Ключевые слова: ситуационная задача, процесс обучения, смыслообразование.
В Федеральном законе об образовании в РФ (от 29 декабря 2012 г. № 273, ст. 48) указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни (ФГОС ООО, 2012).
Среди предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования указано, что при изучении дисциплин естественнонаучного цикла следует формировать не только первоначальные представления о веществах, но и особое внимание обращать на их практическое применение, на осознание объективной значимости основ химической науки. Важным моментом в обучении является развитие способности обучающихся анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией и развитием навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Не менее значимым в изучении естественнонаучных дисциплин является формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем с целью предотвращения техногенных и экологических катастроф.
Поэтому возникает необходимость в совершенствовании методики преподавания химии, которая способствовала бы не только глубокому усвоению теоретического материала, но и развитию умения применять полученные знания в контексте с повседневной действительностью. Одним из средств, позволяющих развивать умения и навыки использования химических знаний в обыденной жизни, является ситуационная задача.
В научно-методической литературе отмечается, что первое упоминание о ситуационных заданиях как новом перспективном виде контрольного материала встречается в работах В.С. Аванесова (2015). Ситуационными называются такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях. Ситуационные задачи близки по своему содержанию к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности.
В методической литературе указывается, что ситуационные задачи развивают у обучающихся логическое мышление и умение анализировать ситуации в окружающей среде. Поэтому исследование по внедрению ситуационных задач в процессе преподавания химии и разработка методики их решения является актуальным вопросом.
Важнейшим моментом в содержании ситуационной задачи является то, что она должна быть актуальной и сформулирована в виде рассказа, описания события. Необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину. Задача должна быть живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся и будет их стимулировать к проявлению эмоциональной и мыслительной составляющих.
В процессе решения ситуационных задач следует соблюдать несколько последовательных этапов действий – целевой, процесс актуализации знаний; проблемный, выбора средств; теоретический; результативный и процесс генерализации.
Важным моментом в применении ситуационных задач является научить обучающихся их решению. Здесь требуется определенная последовательность. Вначале ученик должен прочесть текст задачи, осмыслить его, понять сущность. Затем сопоставить условия задачи с реальными событиями. Обдумать процессы её решения и обязательно предусмотреть последствия от принятого решения. Произвести необходимые расчёты, записать уравнения химической реакции и при этом принять во внимание безопасность человека и всего живого.
Отсюда в процессе решения задач подобного характера обучающиеся учатся устанавливать связь между содержанием школьной дисциплины и теми событиями, которые происходят в обыденной действительности.
Поэтому важным моментом в содержании подобной задачи остается то, что все учебные ситуации являлись прототипами реальных ситуаций, с которыми школьники могут столкнуться в повседневной жизни. Зачастую для решения одной ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов и приобретенный жизненный опыт.
В процессе систематического использования ситуационных задач на уроках химии ученик должен научиться не только критически относиться к получаемой информации и соотносить её с реальностью, но и приобрести навыки применения полученных знаний в практической деятельности. Поэтому в ситуационной задаче учащимся часто предлагается разработать и презентовать (реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения и действия, то есть свою компетентность в решении той или иной проблемы (Курышева, 2016).
Таким образом, внедрение ситуационных задач в процесс обучения способствует не только развитию мыслительной деятельности обучающегося, контролю уровня усвоения теоретического материала, но развитию смыслообразования при изучении основ химической науки.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Минобрнауки России. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность. [Электронный ресурс]. http://text.ru/rd/ahr0cdovl2jhc2uuz2fyyw50lnj1lzcwmjkxmzyylzuv (дата обращения18. 06.16).
2. Возможности ситуационных заданий в работах В.С. Аванесова, 2015 [Электронный ресурс]. http://www.studfiles.ru/preview/1811946/page:2/(дата 01.07.17)
3. Методика использования ситуационных задач при интерактивном обучении в работах И.В. Курышевой, 2016 [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/metodika-ispolzovaniya- situacionnih-zadach-pri-interaktivnom-izuchenii-shkolnogo-kursa-geografiya-rossii-982616.html (дата 01.07.17)