Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения»

Аннотация. Социализация – процесс усвоения определенной системы обучения: знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения. Данная система помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в общественных отношениях как активный субъект. Но в процессе ребенок сталкивается с множеством проблем, которые имеют различные способы решения (арт-терапия).

Ключевые слова: социализация; дети с ограниченными возможностями; арт-терапия.

Традиционная отечественная социология рассматривает социализацию как процесс, который включает в себя взаимодействие общества и личности. Это взаимодействие характеризуется способностью передачи социального опыта индивиду, или процесс изменения личности. процесс саморазвития личности, которая взаимодействует со следующими структурами: социальные группы, институты, организации. В результате личность вырабатывает активную жизненную позицию [5].

Одной из главных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой нарушение связей с миром, бедность контактов с взрослыми и сверстниками, ограниченную мобильность, ограниченное общение с природой, недоступность ряда культурных ценностей и, иногда, отсутствие элементарного образования. Данная проблема это результат сложившегося общественного мнения и социальной политики, санкционирующие образование недоступной среды для инвалида в таких средах как архитектура, транспорт, социальное обслуживание и. т.д. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и его сверстник, может быть талантлив и способен, но при обнаружении своих талантов, развить их и принести пользу обществу с их помощью он не сможет, так как происходит неравенство возможностей [1].

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в отличии от сверстников, происходит падение интереса к познавательной деятельности, которое выражается ограниченностью запаса знаний об окружающей среде и ограниченностью навыков практики, необходимые ребенка на первом этапе обучения в школе. Часто наблюдается и нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, аффективной возбудимостью, слабостью волевых установок, импульсивностью, двигательной расторможенностью или вялостью, апатичностью [4].

Арт-терапия – это метод основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под определением арт-терапия подразумевается терапия изобразительным творчеством, которая воздействует на психоэмоциональное состояние личности [3].

Методикой арт-терапии пользуются не только врачи-психотерапевты и психологи, но и других специалисты, которые применяют арт-терапию как самостоятельную форму, так и в качестве дополнения к другим методам при групповой терапии [2]. В 2015-2016 годах на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения образовательной школы №30 города Белгорода, где обучаются дети с умственной отсталостью с обучающимися проводилось интервью, цель которого выявить интересы детей. Также благодаря тестированию выявлялись группы детей по отношению к окружающим. После анализа проблемы были разработаны методики по арт-терапии, направленные на помощь в социализации детей с ограниченными возможностями.

В результате было выявлено, что все дети любят заниматься рукоделием, рисовать, им нравится лепка из пластилина, оригами и т.д.. По отношению обучающихся к обществу выявлено 2 основных группы: 1 – дети, которые замкнуты и готовы идти на контакт, но не знают как и 2 – дети, которые замкнуты и не готовы идти на контакт с обществом.

При анализе анкетирования и тестирования была разработана программа по арттерапии. В ходе работы происходило комбинирование нескольких направлений арттерапии для более эффективного результата. Занятия проводились как индивидуально, так и в группе по 5-6 человек. На занятиях использовались следующие методики:

Благодаря арт-терапии дети заново знакомились, раскрывались, познавали новое. У обучающихся развивались новые творческие способности, основы творческого мышления и воображения. Формировалось стремление школьника в направлении «я хочу» и «я могу», они стремились к самостоятельному творчеству. Обучающиеся развивали такие навыки как самовыражение и самопознание, а также способность к конструктивным действиям.

Таким образом, применение арт-терапии в обучении детей с умственной отсталостью позволяет творчески подходить к решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями. Искусство раскрывает все то, что дети не могут выразить обычным способом. При дальнейшем развитии творческого потенциала, обучающиеся будут способны к принятию решений, которые позволят им воспринимать окружающих и не чувствовать себя отчужденными, иными словами успешно социализироваться в социум.

Список использованных источников

1. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304с.
3. Копытин А.И. Арт-терапия. – СПБ., 2001. –320с.
4. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
5. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М.: 2005. – 180 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1442

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке