Ключевые слова: социализация; дети с ограниченными возможностями; арт-терапия.
Традиционная отечественная социология рассматривает социализацию как процесс, который включает в себя взаимодействие общества и личности. Это взаимодействие характеризуется способностью передачи социального опыта индивиду, или процесс изменения личности. процесс саморазвития личности, которая взаимодействует со следующими структурами: социальные группы, институты, организации. В результате личность вырабатывает активную жизненную позицию [5].
Одной из главных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой нарушение связей с миром, бедность контактов с взрослыми и сверстниками, ограниченную мобильность, ограниченное общение с природой, недоступность ряда культурных ценностей и, иногда, отсутствие элементарного образования. Данная проблема это результат сложившегося общественного мнения и социальной политики, санкционирующие образование недоступной среды для инвалида в таких средах как архитектура, транспорт, социальное обслуживание и. т.д. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и его сверстник, может быть талантлив и способен, но при обнаружении своих талантов, развить их и принести пользу обществу с их помощью он не сможет, так как происходит неравенство возможностей [1].
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в отличии от сверстников, происходит падение интереса к познавательной деятельности, которое выражается ограниченностью запаса знаний об окружающей среде и ограниченностью навыков практики, необходимые ребенка на первом этапе обучения в школе. Часто наблюдается и нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, аффективной возбудимостью, слабостью волевых установок, импульсивностью, двигательной расторможенностью или вялостью, апатичностью [4].
Арт-терапия – это метод основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под определением арт-терапия подразумевается терапия изобразительным творчеством, которая воздействует на психоэмоциональное состояние личности [3].
Методикой арт-терапии пользуются не только врачи-психотерапевты и психологи, но и других специалисты, которые применяют арт-терапию как самостоятельную форму, так и в качестве дополнения к другим методам при групповой терапии [2]. В 2015-2016 годах на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения образовательной школы №30 города Белгорода, где обучаются дети с умственной отсталостью с обучающимися проводилось интервью, цель которого выявить интересы детей. Также благодаря тестированию выявлялись группы детей по отношению к окружающим. После анализа проблемы были разработаны методики по арт-терапии, направленные на помощь в социализации детей с ограниченными возможностями.
В результате было выявлено, что все дети любят заниматься рукоделием, рисовать, им нравится лепка из пластилина, оригами и т.д.. По отношению обучающихся к обществу выявлено 2 основных группы: 1 – дети, которые замкнуты и готовы идти на контакт, но не знают как и 2 – дети, которые замкнуты и не готовы идти на контакт с обществом.
При анализе анкетирования и тестирования была разработана программа по арттерапии. В ходе работы происходило комбинирование нескольких направлений арттерапии для более эффективного результата. Занятия проводились как индивидуально, так и в группе по 5-6 человек. На занятиях использовались следующие методики:
Благодаря арт-терапии дети заново знакомились, раскрывались, познавали новое. У обучающихся развивались новые творческие способности, основы творческого мышления и воображения. Формировалось стремление школьника в направлении «я хочу» и «я могу», они стремились к самостоятельному творчеству. Обучающиеся развивали такие навыки как самовыражение и самопознание, а также способность к конструктивным действиям.
Таким образом, применение арт-терапии в обучении детей с умственной отсталостью позволяет творчески подходить к решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями. Искусство раскрывает все то, что дети не могут выразить обычным способом. При дальнейшем развитии творческого потенциала, обучающиеся будут способны к принятию решений, которые позволят им воспринимать окружающих и не чувствовать себя отчужденными, иными словами успешно социализироваться в социум.
Список использованных источников
1. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304с.
3. Копытин А.И. Арт-терапия. – СПБ., 2001. –320с.
4. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
5. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М.: 2005. – 180 с.