Ключевые слова: школьники, семья, окружающее общество, конфликтные ситуации, службы примирения.

Школьные конфликты — это явление обычное и широко распространенное. Конфликты между школьниками может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т.п. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Такое происходит в силу различий возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не достаточно осознают границы общения друг с другом. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей, за которыми может последовать разрыв отношений, правонарушения, вражда и злоба.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются разрешить конфликт «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы: нередко в школе можно наблюдать вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. А еще дети стараются привлечь взрослых, чтобы те решили за них проблему, «надавили» на противоположную сторону или наказали ее. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Такой путь предлагает образовательно-воспитательная технология «школьная служба примирения».

Школьная служба примирения — это добровольческая команда, состоящая из нескольких педагогов и группы детей-волонтеров, которые осуществляют в образовательном учреждении деятельность по мирному и ненасильственному урегулированию конфликтных ситуаций методом восстановительной медиации. Цель школьной службы примирения – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Примирительная встреча проводится только при добровольном согласии участников. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта, ведь если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Метод восстановительной медиации, реализуемый в деятельности школьных служб примирения, еще уникален тем, что он в равной степени защищает права и помогает исцелению обеих сторон конфликта — обидчика и пострадавшего.

В России с 2000 года школьные службы примирения – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях) разрабатывает и развивает Межрегиональный общественный Центр «Судебно-правовая реформа» на основе идей и ценностей восстановительного правосудия. Ими разработана модель школьной службы примирения, описанию которой посвящено немало публикаций[1]. За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других.

Волгоград и Волгоградская область не остались в стороне. Движение за восстановительное правосудие в Волгоградской области имеет 12-летнюю историю (с 2004 года). Первые Школьные службы примирения в Волгограде были созданы в 2005 году по инициативе Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», которая во главе своей работы поставила принцип «работаем для детей вместе с детьми». Этот принцип утверждает, что участие детей не привилегия, а право, что участие детей не только возможно, но и необходимо, и обязательство обеспечить условия для участия детей целиком и полностью лежит на взрослых. Принцип непременного участия детей в решении касающихся их жизни вопросов и проблем соответствует положениям Конвенции ООН «О правах ребенка», других международных и национальных нормативных документов.

С 2005 года по настоящее время Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» является методическим центром и общественным координатором развития сети школьных служб примирения. Благодаря совместным усилиям нашей организации, центра «Судебно-правовая реформа», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области и других государственных структур системы образования и системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, восстановительные практики успешно внедрены в систему образования Волгограда и Волгоградской области. В настоящее время (по данным мониторинга за 2016 год) в Волгограде действуют 85 школьных служб примирения во всех районах города, а в целом по области действуют 268 школьных служб примирения. Все службы примирения области объединены в единую общественную сеть. Участники сети обмениваются опытом, помогают и поддерживают развитие друг друга, они все подключены к ресурсам Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. Всего в работе волгоградской региональной сети школьных служб примирения в 2016 году приняли участие 1289 школьников-медиаторов.

Школьники разрешают конфликты зачастую лучше взрослых, так как они привносят в работу по примирению свои уникальные достоинства. Это дает им как медиаторам естественное преимущество. Так школьники-медиаторы лучше понимают своих ровесников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно для ровесников и почему. Школьники-медиаторы соразмеряют процесс с возрастом участников и дают понять даже самым маленьким, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта — это в порядке вещей. Школьники-участники конфликтов доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения. Школьники-участники конфликтов уважают своих ровесников-медиаторов. Когда школьники-медиаторы зрело и уравновешенно проводят программу примирения, это позитивно влияет на стороны, побуждая ровесников воспринимать процесс серьезно.

Школьники разрешают различные конфликты. Чаше всего школьники-медиаторы проводят программы примирения по случаям мелких конфликтов в виде обид и ссор из-за обзываний, оскорблений, сплетен, разглашенных секретов, сломанных школьных принадлежностей и небольших потасовок, стычек. Анализ этих программ примирения показывает, насколько опасно могли развиваться эти события, т.к. практически все ситуации в случае их неразрешенности могли стать более серьезные (в ссорах дети угрожали друг другу стрелками, драками, бойкотом и др.). Благодаря проведенным программам примирения конфликтные ситуации были полностью урегулированы и не получили дальнейшего развития. Однако в поле зрения школьной службы примирения попадают и более серьезные конфликты — мелкие кражи, драки, порча имущества с более неприятными последствиями (сломан нос, разбит планшет) и др. Школьники-медиаторы также успешно их разрешают под руководством взрослого медиатора. В большинстве случаев и такие ситуации были урегулированы, вред заглажен, стороны удовлетворены, и вмешательство органов охраны правопорядка не понадобилось. Только отдельные конфликты такого рода стали предметом рассмотрения органов полиции. Но и в этих случаях проведение примирительных программ было учтено как смягчающее вину обстоятельство при рассмотрении дел в органах охраны правопорядка. При этом отсроченный контроль за результатами программ примирения показывает отсутствие повторных правонарушений среди этой группы детей – правонарушителей — участников программ примирения.

Школьники разрешают конфликты с высокой эффективностью. Результаты их работы превышают ожидания взрослых. Так более 95% конфликтов, с которыми работали школьники-медиаторы, завершилось примирением сторон. Всего в 2016 году в школьных службах примирения Волгограда и Волгоградской области были успешно урегулированы 1623 школьных конфликта, благодаря чему помирились и восстановили нормальные отношения 4846 школьников-участников этих конфликтов.

Деятельность школьников по разрешению конфликтов восстановительным способом — не игра, она имеет социально-правовое звучание и государственное значение. Проводя программы примирения, школьники вносят свой вклад в защиту прав участников этих конфликтов, в преодоление вражды, ненависти, социальной разобщенности. Их активная жизненная позиция помогает развитию культуры мирных отношений в подростковой среде нашего города и региона, что согласуется с приоритетами молодежной и национальной политики России.

Двенадцатилетний опыт развития сети школьных служб примирения в Волгоградской области показывает, что в регионе создана и успешно развивается модель образовательно-воспитательной технологии «школьная служба примирения», отработана система распространения этой технологии, разработаны методические, обучающие материалы, подготовлены преподаватели, создана сеть практиков и экспертов. Модель сети школьных служб примирения, реализованная в Волгоградской области, позволила достичь высокой степени охвата школ (около 20% всех школ) и вовлечения большого числа детей и взрослых (более 40 000 чел.) в практическое миротворчество. Повышен показатель социального самочувствия и безопасности для детей и сообщества в целом. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства Волгоградской области пополнилось опробованной, технологически оформленной и нормативно закрепленной моделью просвещения несовершеннолетних в области прав человека и профилактики правонарушений, пригодной для дальнейшего распространения.

Список использованных источников

1.Коновалов А.Ю., Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.http://contest.schoolnano.ru/wp- content/uploads/medialib/Anton_Konovalov_Book.pdf, дата обращения к эл.ресурсу: 05.06.2017г.;
2.Основной материал, исследования приведенные в статье позаимствованы из личной практики ВРБ ОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка».