Ключевые слова: ситуационная задача, процесс обучения, смыслообразование.

В Федеральном законе об образовании в РФ (от 29 декабря 2012 г. № 273, ст. 48) указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни (ФГОС ООО, 2012).

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Среди предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования указано, что при изучении дисциплин естественнонаучного цикла следует формировать не только первоначальные представления о веществах, но и особое внимание обращать на их практическое применение, на осознание объективной значимости основ химической науки. Важным моментом в обучении является развитие способности обучающихся анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией и развитием навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Не менее значимым в изучении естественнонаучных дисциплин является формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем с целью предотвращения техногенных и экологических катастроф.

Поэтому возникает необходимость в совершенствовании методики преподавания химии, которая способствовала бы не только глубокому усвоению теоретического материала, но и развитию умения применять полученные знания в контексте с повседневной действительностью. Одним из средств, позволяющих развивать умения и навыки использования химических знаний в обыденной жизни, является ситуационная задача.

В научно-методической литературе отмечается, что первое упоминание о ситуационных заданиях как новом перспективном виде контрольного материала встречается в работах В.С. Аванесова (2015). Ситуационными называются такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях. Ситуационные задачи близки по своему содержанию к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности.

В методической литературе указывается, что ситуационные задачи развивают у обучающихся логическое мышление и умение анализировать ситуации в окружающей среде. Поэтому исследование по внедрению ситуационных  задач в процессе преподавания химии и разработка методики их решения является актуальным вопросом.

Важнейшим моментом в содержании ситуационной задачи является то, что она должна быть актуальной и сформулирована в виде рассказа, описания события. Необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину. Задача должна быть живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся и будет их стимулировать к проявлению эмоциональной и мыслительной составляющих.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В процессе решения ситуационных задач следует соблюдать несколько последовательных этапов действий – целевой, процесс актуализации знаний; проблемный, выбора средств; теоретический; результативный и процесс генерализации.

Важным моментом в применении ситуационных задач является научить обучающихся их решению. Здесь требуется определенная последовательность. Вначале ученик должен прочесть текст задачи, осмыслить его, понять сущность. Затем сопоставить условия задачи с реальными событиями. Обдумать процессы её решения и обязательно предусмотреть последствия от принятого решения. Произвести необходимые расчёты, записать уравнения химической реакции и при этом принять во внимание безопасность человека и всего живого.

Отсюда в процессе решения задач подобного характера обучающиеся учатся устанавливать связь между содержанием школьной дисциплины и теми событиями, которые происходят в обыденной действительности.

Поэтому важным моментом в содержании подобной задачи остается то, что все учебные ситуации являлись прототипами реальных ситуаций, с которыми школьники могут столкнуться в повседневной жизни. Зачастую для решения одной ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов и приобретенный жизненный опыт.

В процессе систематического использования ситуационных задач на уроках химии ученик должен научиться не только критически относиться к получаемой информации и соотносить её с реальностью, но и приобрести навыки применения полученных знаний в практической деятельности. Поэтому в ситуационной задаче учащимся часто предлагается разработать и презентовать (реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения и действия, то есть свою компетентность в решении той или иной проблемы (Курышева, 2016).

Таким образом, внедрение ситуационных задач в процесс обучения способствует не только развитию мыслительной деятельности обучающегося, контролю уровня усвоения теоретического материала, но развитию смыслообразования при изучении основ химической науки.

Список использованных источников

1. Минобрнауки России. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность. [Электронный ресурс]. http://text.ru/rd/ahr0cdovl2jhc2uuz2fyyw50lnj1lzcwmjkxmzyylzuv (дата обращения18. 06.16).
2. Возможности ситуационных заданий в работах В.С. Аванесова, 2015 [Электронный ресурс]. http://www.studfiles.ru/preview/1811946/page:2/(дата 01.07.17)
3. Методика использования ситуационных задач при интерактивном обучении в работах И.В. Курышевой, 2016 [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/metodika-ispolzovaniya- situacionnih-zadach-pri-interaktivnom-izuchenii-shkolnogo-kursa-geografiya-rossii-982616.html (дата 01.07.17)