностей становления Франка как философа, уточнения основных этапов эволюции его философского мировоззрения. Именно в эти месяцы Франк окончательно отказывается от критического марксизма, переходит на идеалистические (пока кантианские) позиции, пишет первую философскую статью о философии Ф.Ницше.

Ключевые слова: С. Франк, критический марксизм, кантианство, Ф. Ницше, философия страдания.

Имя Семёна Людвиговича Франка (1877–1950) в связи с жизнью и деятельностью русских философов (и литераторов) в Крыму, как правило, не упоминается. Действительно, основные этапы его жизненной и творческой биографии связаны с Москвой, Петербургом, Саратовом; значительная часть жизни прошла в эмиграции. И всё-таки, тема «Франк и Крым» имеет право на существование, поскольку он жил здесь несколько месяцев, встречался с рядом известных людей, и с этим небольшим периодом связаны довольно значимые события, прежде всего, его внутренней духовной жизни. В поздних воспоминаниях он так фиксирует произошедшее: «В Ялте, в эту зиму 1901–1902 года <…> впервые проснулась и стала актуальной моя духовная жизнь» [10, с. 53]. Очевидно, что сам философ придавал этому небольшому отрезку своей биографии исключительное значение, что вполне оправдывает и наш интерес.

Прежде всего, восстановим внешнюю канву событий – как Франк оказался в Крыму и что он там делал? Здесь можно усмотреть две причинно-следственных линии: первую – семейную, вторую – связанную с дружескими отношениями с Марией Водовозовой. Сам философ описывает дело так: «Весной 1901 года я сдал в Казанском университете (проживание в Москве мне тогда было ещё запрещено) государственные экзамены (по юридическому факультету) и, не зная, что с собой начать, решил, чтобы сосредоточиться, провести лето и зиму (1901–1902) годов в Крыму, где жила тогда моя мать с моим больным младшим   братом,    сперва    в    имении    Токмаковых    «Олеиз»    (моя    приятельница    М. И. Водовозова, урождённая Токмакова, жила там же), а потом, с осени в Ялте» [8, с. 410– 411].

С  Марией  Ивановной   Водовозовой   третьекурсник   Московского   университета  С. Франк познакомился (в 1896 или 1897 году) как с издательницей экономической и марксистской литературы, предложив сначала свои услуги в качестве переводчика, при этом «сразу подружился  с нею» и «был платонически  близок  в годы 1897–1903» [8, с. 403; 10,   с. 53]. Через неё он «вошёл в круг марксистов-литераторов», и в её издательстве в 1900 г. вышла в свет первая книга Франка «Теория ценности Маркса и её значение». Следует также иметь в виду, что сестра Марии Водовозовой Елена Ивановна Токмакова в январе 1898 г. вышла замуж  за ещё одного марксиста-литератора – Сергея Булгакова.  В результате для    С. Булгакова Крым стал второй родиной, а имение Олеиз – родным домом.

Построенное в 1885 г. сибирским купцом Иваном Фёдоровичем Токмаковым (и, к сожалению, не существующее ныне) имение Олеиз достаточно хорошо известно в крымологии, как и благотворительная деятельность И. Ф. Токмакова и его семьи по обустройству Кореиза (больница, Народный дом, школа, церковь). Очевидно, что Франка пригласила пожить в имении Мария Водовозова, и он провёл там несколько недель осени 1901 года (в поздних воспоминаниях он пишет о лете, но в июле и августе, судя по его письмам Струве, он ещё жил в Нижнем Новгороде, а в конце августа заезжал в Москву [см.: 4, с. 269]).

С ноября или декабря 1901 до весны 1902 года С. Франк жил уже в Ялте с матерью и сводным братом Львом Заком (позднее – известным художником, работавшим во Франции). Из письма П. Струве 24 декабря 1901 г. узнаём адрес: «Ялта, Таврич. губ. Заречье, Кубанский пер. д. бывш. Камышан» [4, с. 271]. Пребывание матери и брата Франка в Ялте было связано с необходимостью лечения Льва, но из воспоминаний трудно установить, приехали ли они туда в самом конце 1901 года, или уже жили, когда Франк гостил в Олеизе. Во всяком случае, уехав в конце весны 1902 г. в Бердянск, где отчим Франка купил аптеку, Розалия Моисеевна и Лев Зак, как и Семён Франк, в Крым больше не приезжали.

