Ключевые слова: СМИ, молодежь, социализация, информатизация.
Введение
Поток информации в нынешнее время очень разнообразен и противоречив, люди практически везде сталкиваются со средствами массовой информации (далее – СМИ), которые настолько прочно укоренились в повседневной жизни, что весьма часто люди не могут представить своего существования без них. Современный человек получает доступ к информации в кратчайшие сроки, пользуясь при этом всевозможными видами средств массовой информации, такими как Интернет, телевидение, периодические печатные издания, радио и другое. СМИ являются не только источником информации о событиях в современном мире, но и главным фактором формирования общественного мнения, культуры и мировоззрения. Они воздействуют на человека с самого раннего возраста и продолжают действовать на протяжении всей его жизни, так как СМИ присутствуют во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
В конечном счёте, средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Следует отметить, что, выступая основным источником информации и средством коммуникации, СМИ формируют мировоззрение современного молодого поколения, в своем исследовании, хотелось бы проанализировать данное влияние средств массовой информации на социализацию молодежи. Объектом исследования выступает современная молодежь в возрасте от 19–23 лет.
Предмет исследования составляет влияние СМИ на социализацию современной молодежи.
Целью исследования является выявление негативного и позитивного влияние СМИ на социализацию современной молодежи.
В соответствие цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать воздействие СМИ на современную молодежь.
2. Рассмотреть позитивное и негативное влияние СМИ на молодежь.
3. Провести пилотажное эмпирическое исследование. Аналогично рассмотреть следующие гипотезы:
- влияние средств массовой информации носит неоднозначный характер, для большинства молодого поколения оно считается отчасти позитивным, отчасти негативным
- главной причиной обращения молодёжи к средствам массовой информации является потребность в постоянном притоке информации
- молодёжь используете Интернет в качестве основного источника информации
- большинство представителей молодёжи хотят видеть одним из главных качеств СМИ – достоверность
Теоретической и методологической основой исследования послужил анализ фундаментальных исследований различных авторов, в которых освещены общие теоретические и концептуальные вопросы касаемые оценки влияния СМИ на социализацию молодёжи; научных трудов российских авторов, статей и публикации в периодической прессе, в которых прослежены различные важные аспекты влияния СМИ.
В работе использованы такие методы, как:
- Пилотажный опрос, выборка 40 человек
- Описательная статистика
Характеристика выборки: репрезентативная, вероятностая выборка, выборка доступных случаев.
Проблема влияния средств массовой информации на такую социальную группу как молодежь, очень актуальна на данный пери
од времени, так как молодое поколение, стремящееся быть в курсе всех происходящих событий не только в их городе, но и во всём мире, является самой активной частью общества по потреблению информации. Этот статус они приобретают по средствам частого использования СМИ.
Часть 1
Литературный обзор Научные статьи
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Проблеме влияния средств массовой информации на социализацию молодёжи посвящено множество различных публикаций из области социологии, политологии и педагогики.
В.О. Нафталиева пишет в своей статье, что воздействие СМИ на молодёжь в нынешнее время во многом негативно. Это подтверждается волной насилия, которая захлестнула современное общество, ростом немотивированной агрессии, отсутствием у молодежи нравственных ориентиров – все это показывает современное состояние средств массовой коммуникации.
Не стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время изменят свое отношение к молодежной аудитории, поэтому необходимо изменить отношение между аудиторией и СМИ. Нафталиева В.О. говорит о необходимости медиаобразования молодёжной аудитории, на её взгляд, с помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, осмыслить свои мироощущения, сформулировать отношение и профессионально предъявить запросы медиаотрасли.
При помощи этой статьи я могу разработать определённые вопросы для своего исследования, касающиеся медиаобразования среди молодёжной аудитории.
Киямова Л.У., рассуждая в своей статье о влиянии СМИ на развитие мировоззрения молодежи, считает, что средства массовой информации оказываю как положительные, так и отрицательные влияние, от познавания ценностей мира до замыкания в себе. Роль СМИ может быть сведена к простой манипуляции, если личность не готова к критической оценке информации.
На основании вышеперечисленных статей можно составить анкету для проведения опроса для выявления влияния средств массовой информации на социализацию молодёжи и проверить гипотезы, указанные в программе данного исследования.
Часть 2
В октябре 2015 года было проведено социологическое исследование. Целью исследования являлось выявление влияния средств массовой информации на социализацию современной молодёжи среди студентов Академии социального управления. Основными методами исследования стали опрос в форме анкетирования и описательная статистика. Выборку составили студенты 1–4 курсов, факультета Управления, специальности «Государственное и муниципальное управление» в количестве 40 человек в возрасте от 17 до 23, из которых 13 парней и 27 девушек.
