Аннотация. В статье обобщён опыт работы школьного музея в рамках реализации ФГОС. Показано, как можно использовать возможности музея для реализации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, общекультурное, духовно- нравственное направление, краеведческая направленность, исследовательская деятельность, творчество.
Детям XXI века невероятно повезло жить во время бурного технического прогресса, насыщенной общественной и культурной жизни. Какому занятию посвятить свободное время, чему отдать предпочтение – каждый подросток решает для себя сам. Но одно ясно, что каждый школьник нуждается в содержательном и увлекательном досуге, который позволит ему не только отвлечься от занятий и отдохнуть, но ещё и решит многие важные проблемы. Одной их форм организации свободного времени школьников является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность учащихся, так же, как и дополнительное образование, являются одной из инноваций ФГОС второго поколения и неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она играет важную роль в образовании и воспитании детей, поэтому необходимо грамотно организовать её, ведь внеурочная деятельность открывает перед учащимися увлекательный мир творчества.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное (в том числе, военно-патриотическое), общеинтеллектуальное (познавательное), общекультурное (художественно-эстетическое), социальное (в том числе общественно-полезная и проектная деятельность).
Основными её видами являются: игровая, познавательная, трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество [1, стр. 7].
Большое внимание в школе уделяется общекультурному, духовному развитию личности, которое должно осуществляться на основе историко- культурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурно- исторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.
Музей располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности» [2, стр. 3].
Внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Большая удача для школы, если в ней есть музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет. Он воспитывает у учащихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, т. к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами.
Музей в Яновской ООШ действует с 2013 года. Сейчас наш музей насчитывает около 500 экспонатов, 108 из которых подлинники. Оформлены выставки: «Из истории села Яново», «Русская изба», «Из истории школы», «Пионерия» и др. Собран богатый архивный материал.
Школьный музей широко используется во внеурочной деятельности. Причём мероприятия проходят в самом музее, предметы музея используются на праздниках.
Мероприятия краеведческой направленности реализуются через программы дополнительного образования и курсы внеурочной деятельности. В школе разработаны и ведутся программы внеурочной деятельности «Географическое краеведение», «Малая родина – большая судьба», «Истоки». Занятия кружков часто проходят в школьном музее. Также практикуется «Музей в чемоданчике», когда экспонаты музея выносятся на классные часы для ознакомления с историей.
Экспонаты нашего музея используются в фольклорных праздниках. Интересно проходят такие внеклассные мероприятия, как «Масленица», «Пасха. Катание яиц» и другие. Особенно понравилось детям мероприятие, проходившее в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры «Как учили на Руси» с использованием экспонатов школьного музея. Учителя русского языка и литературы пригласили ребят окунуться в историю и побывать на уроке в древнерусской школе. В ходе мероприятия ребятам были предложены различные задания, одно из них – написать настоящими гусиными перьями и чернилами на кириллице «Знание – сила». Сидели ребята за старинной партой. Большой интерес у ребят вызвало наказание для нерадивых учеников: они попробовали стоять в углу на горохе.
Одним из направлений деятельности музея является встреча с интересными людьми. В нашем музее хранятся книги поэтов – земляков: В. Абрашина, Ф. Зорина, С. Ефименко, Ю. Назарова. Ребята с удовольствием познакомились с их творчеством, и результатом этого знакомства стал литературный вечер «Если душа родилась крылатой» с приглашением поэтов – земляков. На вечере звучали стихи, песни на слова и музыку местных авторов, выступали сами поэты. Ребята получили массу впечатлений, а школьный музей пополнился новыми книгами поэтов – сергачан.
Шумно от детских голосов становится в музее 19 мая, в День Пионерии. Как интересно узнать ребятам о том, что в школе была пионерская организации, кто такие пионеры. Каждый из них горит желанием сыграть на пионерском горне и отбить барабанную дробь. В 2016 году наша школа отмечала 35 – летний юбилей. На торжественной линейке, посвящённой юбилею школы, выпускники прошлых лет сдавали рапорт, проносили пионерское знамя, конечно же, звучал горн и барабан.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В музее собраны материалы (фото, видео, газетные статьи, письма) о земляках, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны. Оформлен стенд, посвящённый нашему земляку, Герою Советского Союза Батракову М. С. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне было проведено внеклассное мероприятие «И тыл был фронтом». Дети читали фронтовые письма, рассказывали о своих родных, которые в суровые годы войны защищали Родину, слушали рассказы ветеранов, тружеников тыла.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Приоритетным направлением во внеурочной деятельности является проектная и исследовательская деятельность. В течение ряда лет обучающиеся школы занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Результатом этой работы стали проекты: «Загадка чёртова пальца», «История церквей моей малой родины», «История села Чуфарово», «Улица Героя М. С. Батракова» – проект, посвящённый нашему односельчанину, Герою Советского Союза Батракову М. С., «История села Яново», «Славен человек труда» – о людях, внёсших вклад в развитие сельского населённого пункта, «Хроника школьных лет», «Улицы моего села», «Диалекты с. Чуфарово», «Предания старины»-изучение традиционных обрядов и праздников, «Защитники Родины моего района». Работы школьников хранятся в школьном музее и являются объектом внимания всех посетителей.
Педагоги и дети проводят также поисковую работу. В 2015 году по запросу Администрации г. Улан-Удэ были найдены родственники бойца Платонова Н. А. (род. с. Яново Сергачского р-на), скончавшегося в ноябре 1945 г. в эвакуационном госпитале г. Улан-Удэ.
В 2017 г., сотрудничая с поисковым отрядом «Серп и молот», были найдены родственники бойца Мельникова А. Ф. (род. с. Мамешево Сергачского р-на), обнаруженного в ходе проведения весенних поисковых работ 2016 года на территории Дорогобужского района Смоленской области.
Краеведческая работа является одним из направлений деятельности и в летних оздоровительных лагерях. Дети изучают легенды о названиях мест, посещают их. Так из поколения в поколение передаются легенды о
«Провале», Барском доме (с. Чуфарово), Шиханах (с. Яново), таинственное и мистическое место – «Изге каберлекляр», где похоронены по преданию воины татарского хана Арапши, погибшие в знаменитом Пьянском побоище в 1377 году (с. Грибаново). Также воспитанники лагерей посещали место гибели лётчика – авиаконструктора В. М. Петлякова.
Школьный музей – это клад мудрости. С каким интересом рассматривают ребята его экспонаты, слушают истории о далёком прошлом. Музейный мир их удивляет, хотя, казалось бы, чем можно удивить современных мальчишек и девчонок, привыкших к компьютерам и гаджетам, виртуальному миру. Музей – это тайна, и её снова и снова хочется открывать.
Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учащихся: воспитывает уважение к памяти прошлых поколений и бережное отношение к культурному наследию; значительно расширяет возможности учителя во внеурочное время решать задачи, связанные с историческим и культурологическим образованием; повышает внимание детей к окружающей действительности. Он учит ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Музей – это одно из немногих мест в селе, куда ребята могут прийти во внеурочное время для дальнейшего общения и сотрудничества. Работа с материалами музея способствует гражданско-патриотическому, духовно- нравственному воспитанию учащихся, воспитанию в них любви к родному селу, гордости за свою малую родину, способствует воспитанию личности гражданина России. Следовательно, музей стал одним из направлений внеурочной деятельности в условиях внедрения нового образовательного стандарта.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Попова Т. Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Монография / Под. ред. Н. В. Бутенко. М., 2013.