В Олеизе и Ялте молодой Франк встречался с довольно известными людьми. В «Воспоминаниях о П. Б. Струве» он замечает: «В Крыму же жили знакомые мне по Нижнему Новгороду Максим Горький и С. Я. Елпатьевский с семьёй; там же мне довелось встретиться с Чеховым и Бальмонтом» [8, с. 411]. В других воспоминаниях он также пишет, что этой осенью и зимой, благодаря Елпатьевским и Водовозовой, «я опять вошёл в круг интеллигенции – общался с Горьким, который жил тогда в Олеизе, однажды встретился у него с А. П. Чеховым, познакомился с детьми Льва Толстого (жившего тогда по соседству с Олеизом в Гаспре) – со старшим сыном, музыкантом Серг. Львовичем и с Андреем Львовичем, – издали несколько раз видел Толстого – но не решался подойти к нему, хотя имел к тому возможность. О Толстом, его личности, его жизни в Гаспре, много слышал тогда от Елпатьевского и доктора И. Н. Альтшулера, которые оба тогда его лечили» [10, с. 53].

«В круг» революционно-демократической интеллигенции С. Франк вошёл, благодаря отчиму В. И. Заку, ещё будучи гимназистом в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов, где и познакомился с Горьким, а также встречался с В. Г. Короленко и Н. Ф. Анненским, а с семьёй народовольца Сергея Яковлевича Елпатьевского Франки были дружны. «Дом Елпатьевских был средоточием либеральной и радикальной интеллигенции Нижнего Новгорода», – вспоминал Франк [10, с.  52]. Дочка С. Елпатьевского Людмила (в замужестве- Врангель) позднее писала: «Весной, когда Волга и Ока заливали ярмарку, и временно прекращалось сообщение с городом, Сеня Франк, живший около ярмарки, и его милая сестра, красавица Соня, жили у нас, когда еще учились в гимназии. Оба были любимцы нашей семьи, и родители наши были очень дружны между собой» [2, с. 27]. Можно предположить, что и крымский эпизод жизни родственников Франка и его самого был также связан с приглашением или какой-то помощью Елпатьевских, которые с конца 90-х годов переселились в Ялту, где известный к тому времени уже как врач Сергей Яковлевич лечил Чехова и Толстого. Во всяком случае, очевидно, что в трёхэтажный дом Елпатьевского у подножия холма Дарсан  (на  улице  Гимназической,  позднее  Войкова),  который  Чехов называл «Вологодская губерния» и который был одним из центров ялтинской культурной жизни начала ХХ века, приходил и С. Франк.

О несостоявшейся встрече с Толстым, который прогуливался по имению графини Паниной (ныне известному как санаторий «Ясная поляна») буквально в нескольких шагах от Олеиза, Франк, очевидно, жалел потом всю жизнь – тем более, что, как вспоминал в конце жизни, «в юные годы увлекался его писаниями и хотя и не разделял его идей, долго не мог отчётливо осознать, в чём именно они ложны» [8, с. 463]. Возможно, именно эта

«неотчётливость» собственных идей помешала молодому Франку проявить инициативу, – впрочем, известно, что Толстой в эту зиму в Крыму тяжело болел, и особенно в январе – феврале 1902 г. – так что не случайно, что сведения о нём Франк получал от врачей.

О знакомстве с Максимом Горьким ещё в Нижнем Новгороде Франк позднее вспоминал: «Тогда он казался очень славным, скромным, симпатичным человеком – позднее он не выдержал искушения славы; с ним сближало и то, что он причислял себя к «марксистам»» [10, с. 52]. Ко времени их встреч в Олеизе сам Франк уже был близок к полному разрыву с марксизмом, хотя и ранее его отношение к Марксу было достаточно критичным, о чём свидетельствует его вышедшая накануне книга о «теории ценности» Маркса. Во всяком случае, на первых страницах начатого 31 декабря 1901 г. в Ялте

«Дневника» Франка встречаем такую запись: «<…> Я имел честь быть обруганным и оплёванным самым великим инквизитором российского (да и европейского) ортодоксального марксизма – Жоржем (Пл<еханов>ым). Он с пеной у рта, с наглыми инсинуациями и передержками обругал мою книгу. Итак, отлучение от православной церкви марксизма торжественно подтверждено: я уже давно мечтал об этом» [7, с. 34].