Анализ анкетирования студентов показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации чем–то больше чем–то меньше. Основным источником информации для себя считают Интернет – 95% опрашиваемых.
Всю анкету можно разделить на разделы такие как:
- 1–2 вопросы – «паспортичка»
- 3–9 – истоники информации
- 10–11 – интерес и потребность в информации
- 12–14 – Интернет, как источник информации
- 15–16 – отношение к телевидению
- 17–19 – оценка молодёжью СМИ
- 20 – медиаобразование
Проанализировав ответы на вопросы раздела «Источники информации», мы увидели, что студенты чаще всего потребляют информацию через Интернет – 72,5% из опрошенных, самым низшим показателем оказался показатель потребления информации по средствам прослушивания радио – доля опрашиваемых составила всего лишь – 2,5%. Могу предположить, что радио «отмирает» как средство массовой информации, так как в век технологий новости по радио заменили разные сетевые и печатные переодические издания, а потребители аудипродуктов перешли на составления собственных плей–листов в своих смартфонах и MP3–плеерах.
Следующим блоком вопросов был «Интерес и потребность в информации». По данным исследования было выявлено, что главной причиной обращения студентов к средствам массовой информации – это потребность в постоянном притоке информации – 62,5%. На втором месте идёт вариант ответа – потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни) – 30%. И самой незначительной потребностью молодёжи в СМИ оказалась потребность в развлечении, данный вариант выбрало всего лишь 7,5%.
Хотя на следующий вопрос, который звучал так: «Какая информация Вам наиболее интересна?» респонденты отдали большинство голосов за вариант ответа «Отдых, досуг, развлечения» – что составило 72,5%. На основании этого можно сделать вывод, что молодое поколение находит свою потребность в СМИ лишь в качестве жажды большого количества информации, а на развлечения не тратят свои силы, но всё же в огромном потоке информации их больше всего интересуют развлечения, похоже на самообман и противоречия во внутреннем самосознании.
Далее был раздел с вопросами по теме «Интернет как источник информации». На первый вопрос этого блока почти все респонденты ответили единогласно, 95% с уверенностью заявляют, что Интернет для них является основным источников информации, и всего лишь 5% не считают Интернет кладезем информации для своего пользования.
На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в сети Интернет» 47,5% ответили, что проводят в Интернете всегда разное количество времени и не могут сказать точно, 32,5% студентов ответили, что пользуются Интернетом более 4 часов в день, 17,5% оценивают своё времяпрепровождение в сети Интернет около 1–2 часов в день и всего лишь 2,5% ответили, что тратят на Интернет менее 1 час в день. Эти данные свидетельствуют о том, что многие студенты тратят большое количество своего времени на интернет, что наверняка пагубно сказывается на их здоровье.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Следующий блок вопросов выявлял у респондентов отношение к телевидению. С помощью телевидения молодёжь информацию потребляет редко, такой ответ дали 47,5% от всех опрашиваемых, что оказалось самым популярным ответом. Сцены насилия на каналах телевидения не привлекают 50% студентов, 27,5% об этом в принципе никогда не задумались, 15% ответили на этот вопрос «когда как, отчасти да, отчасти нет» и 7,5% ответили, что их привлекают сцены насилия на телевидение.
Что касается ненормативной лексики: 55% опрошенных считают это категорически невозможным, они не желают слушать брань с экранов своих телевизоров. 37,5% ответили, что иногда ненормативная лексика уместна, смотря какая ситуация и какой контекст, 5% склоняются к варианту ответа «мне всё равно», то есть таких людей совершенно не беспокоит, что будет говориться по телевидению, склонна предположить, что эти 5% входят в те самые 7,5%, которые не смотрят телевизор вообще и не считают телевидение носителем информации. И всего лишь 2,5% считают, что ненормативная лексика – это совершенно нормально для телевидения и не видят в этом ничего страшного или зазорного, единственное, что радует в этой ситуации, что таких людей в социальной группе «молодёжь» меньшинство, а если точнее, то всего 1 человек из 40.
Блок вопросов «Оценка молодёжью СМИ» начинался с вопроса о положительных качествах средств массовой информации, которыми они должны обладать. По мнению респондентов, главными качествами, которыми должны обладать СМИ, являются достоверность, информативность и актуальность, а на вопрос «Какими качествами не должны обладать СМИ?» студенты в большинстве случаев отметили такие качества, как недостоверность и большое количество рекламы. И последним вопросом этого блока был вопрос «Как Вы можете оценить влияние СМИ на молодёжь?» 47,5% посчитало влияние СМИ на самих себя отчасти позитивным, отчасти негативным, то есть в чём–то это влияние выступает как вред, а в чём–то как польза. 20% – никогда не задумывались о влиянии СМИ, 17,5% – ответили на этот вопрос «скорее негативно, чем позитивно», 7,5% – считают влияние средств массовой информации на молодёжь негативным, 5% – видит скорее позитивное влияние СМИ, чем негативное, и только 2,5% считает, что СМИ влияет на молодое поколение позитивно.
В своей анкете мы посветили один вопрос на понимание молодёжью термина медиаобразования, так как с помощью этого вопроса можно выявить осведомлённость молодого поколения о новых тенденциях и новых направлениях образования, направленных на их социальную группу. Итак, по данным опроса правильно ответило 30% опрошеных, правильным ответом является вариант «Образование через СМИ», 30% посчитали правильным ответом вариант «образование с помощью компьютера», 35% думают, что медиаобразование – это образование при помощи интернета и 5% не знали и, видимо, знать не хотят, что такое медиаобразование.
Проведя анализ полученной статистики по данному вопросу, можно с уверенностью сказать, что возможность медиаобразования видится призрачной и довольно–таки далёкой, на мой взгляд, современное поколение не будет пользоваться методами медиаобразования для того чтобы снизить процент влияния средств массовой информации на социальную группу, к которой они принадлежат. В дальнейшем следующие поколения, возможно, будут использовать данный вариант образования, так как влияние СМИ будет только расти с течением времени, но никак не уменьшаться.
Заключение
То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы знаем благодаря средствам массовой информации, так писал в своей книге под названием «Реальность масс–медиа» Никлас Луман. И был прав. В данной работе мы рассмотрели такую тему, как влияние СМИ на социализацию молодежи, и, получив данные, можем с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует, и оно достаточно существенное. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно подвержена влиянию средств массовой информации. В данном исследовании была выдвинута гипотеза: влияние средств массовой информации носит неоднозначный характер, для большинства молодого поколения оно считается отчасти позитивным, отчасти негативным и она полностью подтвердилась с помощью анкетирования молодёжи в возрасте от 17 – до 23 лет, в количестве 40 человек, где присутствовало 27 девушек и 13 парней. 47,5% студентов считают, что влияние СМИ на молодёжь является как позитивным, так и негативным, не склоняясь в какую-либо из крайностей, позитивным влиянием СМИ на молодое поколение считает всего 2,5% опрошенных, а негативным – 7,5%. Таким образом гипотеза доказана.
С 20–ого века начинают появляться новые источники массовой информации, которые заняли одну из главных позиций среди давно устоявшихся СМИ. Этими источниками являются телевидение и Интернет.
В данной работе также были озвучены такие гипотезы как «молодёжь используете Интернет в качестве основного источника информации» и это также оказалось верным, так как 95% опрошенных считают Интернет главным источником информации и всего 5% студентов не видят в Интернете главного помощника по «добыче» информации. Можно сделать вывод, что гипотеза полностью подтверждена.
Следующей гипотезой, рассмотренной в данной работе была гипотеза, которая звучала следующим образом: «Главной причиной обращения молодёжи к средствам массовой информации является потребность в постоянном притоке информации».
И вправду главной причиной обращения молодёжи к средствам массовой информации оказалась потребность в постоянном притоке информации, в обогащении всё время новой информации, они не допускают устаревания данных. Присутствует постоянная необходимость быть в курсе. Этот вывод был сделан на основании анализа опроса, который показал, что больше половины опрошенных, а именно 62,5% нуждаются в постоянном притоке информации, 30% видят необходимость в Интернете в качестве возможности отвлечься от дел и всего 7,5% ищут на просторах сети Интернет развлечений, чтобы поднять себе настроение и немного расслабиться.
Большинство представителей молодёжи хотят видеть одним из главных качеств СМИ – достоверность, такой вариант ответа выбрало около 97,5% опрошенных, что составляет 39 опрошенных из 40. Можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтверждена. Основываясь на изложенной выше, можно сделать вывод, что все указанные гипотезы в программе данной работы подтвердились.
Цель исследования – выявление негативного и позитивного влияния СМИ на социализацию современной молодежи – достигнута.
Список использованных источников
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124–I «О средствах массовой информации» Гл. 1 ст.2.
2. Луман Никлас. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2011.
3. Киямова Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи [Текст] / Л.У. Киямова // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012.
4. Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодёжь// Журнал/ Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, № 2 / 2011.
5. Андреев К.А., Быкасова Л.В. // Влияние СМИ на сознание современной молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/2009– 07–01–10–21–16/50–2011–12–21–06–47–18/2011–12–21–06–47– 43/7852–2013–05–18–04–11–39
6. Полищук Ю.И. // Cтатья о негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http://tol–nabat.info/yui–polischuk–o–negativnom– vliyanii–sredstv–massovoy–informacii–na–psihicheskoe–zdorove/