Ключевые слова: мотивация, государственные служащие, повышение квалификации.
Реформирование государственной службы сейчас идет в сторону добровольного и более полезного повышения квалификации государственных служащих. Связанно это с тем, что государственный орган не имеет возможности финансировать повышение квалификации для государственных служащих, а также обучаемые программы не соответствуют потребностям государственного органа, и самой важной проблемой является формальное прохождение повышения квалификации. То есть государственный служащий, так как должен его пройти проходит все занятия и сдает экзамены, но новых практических знаний из этого обучения не выносит. Чтобы решить проблему в повышении квалификации и знаний у государственных гражданских служащих, их надо мотивировать на повышение собственных знаний.
План работы по управлению кадрами должен включать в себя кроме классических методов дополнительного образования, внутреннее обучение, тренинги, наставничество и другие методы.
Развитие кадров на государственной службе можно разделить на следующие блоки:
1. Развитие личностных и профессиональных знаний, которые способствуют эффективной деятельности. Например, обучение тайм-менеджменту, умениям разрешать конфликты и планировать свою работу, аналитическим способностям и лидерству.
2. Обучение технологиям управления. Методам «Дельфи», PEST, SWOT, STEP – анализа и методам мозговой атаки.
3. Получение знаний по предмету деятельности. Улучшение знаний нормативно-правовой базы, практика применения НПА в сфере экономики, финансов, сельского хозяйства и другое.
В зависимости от должностей различаются потребности в профессиональном развитии ГГС.
На исполнительном уровне наиболее ценными являются глубокие знания административных процедур и умения исполнять установленные задачи в установленные сроки. Образование таких лиц происходит по типовым программам профессионального образования по изучения нововведений в законодательстве. Исполнители должны развивать коммуникабельность, критическое мышление, рациональному умению использовать и организовывать служебное время. Целесообразно обучение в сфере культуры делового общения и получение прикладных знаний в конкретной специализированной области в области государственного управления.
На среднем уровне управления наиболее важны широкие знания предметной области и опыт решения разнообразных проблем в определенной области. Данный уровень предполагает аналитическое мышление и умение организовывать служебную деятельность подчиненных. Необходимо проводить мероприятия по обмену опытом лучших практик в сфере государственного управления и опытом внедрения данного опыта. Также обучение должно быть направлено на развитие умений эффективного планирования работы подразделения, развитие коммуникабельности и разрешение конфликтов.
На высшем уровне управления наиболее всего нужно знание стратегического видения, умение ставить определенные цели и руководить государственным органом. Должен иметь экспертные знания и принимать управленческие решения, связанные с выработкой государственной политики в сфере деятельности государственного органа. Обучение должно происходить по вопросам стратегического управления, развитие способностей системного мышления, глубокого восприятия проблем, сильных и слабых сторон, возможностей, командо-образования и лидерства. Изучение лучшего отечественного и мирового опыта в области государственного управления и обмен опытом внедрения данных практик.
Для повышения мотивации можно использовать материальные и нематериальные стимулы на уровне государственного органа.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Первоначально, чтобы повысить мотивацию к обучению необходимо уровнять обязанности к уровню оплаты труда. То есть создать справедливую систему оплаты труда на основе результатов работы и требуемой квалификации для выполнения работы. Внедрение наилучшей системы оценки эффективности труда, которая не будет зависеть только от мнения контактирующих с работником сотрудников. Зависимость заработной платы должна быть от уровня образования и занимаемой должности. Справедливое предоставление государственных социальных гарантий, на дополнительное образование с сохранением должности и денежного содержания.
Не менее важным фактором будет внесение государственных служащих в кадровый резерв в случае повышения уровня образования и эффективного выполнения кадровых задач.
Предоставить сотрудникам с более высоким уровнем образования больших возможностей на включение их в перечень лиц, осуществляющих наставничество, с повышением заработной платы.
Включение государственных служащих в состав экспертных советов, по различным вопросам, связанным с их уровнем образования и навыков.
Организация системы самообразования, которая будет эффективно использоваться в государственном органе и благодаря полученным знаниям, получать возможность продвижения по службе.
В результате повышения квалификации для оценки знания необходимо:
1. Проводить анкетирование среди гражданских служащих с целью выявить уровень удовлетворенности обучением, выявить позитивные и негативные стороны в данном обучении.
2. Проводить анкетирование среди преподавателей, чтобы выяснить успешность прохождения программы обучения и составить рейтинг государственных служащих в результате обучения. Премировать по результатам обучения.
Существующая в настоящее время индивидуальная мотивация является не единственным фактором к повышению квалификации государственными гражданскими служащими. Повышение квалификации практически не влияет на перспективы должностного роста и не влияет уровень образования на уровень заработной платы. Что в результате приводит к снижению инициативы в повышении квалификации.
Необходимо внедрять уже апробированные программы управления и опыт внедрения данных техник во все программы повышения квалификации. Не менее важно внедрять новые техники проведения обучения в виде стажировок, семинаров, конференций и круглых столов. В этой связи желательно создать систему лучших региональных практик управления.
Недостаток финансирования повышения квалификации, требует внедрения в систему обучения накопительную систему повышения квалификации на основе модульных программ обучения. Кроме развития дистанционных форм обучения, необходимо развивать 3–5 дневные семинары в практическую область. Например, обучение на рабочем месте успешного внедрения нового метода управления.
Внедрение самообучения и учет данного повышения квалификации при назначении премий и продвижении на карьерной лестнице. Учитывается самообучение, связанное с работой государственного служащего или его дальнейшего продвижения. Внедрение дистанционного обучения государственных служащих, так как данный вид обучения может происходить без отрыва от рабочего места и не требует огромных финансовых затрат.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
При разработке региональных программ повышения квалификации необходимо ориентироваться на специфику региона и акцентировать внимание на тех или иных темах в зависимости от уровня развития служащего. Программы должны быть обязательно ориентированы на должностной уровень и сферу работы по тематике и содержанию.
Список использованных источников
1. Усынина А.Н. Мотивация государственных гражданских служащих
// Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2013. №2 С.48–52.
2. Герасименко Д.А. Особенности мотивации труда государственных гражданских служащих // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2013. №3 С.19–29.
3. Рогов И.И. Совершенствование мотивации государственных служащих в современной России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №1 С.85–88.