Известно, что М. Горький приехал в Ялту 12 ноября 1901 г. к А. Чехову, а через несколько дней переехал в Олеиз. Можно предположить, что С. Франк встречался с ним – как он сам пишет, не один раз, – не только во время своего непосредственного гостевания в имении Токмаковых, но и специально наезжая в Олеиз в декабре или позднее, когда он уже переехал в Ялту. Впрочем, почему «наезжая», а не «приходя»? От ялтинского Заречья, где жил С. Франк с матерью и сводным братом, до Кореиза всего около 10 км, и как раз в 1901 г. по указанию Николая ІІ была закончена прокладка Царской тропы – примерно 7,5 км удобного пешеходного маршрута от Ливадии до Гаспры, по которому вполне безопасно ходить и зимой. Рискованно, но заманчиво предположить, что этот маршрут зимой 1901– 1902 года легко преодолевал 25-летний Франк.

Впрочем, как и его сводный брат, сам Франк не отличался отменным здоровьем. В письме Петру Струве 7 февраля 1902 г. он, между прочим, пишет: «Я похварывал и не поправился исключительно потому, что, хотя и поселился в Ялте, но не обращал внимание на здоровье и советы врачей. Теперь же я деятельно принялся за починку, и в результате в месяц прибавился на 6 фунтов, окреп и чувствую себя много лучше» [4, с. 272].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Ещё одна встреча, о которой, правда, Франк не упоминает в поздних воспоминаниях, но свидетельство о ней сохранилось в его «Дневнике», – «с Александром Александровичем Бакуниным, последним живым братом М. А. Бакунина, стариком 81 года» [7, с. 70]. Эта встреча с человеком, знавшим лично Белинского, Герцена, Чаадаева, Тургенева, Мадзини и Гарибальди, вызывает у молодого Франка глубокие (хотя и противоречивые) чувства и размышления – о величии прошлой эпохи и о том, что «мы мельчаем» из поколения в поколение, не замечая этого; о том, что «мы все питаемся <…> идейными остатками конца XVIII века и первой половины ХІХ», и о том, что «наша философия питается объедками с умственного стола Канта»; об эпигонстве «нашего поколения» и о том, что «в ясном понимании всей глубины современного «декаданса» лежит одно из условий серьёзной, мрачной по своей энергии борьбы с этим декадансом» [7, с. 71]. Не здесь ли истоки той  мощной критики интеллигентского сознания, которая прозвучит позднее уже в «Вехах» и в «Крушении кумиров»?

Теперь самое время вернуться от внешних событий к духовной жизни. Хотя Франк писал позднее, что провёл эту зиму «без всякой деятельности, даже без научной работы, предаваясь только размышлению и созерцанию» [10, с. 53], он продолжает в Ялте всё ещё думать «об основных вопросах экономической теории» [7, с. 43], ещё пытается писать рецензии на экономические темы, хотя и с переменным успехом, просит в письме Струве о помощи в заключении договора на перевод «Моральной науки» Зиммеля [см.: 4, с. 270–271]. Он даже набрасывает целый план пересмотра экономической науки. Не вдаваясь тут в подробности, отметим лишь указание на «значение монополии, о котором прежде ничего не знали» [7, с. 44]. Одновременно, однако, у него вырисовываются – под очевидным влиянием того же Георга Зиммеля – контуры новой, более широкой науки, призванной осветить не только и не столько экономические, сколько вообще социальные законы человеческого общежития («составил краткий конспект системы. Она грандиозна» [7, с. 48]). Эту науку     С. Франк называет «социальной психологией», поскольку общие отношения между людьми понимались им «в психологических категориях». Впоследствии он прямо напишет, что эта наука, «которую я сам придумал», была для него «переходной областью от политической экономии к философии» [10, с. 48].

