Ключевые слова: прием, обертон, глиссандо, фруллато, вистл – тон, удары клапанами, пение с игрой.

Развитие авангардной музыки в XX веке привело к открытию новых, нестандартных приемов игры на музыкальных инструментах. Богатство новых приемов исполнения дало возможность разнообразить и поднять на новую ступень развитие классической, академической музыки.

«За последние годы для флейты было создано огромное количество виртуозных произведений, в том числе: Сонатина для флейты и фортепиано П. Булеза, «Unity Capsule» Б. Фенрихоу, «Cadenza da Dimensioni III» Б. Мадерны, «Quays» Дж. Шелси и многие другие» [2, с.7].

В России большинство этих произведений исполняются крайне редко, например, «Секвенция I» Л. Берио входит в обязательную программу международного конкурса. А такие радикальные произведения композиторов XX века как – «Voice» Т. Такемитсу и «(t)air(e)» Х. Холлигера – давно стали хрестоматийными для западных музыкантов.

Особое уважение вызывают те музыканты, которые не только сильны в исполнении традиционного репертуара, но и владеют виртуозными техниками современных приемов игры. Рассмотрим подробнее несколько приемов игры на флейте, которые следует начинать изучать уже в старших классах музыкальной школы. В дальнейшем они поспособствуют формированию умения виртуозно исполнять музыкальные произведения современных авторов, наиболее полно раскрывая художественный замысел.

1. Обертоны. Каждый звук состоит из основного тона и множества обертонов. Для исполнения каждого обертонового звука необходима определенная направленность и интенсивность вдыхаемой струи воздуха. Извлечь обертоны можно двумя способами: увеличивающейся силой выдоха – передуванием, — либо меняя направление струи воздуха, что требует постоянного контроля амбушюра и диафрагмы. Первый способ не позволяет контролировать динамику: чем выше звук, тем он громче. Второй способ, позволяет исполнителю развить мускулы амбушюра и диафрагмы, что позволяет совершенствовать звук. Владение обертоновым звукорядом дает преимущества в исполнении быстрых, виртуозных произведений в третьей октаве, так как есть возможность облегчить аппликатуру, не потеряв при этом интонацию, и развивается губной аппарат музыканта.

2. Глиссандо. На флейте есть два способа его исполнения: с помощью пальцев и с помощью губного аппарата. В первом случае гладкое глиссандо достигается путем постепенного открытия и закрытия клапанов. Во втором случае, поворачивая флейту к себе или от себя, а также изменяя состояние гортани и ротовой полости, можно добиться повышения или понижения звука от полутона до полутора.

3. Фруллато. Этот прием известен давно и использовался, в частности, П. И. Чайковским в партии флейты в балете «Щелкунчик». Звучание фруллато напоминает тремоло струнных и исполняется двумя способами: языком или горлом. Исполнение фруллато с помощью языка можно использовать во всех регистрах, но лучше всего звучит в нижнем и среднем, однако при этом происходит потеря звучности по причине излишнего шума воздуха. Горловым тремоло легко пользоваться в нижнем и среднем регистрах, причем потерь в качестве звука практически нет, но в верхнем регистре использовать этот прием довольно трудно.

4. Вистл – тоны. Представляют собой хорошо известный акустический феномен шума воздуха на скосе (например, трубки). Они также составляют обертоновый ряд от основного звука, причем сложнее всего извлечь самый низкий призвук – на октаву выше основного тона. Чтобы добиться четкого, устойчивого вистл – тона, нужен полностью расслабленный амбушюр и подача воздуха, как при обычной игре, но без давления. Кроме исполнения музыкальных произведений вистл-тоны используются на начальном этапе обучения при постановке амбушюра.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5. Удары клапанами. Существуют два основных варианта ударов. Первый – палец просто сильно опускается на клапан соответствующей ноты после любой другой. Второй – любой свободный палец сильно ударяет по клапану во время исполнения нот. То же самое возможно, когда играется длинная нота, а другая рука производит удары клапанами. При этом можно менять аппликатуру.

6. Пение с игрой. Этот прием лучше начинать использовать при пении и игре по – отдельности, лишь затем соединяя звук инструмента и голос. Петь можно как в унисон, так и интервалами. Данный приём применяется в случаях, когда необходимо исполнить двухголосье на флейте.

Основываясь на многообразии приемов игры на флейте, необходимо отметить, что в современной музыке важна не только виртуозность техники и применение приемов, но и чистота интонации. Все перечисленные приемы требуют работы над ними, ежедневных занятий и тренировок, способствующих продуктивному развитию музыкальных способностей.

Список использованных источников

1. Акопян Л. Эдгар Варез // Музыкальная культура США. М.: — 2007.
2. Танцов О. И. Новые приемы игры на флейте. М.: Научно – издательский центр «Московская консерватория», 2011. – 80 с.
3. Dick R. The other flute. A Performance Manual Contemporary Techniques Text. / R. Dick. New York: Multiple Breath Music Company, 1989. – 144 c.
4. XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 3. М.: — 2000.