Ключевые слова: история, культура, цивилизация, политика, религия, историко-культурная стилистика, культура Ренессанса, этнокультурные процессы.

Проблема параллельных политических, социальных, экономических, художественных, этнических процессов в расположенных на значительном отдалении цивилизациях, культурах одного хронологического среза является одной из наиболее концептуально сложных в европейской науке последних двух с половиной столетий. Со второй половины XVIII в. в Европе появляются работы, в которых делаются попытки обобщить мировой исторический процесс и выявить его движущие силы – психологические, моральные (И. Изелин), естественно-исторических (Ш. Монтескье), культурных (И.К. Аделунг). Значительным вкладом в осмысление закономерностей всемирно-исторического процесса явилась работа И.Г. Гердера «Идеи к философской истории человечества» (1784-1785 гг.) [1], основанная на стремлении выявить общие законы развития человечества. В целом среди исследователей глобальных исторических процессов преобладала прогрессистская концепция о развитии человечества от более низких фаз, стадий к более высоким (исключения могли составлять воззрения на искусство), подкрепленная гегелевской позитивной диалектикой (исключения составляли взгляды Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо).

В XIX в. концепция прогрессивного хода всемирно-исторического процесса нашла новое обоснование в марксистской теории общественно-экономических формация, эволюционизме Э. Тейлора, отчасти в идеях диффузионизма. Вместе с тем, оформилась и альтернативная точка зрения, представленная концепциями локальных культур (цивилизаций) (О. Шпенглера, А. Тойнби). Представляется, что исторический, культурный процесс не сводится к одной жестко детерминированной схеме, а определяется в зависимости от общеисторической ситуации, во многом связанной со степенью развитием межкультурных контактов, диффузионистских, интегративных, ассимиляционных процессов, а также жизненного, энергетического потенциала конкретной культуры (цивилизации).

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В данной работе делается попытка выявить определенные синхронные процессы в культурах (цивилизациях) Востока и Европы. Выбор периода определяется наличием в это время выраженной доминантной динамической составляющей в культурных, цивилизационных процессах Европы и Азии.

Характерной чертой политической жизни данного периода был постепенный закат больших империй, стран, упадок их могущества при одновременной тенденции к образованию и укреплению мононациональных государств. В Европе реконкиста и консолидационная политика Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской сделали из Испании в начале XVI в. независимое государство, которое в короткое время превратилось в значительную империю под предводительством внука Фердинанда Карла Габсбурга. Огромная, включавшая земли Южной и Центральной Америки многонациональная империя Габсбургов вступила в 1618 г. в Тридцатилетнюю войну с Чехией, Данией (в конце войны перешла на имперскую сторону), Швецией, Францией, закончившуюся поражением Габсбургов и Вестфальским миром 1648 г., который значительно сократил земли империи, декларировал государственное признание Голландии и Швейцарского Союза. Несколько ранее, в 1640 г. получила независимость, выйдя из империи, Португалия. Благодаря политике кардинала Ришелье и короля Луи XIV превратилась в мощное централизованное государство Франция. В XVI – XVI вв. шло становление централизованного Московского государства, которое начало приобретать имперские черты.

Кризисные явления наблюдались и в расположенных на юге и востоке от Европы империях. Османская империя после пика могущества при Сулеймане I (1520 – 1566) с конца XVI в., после битвы при Лепанто (1571 г.) постепенно начала клониться к упадку, сокращаться, сохраняя, тем не менее, свое значение в европейской и азиатской политике. С конца XV в. Иран стал объединяться под властью Сефевидов, достигнув значительных политических успехов в период правления шаха Аббаса I. Однако с 1620-х гг. владения Ирана стали сокращаться, упало его политическое, экономическое влияние. В Китае в конце XVI – начале XVII вв. явственно обозначился упадок династии Мин, сопровождавшийся нашествием маньчжуров и крестьянской войной, в результате чего в 1644 г. захватчиками был взят Пекин и надолго утвердилась новая (маньчжурская) династия Цин. Правитель объединенной в конце XVI в. в единое государство Японии Иеясу Токугава провозгласил себя в 1603 г. сёгуном, основав династию, более чем на двести шестьдесят лет лишившую правления микадо. Вместе с тем, имперским амбициям Японии, простиравшимся вплоть до планов захвата Китая, было не суждено осуществиться: в конце XVI – начале XVII вв. японцы потерпели поражение в агрессивной войне против Кореи.

В отмеченный период происходили значительные (в первую очередь, в Европе) процессы в духовной жизни, направленные на реформирование традиционных религий, что могло сопровождаться инспирацией демократизма, широкими народными движениями. В Германии возникла реформация М. Лютера. С 1520-х гг. германское лютеранство начало распространяться на страны Северной (Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия), Западной, Центральной и Восточной Европы (Франция, Голландия, Венгрия, Польша, Великое княжество Литовское), обретя устойчивый эпицентр в Швейцарии в теологии У. Цвингли и Ж. Кальвина. Учение кальвинизма о божественном предопределении, проистекающем из божественной воли, трансцендентной людям, типологически сходно с учением ислама о предопределенности всего происходящего в мире волей Аллаха. В 1534 г. в Англии «Акт о супрематии» короля Генриха VIII положил начало англиканству и политике секуляризации католических земель и ценностей, их переходу в руки среднего дворянства и буржуазии, что объективно содействовало материальному укреплению этих демократических слоев общества, а также удовлетворяло буржуазное требование упрощения церкви. В Московском государстве церковные реформы московского патриарха Никона вызвали раскол, появление старообрядцев и их. преследование со стороны властей. Возникновение новых конфессий интенсифицировало политические, социальные конфликты, привнеся в них дополнительный религиозный катализатор. С другой стороны, XVII в. отмечен реставрацией обновившейся традиционной религии – в Европе в первую очередь католической контрреформацией. В то же время были предприняты меры для установления веротерпимости. В 1598 г. во Франции, после гугенотских войн, приняли Нантский эдикт, обеспечивавший права вероисповедования католикам и протестантам (гугенотам). В 1596 г. в г. Бресте (Беларусь) провозгласили церковную унию между православием и католицизмом. Возникла униатская церковь, получившая широкое распространение в XVI – начале XIX вв. прежде всего на белорусских землях. Акт унии был схож с Нантским эдиктом стремлением снизить накал межконфессиональной розни в христианстве. Тенденцию к законодательному постулированию веротерпимости отражал и Статут (свод законов) Великого княжества Литовского 1588 г., запрещавший преследование по религиозному признаку.

В цивилизациях Востока также происходили конфессиональные новации. В Индии, империи Моголов в Пенджабе в начале XVI в. возник сикхизм, в середине XVII в. приобретший агрессивную направленность и захвативший своим движением область тогдашней столицы. Демократические устремления нового сикхского движения, направленного против представителей богатых классов как индусского, так и мусульманского вероисповедания, стремление к созданию однородного в классовом отношении общества типологически сближают сикхов с европейскими гуситами XV в., немецкими анабаптистами (особенно взглядами Т. Мюнцера), Мюнстерской коммуной. Начальный период своего существования, до насильственной смерти пятого гуру Арджуны Сингха, это религиозное течение было подчеркнуто миролюбивым, лояльным по отношению к властям, которые шли навстречу его потребностям. В освободительной борьбе против Моголов значительную роль сыграла и индуистская секта племени матархов. В Индии эпохи правления Моголов предпринимались активные попытки сблизить ислам и индуизм, обеспечив тем самым единство индийского общества. Это осуществляли правитель империи Акбар, религиозные реформаторы, деятели Кабир, гуру Нанак.

Самое значительное событие в культурной жизни Европы XVI в. – развитие культуры Ренессанса (Возрождения), охватившей городское население многих европейских стран. Его расцвет – Высокое Возрождение (чинквеченто) — пришелся на конец XV – приблизительно первую половину XVI вв. (в ряде стран, например, в Великом княжестве Литовском возрожденческая культура продолжала существовать до первой половины XVII в.) Феномен Ренессанса, понимаемого в наиболее общих чертах как возвращение к культуре не предшествующего, а более раннего периода, а также развитие гуманистического личностного позитивного начала, свободомыслия, тщательно изученный на примере Западного Возрождения, имел место и на Востоке. Он отмечается исследователями в VII – VIII, а также в XI – XVI вв. в философии Китая, в Иране XI – XV вв., Армении X – XIII вв., в Грузии XI – XII вв. [2, с. 16-37]. Аналогичные процессы в исследуемый период происходили и в странах Востока. Так выделяется Ренессанс в Японии XVII в. [3]. Но, в этой стране задолго до XVII в., в тот же хронологический период, что и в Европе (в XIV в.) начались глубокие перемены, «новая эра» в политической, социальной, экономической, культурной жизни, продолжавшиеся до начала Нового времени [4, с. 114].

Возрождение в Японии XVII в. имело ряд структурно-типологических аналогий с европейским. В качестве одной из основных можно отметить его элитарную, аристократическую, а также городскую социальную среду, значительное место в которой играла, как и в Европе, активно растущая в XVII в. японская буржуазия (ремесленники, купцы, торговцы). Раскрепощение личности, развитие индивидуализма наряду с растущим материальным благосостоянием вызвало рост гедонизма, материально-чувственной жизненной интенции, что особенно ярко проявилось в столичном Киото. Имело место также базовое для Ренессанса обращение к древней культурной традиции: для Японии – китайской. Возврат к прошлому произошел, прежде всего, в сфере религии и этики, затем – в науке и литературе, образовании, позднее –искусстве и, наконец – в сфере театра [3, с. 37]. Однако, как и в Европе, заимствование культуры прошлого имело сложный, неоднозначный характер. Вместе с его апологией имела место тенденция развития национальной (этнической) культуры, что выразительно проявилось в творчестве итальянских литераторов, живописцев, создавших своеобразные художественные направления, школы; французской, немецкой, других культурах. Аналогичные процессы шли и в японской культуре, где поворот к национальной традиции происходил в философии, литературе, театре, искусстве.

Возвращение в идеологической сфере к конфуцианству было связано с рациональными, практическими потребностями общества, необходимостью поддержания в нем порядка, выработки оптимальных социальных доктрин, норм поведения [5, с. 34]. Конфуцианство соответствовало ренессансному принципу гуманизма, поскольку центральным положением учения была рациональная, комфортная для человека организация его жизни в обществе. Здесь вполне допустима проводимая рядом исследователей аналогия с протестантизмом европейского Ренессанса. Вместе с тем, буржуазный «экономический рационализм» XVI–XVII вв. (М. Вебер), нашедший выражение в протестантизме, был в большей степени ориентирован на решение конкретных практических, материальных жизненных проблем и этим принципиально отличался от рационального конфуцианства, придающего главное значение социальной организации общества, морально-этическим нормам человеческого общежития.

В Европе в качестве духовной основы, шедшей в разрез с ренессансным рационализмом, выступал неоплатонизм [6, с. 119-172]. В японской культуре XVI и отчасти XVII вв. эту роль исполнял дзен-буддизм, не только бравший на себя вопросы будущего существования человека, но и пронизывающий влиянием живопись, литературу, театр. Как неоплатонизм возвращал ренессансную культуру к самым глубоким возрождаемым античным основам – древнегреческим и эллинистическим (хотя основная часть культуры Ренессанса ориентировалась на Древний Рим), так и буддизм, в противовес более позднему конфуцианству, обращал японскую культуру к древнейшему периоду VI в. до н.э., когда буддизм появился в Японии. Мистический характер обоих учений, приоритет духа, духовного над телесным, ориентация на приобщение к трансцендентальной единой субстанции (Единому и нирване) – все это определяет типологическое структурное сходство этих учений, хотя их появление в ренессансной культуре шло различными путями (буддизм представлял в Ренессансе духовную традицию).

Таким образом, можно говорить о наличии определенных синхронных тенденций в культурной динамике находящихся на значительном пространственном и культурном отдалении цивилизаций Востока и Запада. Причины этого явления нелегко поддаются научному исследованию, они коренятся в сложных механизмах мировых цивилизационных процессов, которые мы может пока только фиксировать, как это сделал К. Ясперс в теории «осевого времени». Вместе с тем, можно говорить о наличии трансцивилизационных (транскультурных) импульсов, вызывающих типологически, формально сходные последствия– процессы. Их истоки имеют свою пульсационную частоту и порождают сходный результат в обществах, достигших цивилизационного уровня развития. Вероятно, в периоды структуированных человеческих обществ – в эпоху примитивных первобытных культур и на этапах цивилизаций – действуют метапространственные, синхронные импульсы-причины, порождающие системно схожие последствия–ответы, единые для различных этносов определенной эпохи. Большое число культур переходного, становящегося между первобытностью и цивилизацией типа сложнее культурно синхронизируются, поскольку имеют большую вариативность импульсов и ответов, обусловленную их относительно меньшей степенью структурализации, внутренней интегрированности. Человек в первобытном обществе и цивилизации имеет значительную степень конформистской интегрированности в общество, которое, в свою очередь, порождает в своем движении пространственно и хронологически схожие задачи и пути их решения.

Список использованных источников

1. Гердер, И.Г. Идеи к философской истории человечества / Иоганн Готфрид Гердер. – М.: Наука, 1977. – 703 с.
2. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. – 623 с.
3. Кирквуд, К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия / К. Кирквуд. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1988. – 303 с.
4. Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII – XVI века / Н.И. Конрад. – М.: Искусство, 1980. – 143 с.
5. Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI – первая половина ХХ века. / Л.Д. Гришелева. – М.: Наука, 1986. – 286 с.
6. Гарэн, Эудженио. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы / Эудженио Гарон. – М.: Прогресс, 1986. – 394 с.