Но главное событие – «встреча» с Ницше, в результате чего, и в связи с кстати подоспевшим предложением П. Новгородцева (по совету П. Струве) об участии в сборнике

«Проблемы идеализма», Франк «весной 1902 г. написал первую свою философскую работу «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему»» [10, с. 47]. Именно в книге Ницше «Так говорил Заратустра» молодой экономист, ещё недавно близкий к марксистским кругам, открыл для себя «атмосферу глубины духовной жизни, духовного борения». «С этого момента, – вспоминает он в «Предсмертном», – я почувствовал реальность духа, реальность глубины в моей собственной душе – и без каких-либо особых решений моя внутренняя судьба была решена. Я стал «идеалистом» не в кантианском смысле, а идеалистом- метафизиком, носителем некоего духовного опыта, открывавшего доступ к незримой внутренней реальности бытия» [10, с. 54].

Впрочем, непосредственные документы того времени свидетельствуют о не таком уж однозначном и одномоментном решении вопроса о соотношении идеализма и метафизики. В письмах Струве Франк пишет о том, что «этический идеализм» Ницше привлекает его именно тем, что он соединён «с решительным отрицанием идеализма метафизического» [4,  с. 271]. Речь идёт о том, что в ялтинский период молодой Франк находился ещё в самом разгаре своей «эпохи неверующей юности» и не готов ещё был оправдать – тем более, строить сам – религиозную философию . Мягко возражая своему старшему другу Петру Струве, роль которого как родоначальника русского идеализма позднее он вполне признавал, Франк пишет ему в феврале 1902 г., что с точки зрения его собственной «имманентной философии» «метафизика, как наука, возможна ещё меньше, чем с точки зрения Канта», и что «метафизике отрезана раз навсегда научная почва, ибо всякая метафизика всегда сводится к исканию или утверждению мира, лежащего до или позади мира, созданного соотношением субъекта и объекта» [4, с. 273]. Отдавая явное предпочтение «Великому Ницше» перед Христом, Франк, всё-таки не без сожаления, замечает: «Только теперь я убедился, как глубоко во мне антирелигиозное чувство и сознание» [7, с. 84]. Лишь несколько  лет  спустя  сам  Франк  будет  строить  систему  именно  такой  метафизики, и «встреча» с Ницше – чей «идеалистический радикализм», впрочем, в более поздние годы он уже оценивает далеко не так восторженно, – будет восприниматься им как «фундамент моего духовного бытия», который «был заложен или, вернее, открылся мне сознательно именно тогда, зимой 1901–1902 гг.» [10, с. 54].

Дело, однако, не только в Ницше и его «Заратустре», на которого Франк «случайно напал» (впрочем, поздние воспоминания Франка о том, что книга Ницше «случайно» попала ему в руки [см.: 10, с. 54, 56; 8, с. 411], следует воспринимать с оглядкой на возраставшую в геометрической прогрессии популярность Ницше в России как раз в конце ХІХ – самом начале ХХ века). Сам факт внутреннего духовного переворота – и превращения в философа!

«Пробуждением духовной жизни и настоящим интересом к философии во всей полноте и глубине её, как знания сверхнаучного, я ближайшим образом обязан внешнему событию моей жизни – одному неудачному роману, который я начал переживать с лета 1900 г. и который затянулся надолго и заставил меня много перестрадать. Тут на мне обнаружилось углубляющее значение страдания – именно пробуждение через него духовной жизни» [10,   с. 54]. Речь идёт об отношениях с Фаней Ельяшевич – женой друга Франка Василия Ельяшевича, с которым он познакомился, очевидно, ещё на юридическом факультете Московского университета (Василий был на два года старше). Увлечение началось в Берлине и продолжилось позднее в Петербурге (куда Ельяшевичи переехали в 1903 г., а Франк – в конце 1905) – очевидно, с тем же «успехом», приносившем одни страдания; лишь в конце 1907 г. Франк прекращает эти отношения – на его пути встречается Татьяна Барцева, с которой он уже не расстаётся более 40 лет счастливой супружеской жизни.

Во время жизни в Крыму Франк вёл с Фаней переписку. Письма не сохранились, но сохранился «Дневник», начатый явно под впечатлением переживания этих отношений, и который является ярким свидетельством тех внутренних страданий, борений и исканий, которые переживал молодой учёный в эти месяцы. Об этом документе следует сказать особо. Он был впервые опубликован в 2006 году усилиями саратовских исследователей. Документ охватывает всего полгода – с 31 декабря 1901 по 23 июня 1902 года (последняя запись – уже в Бердянске, последняя ялтинская запись – 21 апреля), – но именно в это время С. Франк начинает формироваться как философ, а потому это живое свидетельство крайне важно для понимания его творческой эволюции. Этот текст писался автором отнюдь не для печати, и вообще по неизвестным причинам был оставлен в 1921 году в Саратове (забыт? спрятан? утерян?), где впоследствии чудом уцелел, был найден и идентифицирован [см.: 3]. Как в любом дневнике, в нём много чисто личных, интимных переживаний и эмоций, однако он интересен отнюдь не только как свидетельство человеческой биографии. Дневник для 25- летнего С. Л. Франка – это, прежде всего, способ внутренней самоорганизации, преодоления душевной и умственной расхлябанности, обретения смысла собственной жизни и выстраивания целенаправленной научной работы, – и в этом смысле он выступает незаменимой характеристикой нравственного и душевного склада молодого мыслителя, во многом определившего его дальнейшую творческую судьбу (лейтмотивом звучат тут пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»). И, конечно, главное, чем интересен этот документ для историка философии, – это отражение того, как закладывался «фундамент духовного бытия» великого философа.

Нужно подчеркнуть, что идея страдания, заложенная опытом личных отношений и отрефлексированная первоначально в формулах Ницше, безусловно, является той нитью, которая связывает «Дневник» Франка 1902 года с его поздними религиозно-философскими работами и его зрелым мировоззрением. Более 30 лет спустя, в «Непостижимом», он пишет о «чистом страдании» – в противовес «бессмысленной мучительности» – как о таком, которое «открывается нам в той форме его преодоления, которая заключается в духовном приятии или претерпевании страдания – в нашей способности выстрадать и перестрадать страдание. Тогда страдание испытывается и открывает себя не как бессмысленное зло, не как нечто безусловно недолжное, даже не как извне наложенная на нас кара, а, напротив, как исцеление от зла и бедствий, как желанный Богу и в этом смысле уже сущностно божественный возвратный путь на родину, к совершенству реальности» [9, с. 551].

Характерны также рассуждения Франка в письме дочери Наталье в январе 1945 г. в связи с осмыслением факта гибели её мужа Пола Скорера (он погиб в 1943 г.): «Живая душа не может жить отчаянием и безнадёжностью; это противоестественно как длительное состояние. Страдание должно просветлять, углублять, расширять душу, и потому её животворить… Но всякое сильное и глубокое, чувство, тем более скорбь, страдание, должно быть творческим, вести куда-то, открывать новые горизонты… Страдание это раскалённый зонд, впускаемый в духовные дыхательные пути. Пока он не дошёл до конца, человек испытывает мучительное жжение и задыхается; но когда он дошёл до конца, он прочищает дыхательные пути, и человек начинает дышать по-новому, глубоко и свободно, как не дышал раньше. Это не надуманно; это всё прочувствовано» [цит. по: 1, с. 199]. Удивительно, но в самом  конце  жизни,  в  период  тяжёлой  болезни,  Франк  пережил  физически  этот  образ «раскалённого зонда» – как он рассказал сводному брату после очередного кризиса, ночью «я лежал и мучился и вдруг почувствовал, что мои мучения и страдания Христа – одно и то же страдание. В моих страданиях я приобщился к какой-то Литургии и в ней соучаствовал, и в наивысшей её точке я приобщился не только ко страданиям Христа, а, как ни дерзновенно сказать, к самой сущности Христа» [6, с. 22].

Роман с Фаней Ельяшевич был как раз «бессмысленным мучительством», к тому же отягощённым   нерешительностью   характера   Франка.   Кстати,   из   некоторых  замечаний «Дневника» можно сделать вывод, что инициатором отношений была Фаня – переживая в крымском далеке то, что произошло в Берлине, Франк пишет: «<…> Как бы много она мне ни принесла горя, я с ней примирён и не могу относиться иначе, как с глубоким чувством благодарности за такую незаслуженную привязанность (если бы я и делал что для неё, так ведь не за это же она привязалась, и слишком это большая награда)» [7, с. 37–38]. Ялтинский «Дневник», однако, пестрит его страстным желанием преодолеть бессмысленность этих страданий, и наоборот – прийти к тому, «чтобы этими страданиями очищаться и научаться истине» [7, с. 33].

