Ключевые слова: инновационный потенциал, технология, промышленное предприятие.
В современных условиях обеспечить устойчивое развитие предприятия и региона невозможно без внедрения инновационных технологий и создания не- обходимых условий для взаимодействия региональных органов власти и представителей бизнеса. В связи с этим, в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики в целом целесообразно сформировать эффективную систему производственных систем [7], основанных на кластерных принципах организации на региональном уровне.
Промышленная политика региона должна стимулировать переход к инновационной модели развития и придать новый экономический смысл региональным инновационным проектам и инициативам. Одним из ключевых вопросов обеспечения данных процессов, связанных с переходом региональной экономики на путь инновационного развития, является создание инновационной инфраструктуры. На региональном уровне главная роль в этом направлении принадлежит региональной инновационной политике, первичной задачей которой является создание и внедрение инновационных технологий управления развитием отдельных территорий[2], работающих на повышение конкурентоспособности субъекта в целом.
При формировании и реализации инновационной политики учитываются конкурентные преимущества каждого региона, особенности его экономической системы и приоритетные отрасли, градообразующие предприятия [3]. Современное направление развития региона предполагает обязательную поддержку ключевых отраслей и подотраслей экономики, как основы перехода региональной экономики на новый уровень. В связи с этим, основополагающим принципом в реализации инновационной политики региона становится принцип «кластерности», который позволяет снять границы между секторами и видами деятельности и рассматривать их во взаимосвязи, в рамках единой экономической системы.
В основе кластерного подхода находится понятие «кластер», представляющий собой сетевую организацию географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий (поставщиков, производителей и потребителей) и взаимодействующих с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственной власти, инфраструктурных образований), действующих в определенной сфере общественной жизни и взаимодополняющих друг друга.
Отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. А именно, наиболее успешные кластеры формируются там, где происходит или ожидается научно-технологический прорыв с последующим выходом на новые рыночные позиции. Кластерный подход исходит из положения, что сетевые структуры (кластеры) рассматриваются в качестве ключевого фактора повышения конкурентоспособности предприятий, отраслей и региона.
Инновационный кластер представляет собой единую целостную систему новых продуктов или технологий, характеризующихся тесной взаимосвязью между собой и направленных на достижение определенных целей экономической системы в заданном периоде времени и пространстве.
Ключевой задачей формирования инновационного кластера является достижение синергетического эффекта, максимизирующего прибыль от создания и внедрения инновационных продуктов[7]. Синергетический эффект в таком случае происходит за счет роста показателей экономической деятельности, использования доходов предприятия в целях интенсивного расширения производства, устойчивого роста показателей развития, освоения новых рынков сбыта, гибкой реакции на изменения во внешней среде, постоянного совершенствования организационной структуры предприятий, использования современных технологий коммуникации и управления, совершенствования системы управления качеством на предприятиях, активной инновационно-инвестиционная деятельности региона, поддержания и развития положительного имиджа региона.
Таким образом, основная задача формирования кластера заключается в том, чтобы создать на основе научно обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов, условия для формированного развития промышленности, за счет разработки приборов нового поколения, новых материалов – полимеров, сверхчистых материалов, нанотехнологий.
Существуют основные правила функционирования кластера [1]: ограниченность кластера как подсистемы, при котором концентрация на отдельных проблемах внутри системы достигается быстрее, чем открытой системе; возможность использования факторов внешней среды в качестве источника новых разработок; взаимообусловленность участников кластера; единство и доступность информационного пространства кластера; свободный доступ ко всем средствам производства.
В частности, в странах Европейского Союза программы по развитию кластерных систем используются на различных уровнях государственного управления. Для реализации согласованных действий кластерная политика имеет определенную организационную структуру, в рамках которой достигается взаимосвязь между целью политики и механизмом развития кластерной системы. Одними из самых успешных программ развития кластеров, ставшими «эталонными» как для европейских, так и для мировых программ, являются BioRegio (Германия), Competitiveness Clusters («Конкурентоспособные кластеры») (Франция), а также Национальная кластерная программа и Программа по созданию центров экспертизы (Финляндия).
Так, например, в Германии, программа BioRegio была принята в 1996 году и стала первой национальной программой по разработке инновационных сетей. После BioRegio был создан ряд национальных кластерных программ, в основном по инициативе Федерального Министерства образования и научных исследований Германии, такие как BioProfile, BioFuture и InnoRegio и «Spitzencluster-Wettbewerb» («Конкуренция передовых кластеров»).
В свою очередь, во Франции первой программой по развитию кластеров была программа «Локальные производственные системы», разработанная в 1998 году. Затем, в 2005 году была разработана национальная кластерная программа «Полюса конкурентоспособности» (Конкурентоспособные кластеры), которая была более затратной. В рамках данной программы предусматривалось оказание в течение 6 лет с 2006 по 2011 год поддержки становлению кластерных систем с целью повышения конкурентоспособности экономики на основе инновационного и технологического развития.
Помимо этого, Финляндия обратилась к развитию региональной специализации и конкурентоспособности своих предприятий, используя две программы: «Национальная кластерная программа», которая состояла из целого ряда инициатив, направленных на укрепление группы финских мега кластеров, которые обеспечивают рост национальной экономики; «Программа по созданию центров экспертизы», которая предназначена для развития региональных инновационных систем на основе концепции «тройной спирали»[4].
Главным тезисом концепции «тройной спирали инноваций» заключается в признании доминирующего положения институтов, определяющих создание нового знания, в новой парадигме науки, включающей направления меж – и мультидисциплинарного характера [6]. Данная концепция создает основы формирования кластерной системы, определяющей потенциал инновационного развития предприятий региона.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
«Тройная спираль» символизирует союз между властью, бизнесом и университетом как базовыми элементами инновационной системы региона. В свою очередь, «Четверная спираль» вводит четвертого участника — гражданское общество как активного потребителя и участника инноваций.
Содержание концепции «тройной спирали» сводится к необходимости формирования институциональной структуры взаимодействия институтов науки, власти и бизнеса именно на региональном уровне [8], при этом конкретная модель организации региональной инновационной политики должна формироваться с учетом социальной, культурной, экономической и политической оставляющей региона.
Помимо концепции «тройной спирали» в современных условиях получила популярность концепция технологической платформы.
Концепция создания технологических платформ сложилась в европейской практике[5], где данный институт выступал в роли коммуникационного инструмента, позволяющего объединить на одной информационной площадке предпринимателей и промышленников, государственные органы власти и представителей научного сообщества с целью содействия инновационному развитию.
Стоит отметить, что в российской практике концепция технологических платформ предполагает наличие особых механизмов финансовой поддержки деятельности технологических платформ. Если в рамках ЕС поддержка инновационных проектов, реализуемых в рамках технологических платформ, осуществляется за счет различного рода рамочных программ и структурных фондов, то в российской практике наиболее надежным источником финансирования данной деятельности являются средства бюджета (в рамках долгосрочных целевых программ).
Технологические платформы можно определить как форум с большим количеством участников, в рамках которого выявляются приоритеты в развитии, разрабатывается программа исследований на стадии отсутствия конкуренции, формируется горизонтальная координация различных аспектов: инновационного, промышленного, образовательного и др.
На практике, в ряде стран можно найти элементы органичной сочетаемости технологических платформ и элементов кластеров, особенно в том случае, если меры государственной политики включают сетевые мероприятия (например, кластер Биорегио в Германии).
В большинстве случаев технологические платформы можно рассматривать как один из инструментов развития кластеров.
Платформы, в зависимости от состава участников, могут быть взаимосвязаны с различными партнерами: 1) связи между научными организациями и вузами, 2) связи между научными организациями, вузами и промышленными предприятиями, 3) связи между различными промышленными предприятиями.
На сегодняшний день использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда регионов и муниципальных образований Российской Федерации. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с использованием механизма программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, реализация кластерной политики в регионе способствует росту конкурентоспобности отдельных предприятий за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия всех участников кластера, связанных географически, через инновации, технологии, посредством взаимного оказания специализированных услуг, обеспечивая предприятия высококвалифицированными кадрами, что в совокупности приводит к снижению транзакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных инновационных проектов и эффективной конкуренции.
Список использованных источников
1. Гамидуллаева Л. А. Инфраструктура инноваций региона // Научный альманах. № 2-1 (16). 2016. С. 129–132.
2. МиролюбоваТ. В. Исследование региональных кластеров: вопросы методологии и практики //Экономическое возрождение России. № 2 (36). 2013. С. 129-142.
3. Московцев В. В., Гольцов А. В., Корнева Ж. В., Мещерякова Н. В. Специфика региональной инновационной политики // ИнВестРегион. № 2. 2014. С. 3–6.
4. Оборина Е. Д. Зарубежный опыт формирования организационных структур управления кластерным развитием территорий // Современные тенденции развития науки и технологий. № 12. часть 9. 2016. С. 130-132
5. Рудник П. Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики// Форсайт. №5. 2014. С. 16-25
6. Социально-экономическая модель: становление и развитие. Теория, методология, практика. Кн. 2. / Под общей редакцией акад. В. Г. Гусакова. 2015. 401 с.
7. Третьяк В. В., Дронова Н. В. Кластерный подход в реализации региональной инновационной политики, г. Луганск: Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, 2012. 32 с.
8. Фролов Д. П., Бабкин М. М. Перспективы адаптации института европейских технологических платформ в России (на примере НБИК – Конвергентных технологий»)// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 4 (337). 2016. С. 27 – 35.