Ключевые слова: социализация младших школьников, нравственное воспитание, духовное воспитание, экологическое образование, проектная деятельность.
Социализация – это процесс становления личности, в процессе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат (Словарь по социальной педагогике, 2002).
Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный, осознанный и произвольный характер (Гаврилычева, 2008).
В процессе социализации и воспитания происходит укрепление у подрастающего поколения веры в святость и незыблемость норм общественной морали, формируется ядро нравственности. Нравственность складывается из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственное сознание утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального становления человека (Лихачев, 2010).
Нравственные отношения определяют социальную сущность личности школьника. Источником формирования нравственных отношений выступают объективные отношения, которые складываются между учащимися в процессе деятельности и общения. В процессе воспитания нравственные отношения переходят в нравственные качества личности.
В образовательном процессе происходит передача от поколения к поколению ценностей господствующей культуры, новых знаний, формирование у членов общества ценностных ориентаций, трансляция устойчивых социокультурных стандартов поведения, содействие интеграции индивидов в социальную систему.
Сотрудниками кафедры начального естественно-математического образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского активно ведётся работа по развитию духовно-нравственных традиций в процессе эколого-образовательной работы. Примером такой работы может служить реализация эколого-гражданского проекта «Зелёная аллея памяти» (Морозова, 2016) со студентами факультета психолого-педагогического и специального образования. Студентам было предложено разделиться на группы, и каждая творческая группа наметила свою линию реализации проекта. Перечислим наиболее интересные из них:
- Большая часть студентов обратила внимание на огромную роль детей в годы войны. Здесь было отражено движение пионеров-героев, жизнь детей в блокадном Ленинграде, как дети помогали взрослым в борьбе с фашизмом во время ВОВ. Причем информация была проиллюстрирована как по отдельным персоналиям, так и по массовости событий.
- Необычным было исследование, которое было посвящено изучению проблемы, как с помощью фронтовых писем передавались чувства людей в годы войны и какую роль при этом играли растения.
- Один из проектов был назван «Цветы воинов, цветы победы», здесь речь шла о символах растений и военных годах.
- Реализация проекта под названием «Женщины войны» заключалась в присвоении именам известных женщин-героев в годы войны символа растений, которые в итоге студенты хотели посадить в клумбу.
- Основным символом в проекте «Мы будем помнить!» была выбрана сосна, как символ вечности и стойкости.
Ценностное отношение к объектам природы формируется в ходе работы над эколого-образовательными проектами «Мир комнатных растений» (Морозова, Исаева, 2010) и «Тайны городского парка» (Морозова, Исаева, 2016).
Роль растений очень важна в окружающем мире и проект «Мир комнатных растений» обращает внимание учащихся в научно-исследовательской работе на оздоровительное, эстетическое, научное, воспитательное и другие функции растений. В ходе работы над проектом учащимся представляется возможность побывать в роли экспертов, экологов, самостоятельно проектировать классную комнату и расставить в ней комнатные растения согласно их значению.
Проект «Тайны городского парка» ориентирует учащихся на изучение природного окружения. Для того, чтобы ребёнок смог сориентироваться во всем многообразии окружающей природы, ему нужно начать с малого: с парка около дома, с природного парка в микрорайоне, с памятника природы, находящегося поблизости. Данный проект для большинства современных школьников раскрывает значение растительного компонента в городской среде. Растениям в современном городе не всегда отводится достаточно места, а это не позволяет создать полноценный экологический каркас городской среды и экологически обоснованное качество жизни.
В ходе работы над проектом дети примеряют на себя разные роли: историка, социального работника, эколога, озеленителя. Это необходимо для выявления и осознания значения парковой зоны как важного элемента экологического каркаса, овладения действиями по оценке экологического состояния природных объектов, а также для того чтобы проявить активное участие в подготовке и проведении мероприятий по благоустройству ближайшего парка.
Достижение цели и задач перечисленных проектов возможно при условии личностной заинтересованности школьников и мобилизации коллективных усилий всех учащихся класса, педагогов и родителей.
Итогом такой работы стало приобщение младших школьников к практическому применению полученных представлений, знаний, умений и навыков во взаимодействии с окружающим миром, а также стимуляция потребности ребёнка к самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, что позволило сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Работа в данном направлении способствовала личной ориентации школьника, дала право каждому ребёнку на самостоятельное добывание информации и применение её в разнообразной и интересной для него деятельности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7. С. 13–18.
2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. М.: ВЛАДОС, 2010. 335 с.
3. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зелёный Уголок Памяти – Зелёная Аллея Памяти – Зелёная Роща Памяти». Серия: начальное естественно-математическое образование. Кн. 10. Учеб. пособ. Саратов: ИЦ «Наука». 2016. 60 с.
4. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Эколого-образовательный проект «Мир комнатных растений». Сер. Начальное естественно-математическое образование. Кн. 1. Учеб. пособ. для уч-ся. Саратов. ИЦ «Наука». 2010. 58 с.
5. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Эколого-гражданский проект «Тайны городского парка». Серия: начальное естественно-математическое образование. Кн. 11. Учеб. пособ. для уч-ся начальной и основной шк. Саратов. ИЦ «Наука». 2016. 70 с.
6. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. 150 с.