Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Совершенствование практики студентов направления подготовки «Юриспруденция» как инструмента вхождения в профессиональную деятельность в условиях конкурентоспособного образования»

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме современного юридического образования студентов — механизму совершенствования практики студентов.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, модель вхождения в профессиональную деятельность.

Динамика изменений системы российского образования, обусловленная конституционными принципами и гарантиями, процессами формирования рыночной экономики, интеграцией образовательного пространства, позволяет говорить о расширении спектра требований рынка труда к компетентности выпускников, в частности, юридического профиля, что, в свою очередь, предполагает качественное изменение подходов к определению содержания образования, особое внимание к его профессиональной направленности. Вместе с тем, образование является одним из национальных приоритетов Российской Федерации, необходимым для эффективного и качественного развитии современного российского общества и государства в целом. Его современное состояние, тенденции и перспективы модернизации определяются действующим законодательством. Интеграция Российской Федерации в единое правовое пространство Европейского союза, осознание необходимости, взаимопонимания и сотрудничества в правовых вопросах с различными странами, обеспечение национальной (в том числе и правовой) безопасности России вызывает необходимость совершенствования образовательных стратегий в различных форматах учебного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от высшей школы совершенствования подготовки бакалавра, компетентного в различных сферах юридической науки и практики, что, в свою очередь, является одним из условий успешной адаптации к профессии, а также достаточно высокой результативности последующего труда.

Именно с этой целью особое внимание в настоящее время уделяется компетентностной составляющей образования. Как правило, под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Кроме того, любая компетенция, по мнению В.В. Серикова, интегративна по своей сути, поскольку ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенция — это «владение целостной ситуацией действия» [1, с. 12].

Компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности, распадающаяся на спектр отдельных компетенций [1, с. 12]. Если в самом обобщенном виде определить компетенцию как свойство или качество, то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.

В контексте Болонского процесса компетентностный подход понимается как «инструментарий усиления социального диалога высшей школы с миром труда, посредством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия» [1, 5]. Следует подчеркнуть, что во многих вузах страны уже имеются некоторые трудности, связанные с явно недостаточным вниманием к практической составляющей обучения. Так, например, А.В. Бычков отмечает, что не только студент, но и выпускник-юрист, испытывает, как правило, затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках, таких как, составление протокола, постановления, обвинительного заключения. Возникают вопросы при оказании помощи гражданам при подготовке необходимых документов в процессе защиты их прав; и.т.д. [3].

Необходимо обратить внимание и на мнение опытных юристов – работников-практиков, руководителей крупных организаций-работодателей, которые высказываются следующим образом: «..юридическое образование продолжает оставаться самым невосприимчивым к современным технологиям управления знаниями, хотя юридические вузы сталкиваются с недостаточной мотивированностью студентов к обучению». В лучшем случае, как отмечает И. Шиколова, студенты ориентированы на престиж профессии, о которой имеют весьма «книжное» представление [8]. Ю.П. Гармаев, Е.И. Попова, И.А. Шаралдаева указывают на тот факт, что действующее в России образовательные технологии в юриспруденции совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Образовательный процесс в юридических вузах опирался и опирается на применение ознакомительной, производственной практики, в том числе игровых методов обучения, работу юридических клиник и кружков [3]. Акцентируя внимание на обеспечении национальной безопасности [6], необходимо отметить проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности образования и государства (в широком смысле этого слова). Особая ответственность при этом лежит на университетах, имеющих статус «национальных исследовательских».

Обратимся к опыту Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). На протяжении века Нижегородский государственный университет выполняет серьезную миссию — обеспечивает потребности личности, общества и государства в широком спектре основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в востребованных обучающимися форматах. Особенным и важным является тот факт, что ННГУ стал победителем конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, что, конечно, подтверждает обеспечение в определенной мере национальной безопасности России. В настоящее время, ННГУ как национальный исследовательский университет наряду с другими ведущими университетами страны становится точкой дальнейшего роста качества высшего образования и науки в РФ. Приоритетными в настоящее время являются следующие характеристики: успеваемость, профессиональная мотивированность обучающихся, степень научной подготовки и научный потенциал кадрового состава, наличие научных публикаций, участие в научно-исследовательских проектах, участие в образовательных, культурных, социальных и др. проектах, наличие призов вузовских, областных, региональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, участие в общественной жизни [7].

