Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Школьники разрешают конфликты: опыт развития сети школьных служб примирения в Волгограде и Волгоградской области»

Аннотация. Ребенок школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и именно в школе он учится строить свои отношения с окружающими. Школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать нормальные отношения в своем социальном окружении. При этом свое умение строить отношения с людьми ребенок ярче всего проявляет в ситуации конфликтов.

Ключевые слова: школьники, семья, окружающее общество, конфликтные ситуации, службы примирения.

Школьные конфликты — это явление обычное и широко распространенное. Конфликты между школьниками может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т.п. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Такое происходит в силу различий возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не достаточно осознают границы общения друг с другом. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей, за которыми может последовать разрыв отношений, правонарушения, вражда и злоба.

Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются разрешить конфликт «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы: нередко в школе можно наблюдать вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. А еще дети стараются привлечь взрослых, чтобы те решили за них проблему, «надавили» на противоположную сторону или наказали ее. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Такой путь предлагает образовательно-воспитательная технология «школьная служба примирения».

Школьная служба примирения — это добровольческая команда, состоящая из нескольких педагогов и группы детей-волонтеров, которые осуществляют в образовательном учреждении деятельность по мирному и ненасильственному урегулированию конфликтных ситуаций методом восстановительной медиации. Цель школьной службы примирения – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Примирительная встреча проводится только при добровольном согласии участников. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта, ведь если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Метод восстановительной медиации, реализуемый в деятельности школьных служб примирения, еще уникален тем, что он в равной степени защищает права и помогает исцелению обеих сторон конфликта — обидчика и пострадавшего.

В России с 2000 года школьные службы примирения – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях) разрабатывает и развивает Межрегиональный общественный Центр «Судебно-правовая реформа» на основе идей и ценностей восстановительного правосудия. Ими разработана модель школьной службы примирения, описанию которой посвящено немало публикаций[1]. За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других.

Волгоград и Волгоградская область не остались в стороне. Движение за восстановительное правосудие в Волгоградской области имеет 12-летнюю историю (с 2004 года). Первые Школьные службы примирения в Волгограде были созданы в 2005 году по инициативе Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», которая во главе своей работы поставила принцип «работаем для детей вместе с детьми». Этот принцип утверждает, что участие детей не привилегия, а право, что участие детей не только возможно, но и необходимо, и обязательство обеспечить условия для участия детей целиком и полностью лежит на взрослых. Принцип непременного участия детей в решении касающихся их жизни вопросов и проблем соответствует положениям Конвенции ООН «О правах ребенка», других международных и национальных нормативных документов.

С 2005 года по настоящее время Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» является методическим центром и общественным координатором развития сети школьных служб примирения. Благодаря совместным усилиям нашей организации, центра «Судебно-правовая реформа», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области и других государственных структур системы образования и системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, восстановительные практики успешно внедрены в систему образования Волгограда и Волгоградской области. В настоящее время (по данным мониторинга за 2016 год) в Волгограде действуют 85 школьных служб примирения во всех районах города, а в целом по области действуют 268 школьных служб примирения. Все службы примирения области объединены в единую общественную сеть. Участники сети обмениваются опытом, помогают и поддерживают развитие друг друга, они все подключены к ресурсам Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. Всего в работе волгоградской региональной сети школьных служб примирения в 2016 году приняли участие 1289 школьников-медиаторов.

Школьники разрешают конфликты зачастую лучше взрослых, так как они привносят в работу по примирению свои уникальные достоинства. Это дает им как медиаторам естественное преимущество. Так школьники-медиаторы лучше понимают своих ровесников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно для ровесников и почему. Школьники-медиаторы соразмеряют процесс с возрастом участников и дают понять даже самым маленьким, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта — это в порядке вещей. Школьники-участники конфликтов доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения. Школьники-участники конфликтов уважают своих ровесников-медиаторов. Когда школьники-медиаторы зрело и уравновешенно проводят программу примирения, это позитивно влияет на стороны, побуждая ровесников воспринимать процесс серьезно.

Школьники разрешают различные конфликты. Чаше всего школьники-медиаторы проводят программы примирения по случаям мелких конфликтов в виде обид и ссор из-за обзываний, оскорблений, сплетен, разглашенных секретов, сломанных школьных принадлежностей и небольших потасовок, стычек. Анализ этих программ примирения показывает, насколько опасно могли развиваться эти события, т.к. практически все ситуации в случае их неразрешенности могли стать более серьезные (в ссорах дети угрожали друг другу стрелками, драками, бойкотом и др.). Благодаря проведенным программам примирения конфликтные ситуации были полностью урегулированы и не получили дальнейшего развития. Однако в поле зрения школьной службы примирения попадают и более серьезные конфликты — мелкие кражи, драки, порча имущества с более неприятными последствиями (сломан нос, разбит планшет) и др. Школьники-медиаторы также успешно их разрешают под руководством взрослого медиатора. В большинстве случаев и такие ситуации были урегулированы, вред заглажен, стороны удовлетворены, и вмешательство органов охраны правопорядка не понадобилось. Только отдельные конфликты такого рода стали предметом рассмотрения органов полиции. Но и в этих случаях проведение примирительных программ было учтено как смягчающее вину обстоятельство при рассмотрении дел в органах охраны правопорядка. При этом отсроченный контроль за результатами программ примирения показывает отсутствие повторных правонарушений среди этой группы детей – правонарушителей — участников программ примирения.

Школьники разрешают конфликты с высокой эффективностью. Результаты их работы превышают ожидания взрослых. Так более 95% конфликтов, с которыми работали школьники-медиаторы, завершилось примирением сторон. Всего в 2016 году в школьных службах примирения Волгограда и Волгоградской области были успешно урегулированы 1623 школьных конфликта, благодаря чему помирились и восстановили нормальные отношения 4846 школьников-участников этих конфликтов.

Деятельность школьников по разрешению конфликтов восстановительным способом — не игра, она имеет социально-правовое звучание и государственное значение. Проводя программы примирения, школьники вносят свой вклад в защиту прав участников этих конфликтов, в преодоление вражды, ненависти, социальной разобщенности. Их активная жизненная позиция помогает развитию культуры мирных отношений в подростковой среде нашего города и региона, что согласуется с приоритетами молодежной и национальной политики России.

Двенадцатилетний опыт развития сети школьных служб примирения в Волгоградской области показывает, что в регионе создана и успешно развивается модель образовательно-воспитательной технологии «школьная служба примирения», отработана система распространения этой технологии, разработаны методические, обучающие материалы, подготовлены преподаватели, создана сеть практиков и экспертов. Модель сети школьных служб примирения, реализованная в Волгоградской области, позволила достичь высокой степени охвата школ (около 20% всех школ) и вовлечения большого числа детей и взрослых (более 40 000 чел.) в практическое миротворчество. Повышен показатель социального самочувствия и безопасности для детей и сообщества в целом. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства Волгоградской области пополнилось опробованной, технологически оформленной и нормативно закрепленной моделью просвещения несовершеннолетних в области прав человека и профилактики правонарушений, пригодной для дальнейшего распространения.

Список использованных источников

1.Коновалов А.Ю., Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.http://contest.schoolnano.ru/wp- content/uploads/medialib/Anton_Konovalov_Book.pdf, дата обращения к эл.ресурсу: 05.06.2017г.;
2.Основной материал, исследования приведенные в статье позаимствованы из личной практики ВРБ ОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка».

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

885

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке