Ключевые слова: развитие, гостиничный бизнес, средства размещения.
В настоящее время в гостиничном хозяйстве наблюдается направление раз- вития малого гостиничного бизнеса. В последние годы малые коллективные средства размещения становятся объектом научных исследований.
Причина данного явления заключается в том, что малый бизнес реагирует на изменения требований рынка, вносит положительные изменения в экономиче- ское развитие региона, имеет возможность использования технических и орга- низационных инноваций. Сфера услуг является частью малого гостиничного бизнеса, которая служит своего рода индикатором уровня развития экономики страны.
Наибольшее освещение тема развития деятельности средств размещения малой вместимости получила в работах отечественных ученых: С. И. Байлика, А. И. Вапнярской, В. Е. Клименко, А. А. Мусакина, А. Д. Чудновского.
На сегодня еще не существует четких международных и национальных норм классификации средств размещения по вместимости их номерного фонда. А. А. Мусакин отмечает распределение гостиниц на четыре большие группы по количеству номеров: малые гостиницы (до 150), средние (от 151 до 300), круп- ные (от 301 до 600) и гостиницы-гиганты (свыше 600) [4, с. 16].
В отечественном гостиничном хозяйстве условно сложилось два определе- ния: «малая гостиница», которая определяется как малое средство размещения с номерным фондом от 16 до 50 номеров, и «мини-гостиница» — малое средство размещения с номерным фондом от 5 до 15 номеров [1].
Главной отличительной чертой средств размещения малой вместимости, их отличием от крупных средств размещения, является высокое качество обслуживания. Именно небольшое количество номеров позволяет индивидуально за- ботиться о каждом госте (табл. 1) [3].
Таблица 1. Факторы, влияющие на развитие малых гостиниц
А. И. Вапнярская подчеркивает уникальность малых гостиниц в возможности оперироваться только на узком сегменте рынка. При этом небольшой размер средств размещения малой вместимости позволяет добиться приемлемого уровня загрузки [2, с. 17].
Для функционирования современного малого гостиничного бизнеса характерны общеэкономические принципы, основанные на законах взаимодействия спроса и предложения, а также механизмах государственного регулирования. В последнее время превалирующими факторами, оказывающими значительное влияние на динамику и направления развития малого гостиничного бизнеса, являются политическая обстановка, государственная политика и экономические процессы.
Список использованных источников
1. Услуги малых средств размещения. Общие требования. ГОСТ 54606 — 2011. — Введ. 1.07.2012 г. М.: Стандартинформ, 2012. 12 с.
2. Вапнярская О. И. Развитие малых гостиниц на основе франчайзинга: На примере Московской области: дис. … канд. экон. наук. Москва, 1999. 185 с.
3. Гусева О. В. Факторы возникновения малых гостиниц / О. В. Гусева // Сфера сервиса: состояние, эффективность, инновации. Сборник научных трудов по резуль- татам конференций, проведенных в Кировском филиале в 2012 году (Кировский филиал ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ») Вып. 6. Киров: Экспресс Принт, 2013 г. С. 59–67.
4. Мусакин А. А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть / А. А. Мусакин. — СПб.: Питер, 2007. 320 с.