В этой связи особое внимание уделяется подготовке студентов. Рассмотрим частный аспект этой проблемы — подготовка студентов-юристов. В современных условиях на работников юридической сферы возложен широкий круг обязанностей. Крайне важным представляется формирование у студентов системы устойчивой мотивации учебно-познавательной и профессиональной деятельности, психологических знаний, развития творческого мышления и умения с позиции психологии грамотно подходить к решению профессионально-юридических задач, осуществлять анализ общественных событий, фактов, явлений, действий и поступков людей, разработка системы научных знаний о них, педагогически обоснованные и эффективные пути укрепления законности и правопорядка, оказание помощи студентам-юристам в процессе образования и тем, кто занимается этим на практике. В соответствии с требованиями Федерального Евразийский научный форум 2016 года государственного образовательного стандарта направления подготовки Юриспруденция выпускники должны быть готовы к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной.

Анализ научно-методической литературы и многолетний опыт организации практик студентов, сотрудничество с организациями (учреждениями) — партнерами позволяет представить модель вхождения в профессиональную деятельность студентов направления подготовки Юриспруденция так (Рис. 1).

Рис. 1. Схема «Модель вхождения в профессиональную деятельность студентов направления подготовки Юриспруденция»

Рис. 1. Схема «Модель вхождения в профессиональную деятельность
студентов направления подготовки Юриспруденция»

Главной стратегической целью модели является направленность именно на профессиональную деятельность студентов-юристов. Ведущими перспективными подходами выступают интегрированный системный, личностно-деятельностный, компетентностный и контекстный. «Вхождение» в профессиональную деятельность студентов направления подготовки Юриспруденция предполагает последовательное прохождение ряда этапов.

Этап организационно-нормативный. Это один из наиболее сложных этапов, требующий знания личностных качеств каждого студента, его мотивированности для подбора базы практик.

Этап детализация. Он предполагает уяснение специфики деятельности конкретной организации: структура, полномочия, требования к работникам, особенности корпоративной культуры, трудовая дисциплина и т.д.

Этап деятельностный. Связан с непосредственной деятельностью студента-практиканта во время прохождения практики различного вида.

Этап диагностики. Данный этап предполагает непосредственное взаимодействие студента-практиканта с руководителем практики по оценке результатов деятельности в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Этап прогнозирования трудоустройства. В рамках этого этапа предполагается не только соотнесение результатов практики и личных интересов студентов, но и возможность их работы в качестве общественных помощников, как депутатов Городской думы так и в правоохранительных, судебных и иных организациях и учреждениях. Все это способствует самоактуализации студентов, развитию их профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании чувства ответственности.

Апробация и обобщение результатов практик осуществляется в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, темы которых подбираются с учетом индивидуальных склонностей и интересов студентов.

Практика студентов содействует не только формированию их профессиональных компетенций, но и повышению культуры (общей и профессиональной) в условиях конкурентоспособного образования, причем это уникальная возможность проявления самостоятельности и творчества на основе, имеющихся фундаментальных теоретических знаний, составляющих образовательную платформу, определяющую не только главные цели практики в целом, но, в частности, траектории развития и перспективы каждого студента.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход: сб. ст. / Под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
2. Бычков А.В. Практическая составляющая обучения в профессиональной стратегии студента-юриста уголовно-правовой специальности/ А.В. Бычков, Ю.П. Гармаев // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 17-22.
3. Гармаев Ю.П., Попова Е.И., Шаралдаева И.А. Проекты трудоустройства студентов-юристов»: концепция и первые шаги реализации // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 15-17.
4. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm (дата обращения:15.01.2015 г.).
5. Колосова В.А. Использование новых образовательных продуктов в подготовке юристов результаты тиражирования // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе спецальностей «Образование и педагогика в условиях сетевого взаимодействия) 10 ноября 2015 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 277.
6. Колосова В.А. Понятие национальной безопасности: ретроспективный анализ // Научно-практический журнал «Приволжский научный вестник». № 12-2 (52). С. 75-79.
7. Официальный сайт Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unn.ru/(дата обращения: 22.12.2016).
8. Шиколова И. Интервью с Председателем Законодательного собрания Красноярского края, руководителем Урасноярского отделения Ассоциации юристов России А.В. Уссом, И. Шиколова // Юридический мир. 2011. № 8. С. 4-5.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1961

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке