Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социализация младших школьников в процессе нравственно-духовного воспитания»

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития содержания экологического образования учащихся начальных классов в рамках социального и нравственно воспитания. Отмечены возможности применения проектной деятельности по изучению окружающей действительности для развития духовно-нравственной сферы личности школьников.

Ключевые слова: социализация младших школьников, нравственное воспитание, духовное воспитание, экологическое образование, проектная деятельность.

Социализация – это процесс становления личности, в процессе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат (Словарь по социальной педагогике, 2002).

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный, осознанный и произвольный характер (Гаврилычева, 2008).

В процессе социализации и воспитания происходит укрепление у подрастающего поколения веры в святость и незыблемость норм общественной морали, формируется ядро нравственности. Нравственность складывается из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственное сознание утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального становления человека (Лихачев, 2010).

Нравственные отношения определяют социальную сущность личности школьника. Источником формирования нравственных отношений выступают объективные отношения, которые складываются между учащимися в процессе деятельности и общения. В процессе воспитания нравственные отношения переходят в нравственные качества личности.

В образовательном процессе происходит передача от поколения к поколению ценностей господствующей культуры, новых знаний, формирование у членов общества ценностных ориентаций, трансляция устойчивых социокультурных стандартов поведения, содействие интеграции индивидов в социальную систему.

Сотрудниками кафедры начального естественно-математического образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского активно ведётся работа по развитию духовно-нравственных традиций в процессе эколого-образовательной работы. Примером такой работы может служить реализация эколого-гражданского проекта «Зелёная аллея памяти» (Морозова, 2016) со студентами факультета психолого-педагогического и специального образования. Студентам было предложено разделиться на группы, и каждая творческая группа наметила свою линию реализации проекта. Перечислим наиболее интересные из них:

  1. Большая часть студентов обратила внимание на огромную роль детей в годы войны. Здесь было отражено движение пионеров-героев, жизнь детей в блокадном Ленинграде, как дети помогали взрослым в борьбе с фашизмом во время ВОВ. Причем информация была проиллюстрирована как по отдельным персоналиям, так и по массовости событий.
  2. Необычным было исследование, которое было посвящено изучению проблемы, как с помощью фронтовых писем передавались чувства людей в годы войны и какую роль при этом играли растения.
  3. Один из проектов был назван «Цветы воинов, цветы победы», здесь речь шла о символах растений и военных годах.
  4. Реализация проекта под названием «Женщины войны» заключалась в присвоении именам известных женщин-героев в годы войны символа растений, которые в итоге студенты хотели посадить в клумбу.
  5. Основным символом в проекте «Мы будем помнить!» была выбрана сосна, как символ вечности и стойкости.

Ценностное отношение к объектам природы формируется в ходе работы над эколого-образовательными проектами «Мир комнатных растений» (Морозова, Исаева, 2010) и «Тайны городского парка» (Морозова, Исаева, 2016).

Роль растений очень важна в окружающем мире и проект «Мир комнатных растений» обращает внимание учащихся в научно-исследовательской работе на оздоровительное, эстетическое, научное, воспитательное и другие функции растений. В ходе работы над проектом учащимся представляется возможность побывать в роли экспертов, экологов, самостоятельно проектировать классную комнату и расставить в ней комнатные растения согласно их значению.

Проект «Тайны городского парка» ориентирует учащихся на изучение природного окружения. Для того, чтобы ребёнок смог сориентироваться во всем многообразии окружающей природы, ему нужно начать с малого: с парка около дома, с природного парка в микрорайоне, с памятника природы, находящегося поблизости. Данный проект для большинства современных школьников раскрывает значение растительного компонента в городской среде. Растениям в современном городе не всегда отводится достаточно места, а это не позволяет создать полноценный экологический каркас городской среды и экологически обоснованное качество жизни.

В ходе работы над проектом дети примеряют на себя разные роли: историка, социального работника, эколога, озеленителя. Это необходимо для выявления и осознания значения парковой зоны как важного элемента экологического каркаса, овладения действиями по оценке экологического состояния природных объектов, а также для того чтобы проявить активное участие в подготовке и проведении мероприятий по благоустройству ближайшего парка.

Достижение цели и задач перечисленных проектов возможно при условии личностной заинтересованности школьников и мобилизации коллективных усилий всех учащихся класса, педагогов и родителей.

Итогом такой работы стало приобщение младших школьников к практическому применению полученных представлений, знаний, умений и навыков во взаимодействии с окружающим миром, а также стимуляция потребности ребёнка к самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, что позволило сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Работа в данном направлении способствовала личной ориентации школьника, дала право каждому ребёнку на самостоятельное добывание информации и применение её в разнообразной и интересной для него деятельности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7. С. 13–18.
2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. М.: ВЛАДОС, 2010. 335 с.
3. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зелёный Уголок Памяти – Зелёная Аллея Памяти – Зелёная Роща Памяти». Серия: начальное естественно-математическое образование. Кн. 10. Учеб. пособ. Саратов: ИЦ «Наука». 2016. 60 с.
4. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Эколого-образовательный проект «Мир комнатных растений». Сер. Начальное естественно-математическое образование. Кн. 1. Учеб. пособ. для уч-ся. Саратов. ИЦ «Наука». 2010. 58 с.
5. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Эколого-гражданский проект «Тайны городского парка». Серия: начальное естественно-математическое образование. Кн. 11. Учеб. пособ. для уч-ся начальной и основной шк. Саратов. ИЦ «Наука». 2016. 70 с.
6. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. 150 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

934

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке