Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «СМИ как институт профессиональной социализации студентов, обучающихся по направлению «государственное и муниципальное управление»

Аннотация. В статье отражены результаты исследования влияния средств массовой информации на молодежь. Автором проанализирована научная литература по данной теме, а также проведено эмпирическое исследование, доказывающее потребность данной социальной группы в постоянном притоке информации.

Ключевые слова: СМИ, молодежь, социализация, информатизация.

Введение

Поток информации в нынешнее время очень разнообразен и противоречив, люди практически везде сталкиваются со средствами массовой информации (далее – СМИ), которые настолько прочно укоренились в повседневной жизни, что весьма часто люди не могут представить своего существования без них. Современный человек получает доступ к информации в кратчайшие сроки, пользуясь при этом всевозможными видами средств массовой информации, такими как Интернет, телевидение, периодические печатные издания, радио и другое. СМИ являются не только источником информации о событиях в современном мире, но и главным фактором формирования общественного мнения, культуры и мировоззрения. Они воздействуют на человека с самого раннего возраста и продолжают действовать на протяжении всей его жизни, так как СМИ присутствуют во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В конечном счёте, средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Следует отметить, что, выступая основным источником информации и средством коммуникации, СМИ формируют мировоззрение современного молодого поколения, в своем исследовании, хотелось бы проанализировать данное влияние средств массовой информации на социализацию молодежи. Объектом исследования выступает современная молодежь в возрасте от 19–23 лет.

Предмет исследования составляет влияние СМИ на социализацию современной молодежи.

Целью исследования является выявление негативного и позитивного влияние СМИ на социализацию современной молодежи.

В соответствие цели исследования ставятся следующие задачи:

1. Исследовать воздействие СМИ на современную молодежь.

2. Рассмотреть позитивное и негативное влияние СМИ на молодежь.

3. Провести пилотажное эмпирическое исследование. Аналогично рассмотреть следующие гипотезы:

  • влияние средств массовой информации носит неоднозначный характер, для большинства молодого поколения оно считается отчасти позитивным, отчасти негативным
  • главной причиной обращения молодёжи к средствам массовой информации является потребность в постоянном притоке информации
  • молодёжь используете Интернет в качестве основного источника информации
  • большинство представителей молодёжи хотят видеть одним из главных качеств СМИ – достоверность

Теоретической и методологической основой исследования послужил анализ фундаментальных исследований различных авторов, в которых освещены общие теоретические и концептуальные вопросы касаемые оценки влияния СМИ на социализацию молодёжи; научных трудов российских авторов, статей и публикации     в периодической прессе, в которых прослежены различные важные аспекты влияния СМИ.

В работе использованы такие методы, как:

  1. Пилотажный опрос, выборка 40 человек
  2. Описательная статистика

Характеристика выборки: репрезентативная, вероятностая выборка, выборка доступных случаев.

Проблема влияния средств массовой информации на такую социальную группу как молодежь, очень актуальна на данный пери

од времени, так как молодое поколение, стремящееся быть в курсе всех происходящих событий не только в их городе, но и во всём мире, является самой активной частью общества по потреблению информации. Этот статус они приобретают по средствам частого использования СМИ.

Часть 1

Литературный обзор Научные статьи

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проблеме влияния средств массовой информации на социализацию молодёжи посвящено множество различных публикаций из области социологии, политологии и педагогики.

В.О. Нафталиева пишет в своей статье, что воздействие СМИ на молодёжь в нынешнее время во многом негативно. Это подтверждается волной насилия, которая захлестнула современное общество, ростом немотивированной агрессии, отсутствием у молодежи нравственных ориентиров – все это показывает современное состояние средств массовой коммуникации.

Не стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время изменят свое отношение к молодежной аудитории, поэтому необходимо изменить отношение между аудиторией и СМИ. Нафталиева В.О. говорит о необходимости медиаобразования молодёжной аудитории, на её взгляд, с помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, осмыслить свои мироощущения, сформулировать отношение  и профессионально предъявить запросы медиаотрасли.

При помощи этой статьи я могу разработать определённые вопросы для своего исследования, касающиеся медиаобразования среди молодёжной аудитории.

Киямова Л.У., рассуждая в своей статье о влиянии СМИ на развитие мировоззрения молодежи, считает, что средства массовой информации оказываю как положительные, так и отрицательные влияние, от познавания ценностей мира до замыкания в себе. Роль СМИ может быть сведена к простой манипуляции, если личность не готова к критической оценке информации.

На основании вышеперечисленных статей можно составить анкету для проведения опроса для выявления влияния средств массовой информации на социализацию молодёжи и проверить гипотезы, указанные в программе данного исследования.

Часть 2

В октябре 2015 года было проведено социологическое исследование. Целью исследования являлось выявление влияния средств массовой информации на социализацию современной молодёжи среди студентов Академии социального управления. Основными методами исследования стали опрос в форме анкетирования и описательная статистика. Выборку составили студенты 1–4 курсов, факультета Управления, специальности «Государственное и муниципальное управление» в количестве 40 человек в возрасте от 17 до 23, из которых 13 парней и 27 девушек.