В результате сам этот документ – не столько самокопание в своих чувствах, сколько свидетельство творческих исканий. Ялтинский «Дневник» – опять же, вопреки более позднему замечанию автора о времяпрепровождении «без всякой деятельности», – свидетельствует как раз не только о глубокой внутренней духовной борьбе, но и об интенсивной умственной работе Франка. Это не только уже упомянутые погружение в Ницше, экономические и социально-психологические проекты. Хотя пробуждающийся философ ещё с крайним недоверием относится к метафизике («Мне, впрочем, даже смешно об этом рассуждать, так далеки от меня метафизические понятия» [7, с. 36]), всё-таки основная часть дневника – это выяснение самому себе своего «философского миросозерцания» [см.: 7, с. 70]. И в этом контексте Франк ведёт диалог не только с Ницше, Христом и Зиммелем, но и с Сократом и Цицероном, Декартом и Спинозой, Кантом и Фихте, Шеллингом и Гегелем, Шопенгауэром и Шуппе, Михайловским и Белинским, Хомяковым и Герценом, Сергеем Трубецким и представленными в его книге метафизиками Древней Греции, Бердяевым и Струве, а также – с поэзией Пушкина и Алексея Толстого, Гёте и Гейне (философское осмысление поэзии станет характерной чертой философского стиля Франка). Кроме явных следов работы над первой философской статьёй о Ницше, которая писалась параллельно, находим и план новой статьи Проблема метафизики [см.: 7, с. 72–73]. Метафизика, таким образом, не отпускала его мысль и заставляла разобраться глубже – фактически это был первый конспект статьи «О критическом идеализме», вышедшей в журнале «Мир Божий» уже в конце 1904 году, впрочем, ещё вполне неокантианской.

Очевидно, что именно этот путь, начатый в Ялте, – «крепко держать в руках, в моральной узде, нити моего «я» и, стиснувши зубы, наперекор стихиям стоять на своём посту мысли и страдания» [7, с. 33], – провёл Франка через многие жизненные испытания, позволив сохранить душевное равновесие и вкус к жизни, а главное – привёл к тем фундаментальным идеям, на которых базируется его онтология абсолютного реализма и христианская социальная этика.

Список использованных источников

1. Буббайер Ф. С.Л. Франк. Жизнь и творчество русского философа. 1877–1950. – М., 2001. – 328 с.
2. Врангель Л. Воспоминания и стародавние времена. – Вашингтон: Изд-во книжного магазина Victor Kamkin, 1964. – 224 с.
3. Никитина Е.П. История одной «Тетради» (о судьбе рукописей С.Л. Франка) // Франк С.Л. Саратовский текст / Сост.: А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – С. 16–30.
4. Письма С.Л. Франка к Н.А. и П.Б. Струве (1901–1905) // Путь. – 1992. – № 1. – С. 263–311.
5. Плеханов Г.В. О книге С. Франка. (С. Франк. Теория ценности Маркса и её значение. Критический этюд. Спб., 1900) // Сочинения. – Т. XI. – М.: Госиздат, 1928. – С. 348–357.
6. Сборник памяти Семёна Людвиговича Франка / Под ред. протоиререя о. Василия Зеньковского. – Мюнхен, 1954. – 193 с.
7. Франк С.Л. Дневник / Публикация Е.П. Никитиной. Подготовка текста: Ю.Н. Борисов, А.А. Гапоненков. Комм. А.А. Гапоненкова // Франк С.Л. Саратовский текст / Сост.: А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – С. 31–111.
8. Франк С.Л. Воспоминания о П.Б. Струве // Франк С.Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. – М.: Московская школа политических исследований, 2001. – С. 394–582.
9 Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. – С. 181–559.
10. Франк С.Л. Предсмертное. Воспоминания и мысли // Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. – С. 39–58.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

733

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке