Ключевые слова: социально-педагогические технологии, социальное становление подростков, внешкольные учебные учреждения, социально-педагогическая профилактика, волонтерство, социальное проектирование, ученическое самоуправление.
На современном этапе развития в Украине, как и в других странах, социальное становление детей и молодежи сопровождается как позитивными, так и негативными процессами. Среди наиболее актуальных молодежных проблем нашего общества нужно рассматривать проблемы употребления алкогольных напитков, психоактивных веществ, курения. Современная проблема – зависимость от социальных сетей, Интернет-зависимость и т.д. Остро стоят вопросы формирования потребности соблюдения здорового образа жизни, граджанского воспитания. Если проанализированть педагогические публикации специалистов из Украины, России, Казахстана, а также реальные события, можно уверенно говорить об актуальности проблемы воспитания личности, готовой жить в поликультурном обществе, толерантно воспринимать другие взгляды, национальные особенности.
Такие и другие вопросы находятся в поле зрения социально-педагогической науки и практики. В то же время, среди перспективных направлений научных исследований в области социальной педагогики рассматривают следующие: воспитательные возможности различных социальных институтов в формировании составляющих социальности личности, особенности социально-педагогической работы с детьми, молодежью и семьями в институтах социального воспитания и т.д.
В таком контексте правомерно рассматривать социально-педагогический потенциал внешкольного/неформального образования, который имеет освещение в научных трудах отечественных и зарубежных ученых (В. В. Вербицкий, А. В. Золотарева, Б. В. Куприянов, А. В. Миновская, Г. П. Пустовит, Т.И. Сущенко и др.), широкое подтверждение в современном образовательном пространстве Украины [7], других стран Европы [9]. В частности, мы можем говорить о благоприятных условиях для социального становления детей и молодежи, усвоении социальных норм, интериоризации ценностей, формировании субъектной позиции личности.
Внешкольное образование Украины имеет давние традиции и огромный опыт как институт социального воспитания детей и молодежи. Сегодня внешкольное образование интенсивно развивается, отвечая потребностям детей, их родителей и интересам государства; учитывает международный опыт и общие образовательные тенденции и сохраняет в то же время национальную специфику.
В Украине действует широкая сеть внешкольных учебных учреждений разных типов и форм собственности. По состоянию на 1 января 2013 года в системе образования действовали 1554 государственных и коммунальных внешкольных учебных учреждений и 627 детско-юношеских спортивных школ; 81,6 тыс. кружков и творческих объединений художественно-эстетического, научно-технического, эколого-натуралистического, туристско-краеведческого и других направлений. В последние годы сохраняется тенденция увеличения охвата детей внешкольным образованием, по данным Министерства образования и науки Украины за 2013 год этот показатель составил почти 40% от общего количества детей школьного возраста.
Значительное внимание коллективы внешкольных учебных учреждений предоставляют работе с детьми социально незащищенных категорий, в частности, среди учащихся этих учреждений по состоянию на 2012/2013 учебный год количество детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, составила 21.381, детей из малообеспеченных семей – 44.448; внешкольным образованием охвачено 7,2 тыс. детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (по данным Министерства образования и науки Украины). Таким образом, к учебно-воспитательной, организационно-массовой деятельности внешкольных учебных учреждений привлекаются дети и молодежь, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, что предопределяет особенности реализации направлений социально-педагогической деятельности.
Таким образом, важное теоретическое и практическое значение в контексте исследования имеют работы, в которых рассматриваются проблемы социализации личности, социального воспитания, сущность и особенности профилактики отклонений в социальном развитии и поведении подростков (Т. Ф. Алексеенко, О. В. Безпалько, И. Д. Зверева, Л. В. Мардахаев, С. Я. Харченко и др.). Одним из важных условий эффективности социального становления личности подростка во внешкольных учебных учреждениях является соответствующее технологическое обеспечение; технологический аспект социальной педагогики представлен в работах Р. Х. Вайнола, Н. И. Никитиной, А. Й. Капской и др.
Целью статьи является краткий анализ основных социально-педагогических технологий, реализуемых во внешкольных учебных учреждениях в Украине, которые играют важную роль в социальном становлении подростков и старшеклассников.
Стоит отметить из истории вопроса, что в сфере материального производства понятие «технология» утвердилось прочно, ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков. Понятие «социальная технология» было признано не сразу; сущность же понятия «педагогические технологи» в зарубежной педагогической науке неоднократно уточнялась. В настоящее время в научный оборот прочно вошли понятия «педагогические технологии», «технологии социально-педагогической деятельности», «технологии социальной работы» [6, 8], активно разрабатывается технологический аспект этих научных сфер и сфер практической деятельности.
Сущность понятия «технологии социально-педагогической деятельности» понимают следующим образом:
− как систему последовательных действий профессионала, направленную на решение определенной соціально-педагогической задачи, проблемы (Н. И. Никитина) [6];
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
− интегративную разновидность социальных и педагогических технологий; совокупность форм, методов и приемов, направленных на содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков; активизацию усилий клиентов (преимущественно детей и молодежи) для решения собственных проблем (Р. Х. Вайнола) [4; с. 856-857];
− выявленные и обоснованные на основе предыдущего опыта пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев) [4; с. 856-857].
Основными параметрами социально-педагогической, как и любой технологии, являются следующие:
− детальное определение конечного результата;
− поэтапное выполнение определенных действий;
− однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;
− тиражированность (воспроизводимость), то есть возможность использования технологии другим человеком после специального обучения [6].
Применение социально-педагогических технологий обусловлено социально-педагогической целью, условиями ее реализации, особенностями места реализации; имеющимися ресурсами; особенностями объекта социально-педагогической деятельности [4].
На основе теоретического анализа и анализа педагогической практики среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых во внешкольных учреждениях направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, считаем целесообразным рассматривать следующие:
− технологии профилактической социально-педагогической деятельности;
− технологии организации волонтерской деятельности;
− технология социального проектирования;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
− технология организации ученического самоуправления и др.
Технологии профилактической социально-педагогической деятельности.
Учитывая значительную актуальность, различные теоретические и технологические аспекты социальной профилактики представлены в отечественных и зарубежных работах по социальной педагогике, социальной работе. В нашем исследовании обосновано соответствующее направление социально-педагогической деятельности как одной из составляющих социально-педагогического потенциала внешкольных учреждений.
Нормативно-правовые основы профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде в украинском государстве составляют законы Украины: «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей», «О профилактике правонарушений» и др. В последнее время приняты новые документы на реализацию государственной политики в этом направлении. Необходимо подчеркнуть, что в нормативных документах, в частности Концепции реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на период до 2015 года, подчеркивается значение внешкольных занятий для профилактики противоправного поведения детей и молодежи: «Распространение детской безнадзорности, в частности ослабление функций семьи, уменьшение количества внешкольных кружков и секций по месту жительства приводят к увеличению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и при их участии …».
При организации внешкольных учреждений реализуется значительное количество профилактических программ, мероприятий, направленных в первую очередь на первичную социальную профилактику среди детей и молодежи. В частности, профилактику наркозависимости, употребления алкоголя подростками, аддиктивного поведения (зависимость от компьютерных игр, Интернет-зависимость и др.) и т.д. Можно приводить огромное количество примеров. Например, актуальной формой является «Психологический проектор» в Кивском Дворце детей и юношества – творческое объединение, со- держанием работы которого является коллективный просмотр и анализ кинофильмов, которые содержат социально ценные идеи и социальные проблемы (после группового просмотра старшеклассники в форме дискуссии обсуждают главную идею и комментируют поведение героев).
Одним из направлений социальной профилактики является создание условий для привлечения склонных к рискованному поведению подростков к альтернативной активности, которая имеет положительный социальный смысл. Следует подчеркнуть значение внешкольного образования в контексте последнего тезиса. Соответственно позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации подростка, старшеклассника в личностно и социально значимых делах, привлечения молодежи к видам деятельности (спорт, туризм, подростковые объединения различных направлений и т.д.), которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой употреблению наркотических веществ для склонных к рискованному поведению подростков, а также подростков, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе.
Примерами такой альтернативной активности является привлечение подростков в кружки и секции туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, других направлений внешкольного образования. В таком контексте как пример можно рассматривать клуб исторического ролевого моделирования «Переплутье» в Детском оздоровительно-экологическом центре Оболонского района г. Киева. Целевой аудиторией клуба являются подростки и молодежь 14-21 года. Специфика содержания работы клуба (физические тренировки и культура движения, что включает общую физическую подготовку, комплекс работы с мечом и программу старинного танца; приобретение практических навыков по изготовлению костюмов, защитного снаряжения и оружия, предметов антуража; занятия по ролевым играм, а также общеобразовательные лекции по истории и др.), организация его внутренней жизнедеятельности как коллектива, где каждый выполняет свою работу и отвечает за общее дело, не только способствует воспитанию физически закаленных, образованных и культурных людей, способных защитить себя и своих близких, но также обуславливает, что в клуб приходят подростки-«одиночки», то есть те, кто чувствует себя лишним в обычном обществе сверстников, не склонен к разделению массовых и обще популярных интересов (именно такие подростки могут попасть в «группу риска» по употреблению наркотических веществ и др.). В клубе подростки находят комфортную для себя среду, чувствуют свою защищенность и самоценность как члена сообщества клуба .
Технологии организации волонтерской деятельности.
Волонтерство как средство решения социально-педагогических проблем имеет давние исследовательские традиции в зарубежной (Р. Корнюелль, С. Кенни, Т. Ливальд, а также В. Г. Бочарова, В. А. Кудинов и др.) и отечественной (Н. В. Заверико, И. Д. Зверева, О. В. Безпалько, Г. М. Лактионова, А. Й. Капская и др.) науке.
В социальном аспекте волонтерская деятельность представлена с позиций нескольких подходов (социетального, экономического, трудового, религиозного и др.), ее рассматривают как такое проявление личностной позиции человека, когда он часть своих ресурсов (сил, времени, эмоций и т.д.) добровольно тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом. Такое понимание волонтерской деятельности актуализирует смысл участия человека в процессе решения актуальных социальных проблем и обозначает позицию личности [2 , с. 9 ].
Таким образом, во многих странах на современном этапе волонтерская деятельность рассматривается как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. Всеобщая декларация волонтеров как международный документ была принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Волонтеров (Париж, 14 сентября 1990) и провозгласила основные принципы деятельности волонтеров.
Исследование волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л. Е. Никитина Н.И. Никитина, С. В. Тетерский, И. И. Фришман, М. В. Шакурова) позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников [2, с. 10]. С такой точки зрения технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников во внешкольных учреждениях.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе значительное количество таких учреждений выступают организаторами и координаторами волонтерских программ, акций, мероприятий среди учащейся молодежи. Например, в Киевском Дворце детей и юношества реализуется социально-развивающая программа «Забота», которая направлена на оказание социально-педагогической поддержки детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, предусматривает привлечение к волонтерской деятельности кружковцев Дворца.
Технологии социального проектирования.
В контексте проблемы необходимо рассматривать технологию социального проектирования, которая тесно связана с рассмотренной выше волонтерской деятельностью.
В основу понимания социального проектирования положен феномен «проектирования». Классическим является положение Дж. К. Джонса о том, что процесс проектирования состоит из трех этапов:
дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения пространства для поиска решений), трансформации (создание прин- ципов и концепций ), конвергенции (поиска оптимального варианта решения из множества альтернатив [1].
Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, которые являются значимой социальной потребностью [1].
О значении социального проектирования в педагогическом контексте говорится в педагогических и социально-педагогических трудах (О. В. Безпалько, Г. Ф. Биктагирова, А. Й. Капская, В. И. Курбатов и др.). В частности, рассматривается проектная деятельность как одно из средств развития социальной инициативности подростков (С. Г. Лесникова); отмечается о существенном влиянии социального проектирования на развитие социально значимых качеств подростков, старшеклассников, формирование у них активной жизненной позиции (Е. С. Клименко).
О. В. Безпалько акцентирует на том, что социальные проекты могут быть направлены на создание условий для развития социальности субъекта (личности, группы); самореализацию личности в основных сферах социальной среды, минимизацию неблагоприятных условий социализации личности [1, с. 12].
Например, при организации центра молодежной дипломатии «Unitis» Киевского дворца детей и юношества совместно с представителями молодежных организаций Нидерландов реализуется проект «Молодежное участие. Территория, дружественная для молодежи». Основная цель проекта – объединение усилий для выявления возможностей общества для предоставления приоритетного внимания молодежи во имя будущего демократического развития общества (Т. А. Бжезовская).
Технология организации ученического самоуправления.
По мнению современных представителей педагогики и социально-педагогической науки, самоуправление было и остается формой практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях, средством их позитивной социализации, гражданского становления (О. В. Безпалько, Б. М. Жебровский, И. Д. Зверева, Б. С. Набока, О. В. Сухомлинская и др.).
Теоретиками и практическими реализаторами идей организации ученического самоуправления, его роли в воспитательном процессе являются С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Значительный вклад в разработку вопросов теории и практики ученического самоуправления и организации детской самодеятельности осуществили ученые-педагоги С. Белоусов, К. В. Сорока-Росинский и др. Важное место ученическому самоуправлению в работе школы отводили украинском педагоги К. Волошинов, А. Дорошкевич, С. Русова, С. Сирополко, И. Стешенко, Я. Чепига [5]. В условиях независимой Украины внимание к вопросам организации ученического самоуправления было связано с определенным «вакуумом» в воспитательной работе с детьми и молодежью, их организации, образовавшим- ся после нивелирования пионерской и комсомольской организаций. Соответсвенно начали создаваться организации ученического самоуправления в учебных заведениях, произошло образование системы работы на уровне районов, городов, областей; организовано обучение лидеров ученического самоуправления.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Необходимо подчеркнуть, что внешкольные учреждения не только выступают координаторами воспитательной работы, но также координируют деятельность органов ученического самоуправления в районе, городе, области (соответственно статусу учреждения). Например, одним из направлений деятельности Киевского Дворца детей и юношества является координация работы ученической лиги Киева (УЛК) – организации ученического самоуправления города [3]. Разветвленная система УЛК имеет четкую структуру и состоит из лидеров – глав школьных органов ученического самоуправления, объединенных в 10 районных советов старшеклассников (по количеству административно-территориальных единиц города). Координирует деятельность УЛК Киевский городской совет старшеклассников (КГСС) – десять лидеров, возглавляющих районные советы. На базе Дворца действуют следующие структурные и проектные подразделения УЛК: «Школа управленческого мастерства», «Бюро защиты прав личности», «Городское информационное агентство», «Лидеры досуга».
Таким образом, возможно обобщить следующие позиции:
Внешкольные учреждения обладают существенным социально-педагогическим потенциалом, что основывается на исторических традициях внешкольного образования, имеет широкое подтверждение в современном образовательном пространстве.
Среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых во внешкольных учреждениях направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, целесообразно рассматривать следующие:
− технологии профилактической социально-педагогической деятельности;
− технологии организации волонтерской деятельности;
− технология социального проектирования;
− технология организации ученического самоуправления и др.
Статья не освещает проблему в полной мере, актуальной тематикой дальнейших исследований в этом контексте является исследование зарубежного опыта неформального образования, разработка современных методик, учебных и профилактических программ для внешкольных учебных учреждений.
Список использованных источников
1. Безпалько О. В. Соціальне проектування : навч. посіб. / О. В. Безпалько. – К.: Київськ. ун-т ім. Бориса Грінченка, 2010. – 128 с.
2. Богданова В. Е. Возможности волонтерской деятельности в развитии субъектной позиции студентов / В. Е. Богданова // Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках VI Сбирского педагогического семинара (6-8 ноября 2012 г., Новосибирск) / под общ. ред. Т. А. Ромм, И. В. Хромовой. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2012. – Т.2.
3. Долгова О. В. Формування компетентностей старшокласників у процесі діяльності учнівського самоврядування / О.В. Долгова // Формування базових компетентностей у вихованців позашкільних навчальних закладів : матеріали Міжнародної наук.-практ. конференції (25-27 лютого 2013 року, м. Київ) / за ред. І. Д. Беха, С. Л. Дахнова, С. Г. Мартової, В. В. Мачуського. – К, 2013. – с. 91– 95.
4. Енциклопедія освіти / Акад.пед. наук України; головний ред. В.Г.Кремень. – К.: Юрінком Інтер, 2008. – 1040 с.
5. Набока Б. С. Розвиток ідей про учнівське самоврядування у вітчизняній педагогічній теорії та практиці: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Б. С. Набока ; Центр. ін-т післядиплом. пед. освіти АПН України. – К., 2001. – 20 с.
6. Никитина Н. И. Методика и технология работы социального педагога : учеб.пособие для студентов пед. училищ и коллеждей, обучающихся по специальности «Соціальна педагогика» Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
7. Оптимізація виховного потенціалу позашкільного навчального закладу: колективна монографія / [Вербицький В.В., Литовченко О.В., Ковбасенко Л.І. та ін.]; за ред. О.В. Литовченко. – К. : Педагогічна думка , 2012. – 192 с.
8. Технології соціально-педагогічної роботи: Навч. посіб. / А. Й. Капська, М. М. Барахтян, О. В. Безпалько, Р. Х. Вайнола, З. Г. Зайцева, Р. І. Короткова, О. А. Кузьменко, Ж. В. Петрочко, І. М. Пінчук, Н. П. Пихтіна; Ред.: А. Й. Капська; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова, Укр. держ. центр соц. служб для молоді. – К., 2000. – 372 с.
9. René Clarijs (ed.) (2005). Non-formal and Informal Education in Europe. Prague: EAICY, 118 p.