Анализ анкетирования студентов показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации чем–то больше чем–то меньше. Основным источником информации для себя считают Интернет – 95% опрашиваемых.

Всю анкету можно разделить на разделы такие как:

  1. 1–2 вопросы – «паспортичка»
  2. 3–9 – истоники информации
  3. 10–11 – интерес и потребность в информации
  4. 12–14 – Интернет, как источник информации
  5. 15–16 – отношение к телевидению
  6. 17–19 – оценка молодёжью СМИ
  7. 20 – медиаобразование

Проанализировав ответы на вопросы раздела «Источники информации», мы увидели, что студенты чаще всего потребляют информацию через Интернет – 72,5% из опрошенных, самым низшим показателем оказался показатель потребления информации по средствам прослушивания радио – доля опрашиваемых составила всего лишь – 2,5%. Могу предположить, что радио «отмирает» как средство массовой информации, так как в век технологий новости по радио заменили разные сетевые и печатные переодические издания, а потребители аудипродуктов перешли на составления собственных плей–листов в своих смартфонах и MP3–плеерах.

Следующим  блоком  вопросов  был  «Интерес  и  потребность  в информации». По данным исследования было выявлено, что главной причиной обращения студентов к средствам массовой информации – это потребность в постоянном притоке информации – 62,5%. На втором месте идёт вариант ответа – потребность   в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни) – 30%. И самой незначительной потребностью молодёжи в СМИ оказалась потребность в развлечении, данный вариант выбрало всего лишь 7,5%.

Хотя на следующий вопрос, который звучал так: «Какая информация Вам наиболее интересна?» респонденты отдали большинство голосов за вариант ответа «Отдых, досуг, развлечения» – что составило 72,5%. На основании этого можно сделать вывод, что молодое поколение находит свою потребность в СМИ лишь в качестве жажды большого количества информации, а на развлечения не тратят свои силы, но всё же в огромном потоке информации их больше всего интересуют развлечения, похоже на самообман и противоречия во внутреннем самосознании.

Далее был раздел с вопросами по теме «Интернет как источник информации». На первый вопрос этого блока почти все респонденты ответили единогласно, 95% с уверенностью заявляют, что Интернет для них является основным источников информации, и всего лишь 5% не считают Интернет кладезем информации для своего пользования.

На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в сети Интернет» 47,5% ответили, что проводят в Интернете всегда разное количество времени и не могут сказать точно, 32,5% студентов ответили, что пользуются Интернетом более 4 часов в день, 17,5% оценивают своё времяпрепровождение в сети Интернет около 1–2 часов в день и всего лишь 2,5% ответили, что тратят на Интернет менее 1 час     в день. Эти данные свидетельствуют о том, что многие студенты тратят большое количество своего времени на интернет, что наверняка пагубно сказывается на их здоровье.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Следующий блок вопросов выявлял у респондентов отношение к телевидению. С помощью телевидения молодёжь информацию потребляет редко, такой ответ дали 47,5% от всех опрашиваемых, что оказалось самым популярным ответом. Сцены насилия на каналах телевидения не привлекают 50% студентов, 27,5% об этом в принципе никогда не задумались, 15% ответили на этот вопрос «когда как, отчасти да, отчасти нет» и 7,5% ответили, что их привлекают сцены насилия на телевидение.

Что касается ненормативной лексики: 55% опрошенных считают это категорически невозможным, они не желают слушать брань с экранов своих телевизоров. 37,5% ответили, что иногда ненормативная лексика уместна, смотря какая ситуация и какой контекст, 5% склоняются к варианту ответа «мне всё равно», то есть таких людей совершенно не беспокоит, что будет говориться по телевидению, склонна предположить, что эти 5% входят в те самые 7,5%, которые не смотрят телевизор вообще и не считают телевидение носителем информации. И всего лишь 2,5% считают, что ненормативная лексика – это  совершенно  нормально  для  телевидения и не видят в этом ничего страшного или зазорного, единственное, что радует в этой ситуации, что таких людей в социальной группе «молодёжь» меньшинство, а если точнее, то всего 1 человек из 40.

Блок вопросов «Оценка молодёжью СМИ» начинался с вопроса о положительных качествах средств массовой информации, которыми они должны обладать. По мнению респондентов, главными качествами, которыми должны обладать СМИ, являются достоверность, информативность и актуальность, а на вопрос «Какими качествами не должны обладать СМИ?» студенты в большинстве случаев отметили такие качества, как недостоверность и  большое количество рекламы. И последним вопросом этого блока был вопрос «Как Вы можете оценить влияние СМИ на молодёжь?» 47,5% посчитало влияние СМИ на самих себя отчасти позитивным, отчасти негативным, то есть в чём–то это влияние выступает как вред, а в чём–то как польза. 20% – никогда не задумывались о влиянии СМИ, 17,5% – ответили на этот вопрос «скорее негативно, чем позитивно», 7,5% – считают влияние средств массовой информации на молодёжь негативным, 5% – видит скорее позитивное влияние СМИ, чем негативное, и только 2,5% считает, что СМИ влияет на молодое поколение позитивно.

В своей анкете мы посветили один вопрос на понимание молодёжью термина медиаобразования, так как с помощью этого вопроса можно выявить осведомлённость молодого поколения о новых тенденциях и новых направлениях образования, направленных на их социальную группу. Итак, по данным опроса правильно ответило 30% опрошеных, правильным ответом является вариант «Образование через СМИ», 30% посчитали правильным ответом вариант «образование с помощью компьютера», 35% думают, что медиаобразование – это образование при помощи интернета и 5% не знали и, видимо, знать не хотят, что такое медиаобразование.

Проведя анализ полученной статистики по данному вопросу, можно с уверенностью сказать, что возможность медиаобразования видится призрачной и довольно–таки далёкой, на мой взгляд, современное поколение не будет пользоваться методами медиаобразования для того чтобы снизить процент влияния средств массовой информации на социальную группу, к которой они принадлежат. В дальнейшем следующие поколения, возможно, будут использовать данный вариант образования, так как влияние СМИ будет только расти с течением времени, но никак не уменьшаться.

Заключение

То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы  знаем  благодаря  средствам массовой  информации, так писал в своей книге под названием «Реальность масс–медиа» Никлас Луман. И был прав. В данной работе мы рассмотрели такую тему, как влияние СМИ на социализацию молодежи, и, получив данные, можем с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует, и оно достаточно существенное. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно подвержена влиянию средств массовой информации. В данном исследовании была выдвинута гипотеза: влияние средств массовой информации носит неоднозначный характер, для большинства молодого поколения оно считается отчасти позитивным, отчасти негативным и она полностью подтвердилась с помощью анкетирования молодёжи в возрасте от 17 – до 23 лет, в количестве 40 человек, где присутствовало 27 девушек и 13 парней. 47,5% студентов считают, что влияние СМИ на молодёжь является как позитивным, так и негативным, не склоняясь в какую-либо из крайностей, позитивным влиянием СМИ на молодое поколение считает всего 2,5% опрошенных, а негативным – 7,5%. Таким образом гипотеза доказана.

С 20–ого века начинают появляться новые источники массовой информации, которые заняли одну из главных позиций среди давно устоявшихся СМИ. Этими источниками являются телевидение и Интернет.

В данной работе также были озвучены такие гипотезы как «молодёжь используете Интернет в качестве основного источника информации» и это также оказалось верным, так как 95% опрошенных считают Интернет главным источником информации и всего 5% студентов не видят в Интернете главного помощника по «добыче» информации. Можно сделать вывод, что гипотеза полностью подтверждена.

Следующей гипотезой, рассмотренной в данной работе была гипотеза, которая звучала следующим образом: «Главной причиной обращения молодёжи к средствам массовой информации является потребность в постоянном притоке информации».

И вправду главной причиной обращения молодёжи к средствам массовой информации оказалась потребность в постоянном притоке информации, в обогащении всё время новой  информации,  они не допускают устаревания данных. Присутствует постоянная необходимость быть в курсе. Этот вывод был сделан на основании анализа опроса, который показал, что больше половины опрошенных, а именно 62,5% нуждаются в постоянном притоке информации, 30% видят необходимость в Интернете в качестве возможности отвлечься от дел и всего 7,5% ищут на просторах сети Интернет развлечений, чтобы поднять себе настроение и немного расслабиться.

Большинство представителей молодёжи  хотят  видеть  одним  из главных качеств СМИ – достоверность, такой вариант ответа выбрало около 97,5% опрошенных, что составляет 39 опрошенных из 40. Можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтверждена. Основываясь на изложенной выше, можно сделать вывод, что все указанные гипотезы в программе данной работы подтвердились.

Цель исследования – выявление негативного и позитивного влияния СМИ на социализацию современной молодежи – достигнута.

Список использованных источников

1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124–I «О средствах массовой информации» Гл. 1 ст.2.
2. Луман Никлас. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2011.
3. Киямова Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи [Текст] / Л.У. Киямова // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012.
4. Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодёжь// Журнал/ Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, № 2 / 2011.
5. Андреев К.А., Быкасова Л.В. // Влияние СМИ на сознание современной молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/2009– 07–01–10–21–16/50–2011–12–21–06–47–18/2011–12–21–06–47– 43/7852–2013–05–18–04–11–39
6. Полищук Ю.И. // Cтатья о негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http://tol–nabat.info/yui–polischuk–o–negativnom– vliyanii–sredstv–massovoy–informacii–na–psihicheskoe–zdorove/

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1947

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке