Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современные приемы исполнения на флейте»

Аннотация. В статье рассматриваются основные приемы исполнения на флейте, наиболее часто используемые в современной музыке. Данные приемы помогают раскрыть многообразие тембровых возможностей инструмента с помощью управления звуком, а также способствуют продуктивному развитию музыкальных способностей.

Ключевые слова: прием, обертон, глиссандо, фруллато, вистл – тон, удары клапанами, пение с игрой.

Развитие авангардной музыки в XX веке привело к открытию новых, нестандартных приемов игры на музыкальных инструментах. Богатство новых приемов исполнения дало возможность разнообразить и поднять на новую ступень развитие классической, академической музыки.

«За последние годы для флейты было создано огромное количество виртуозных произведений, в том числе: Сонатина для флейты и фортепиано П. Булеза, «Unity Capsule» Б. Фенрихоу, «Cadenza da Dimensioni III» Б. Мадерны, «Quays» Дж. Шелси и многие другие» [2, с.7].

В России большинство этих произведений исполняются крайне редко, например, «Секвенция I» Л. Берио входит в обязательную программу международного конкурса. А такие радикальные произведения композиторов XX века как – «Voice» Т. Такемитсу и «(t)air(e)» Х. Холлигера – давно стали хрестоматийными для западных музыкантов.

Особое уважение вызывают те музыканты, которые не только сильны в исполнении традиционного репертуара, но и владеют виртуозными техниками современных приемов игры. Рассмотрим подробнее несколько приемов игры на флейте, которые следует начинать изучать уже в старших классах музыкальной школы. В дальнейшем они поспособствуют формированию умения виртуозно исполнять музыкальные произведения современных авторов, наиболее полно раскрывая художественный замысел.

1. Обертоны. Каждый звук состоит из основного тона и множества обертонов. Для исполнения каждого обертонового звука необходима определенная направленность и интенсивность вдыхаемой струи воздуха. Извлечь обертоны можно двумя способами: увеличивающейся силой выдоха – передуванием, — либо меняя направление струи воздуха, что требует постоянного контроля амбушюра и диафрагмы. Первый способ не позволяет контролировать динамику: чем выше звук, тем он громче. Второй способ, позволяет исполнителю развить мускулы амбушюра и диафрагмы, что позволяет совершенствовать звук. Владение обертоновым звукорядом дает преимущества в исполнении быстрых, виртуозных произведений в третьей октаве, так как есть возможность облегчить аппликатуру, не потеряв при этом интонацию, и развивается губной аппарат музыканта.

2. Глиссандо. На флейте есть два способа его исполнения: с помощью пальцев и с помощью губного аппарата. В первом случае гладкое глиссандо достигается путем постепенного открытия и закрытия клапанов. Во втором случае, поворачивая флейту к себе или от себя, а также изменяя состояние гортани и ротовой полости, можно добиться повышения или понижения звука от полутона до полутора.

3. Фруллато. Этот прием известен давно и использовался, в частности, П. И. Чайковским в партии флейты в балете «Щелкунчик». Звучание фруллато напоминает тремоло струнных и исполняется двумя способами: языком или горлом. Исполнение фруллато с помощью языка можно использовать во всех регистрах, но лучше всего звучит в нижнем и среднем, однако при этом происходит потеря звучности по причине излишнего шума воздуха. Горловым тремоло легко пользоваться в нижнем и среднем регистрах, причем потерь в качестве звука практически нет, но в верхнем регистре использовать этот прием довольно трудно.

4. Вистл – тоны. Представляют собой хорошо известный акустический феномен шума воздуха на скосе (например, трубки). Они также составляют обертоновый ряд от основного звука, причем сложнее всего извлечь самый низкий призвук – на октаву выше основного тона. Чтобы добиться четкого, устойчивого вистл – тона, нужен полностью расслабленный амбушюр и подача воздуха, как при обычной игре, но без давления. Кроме исполнения музыкальных произведений вистл-тоны используются на начальном этапе обучения при постановке амбушюра.

5. Удары клапанами. Существуют два основных варианта ударов. Первый – палец просто сильно опускается на клапан соответствующей ноты после любой другой. Второй – любой свободный палец сильно ударяет по клапану во время исполнения нот. То же самое возможно, когда играется длинная нота, а другая рука производит удары клапанами. При этом можно менять аппликатуру.

6. Пение с игрой. Этот прием лучше начинать использовать при пении и игре по – отдельности, лишь затем соединяя звук инструмента и голос. Петь можно как в унисон, так и интервалами. Данный приём применяется в случаях, когда необходимо исполнить двухголосье на флейте.

Основываясь на многообразии приемов игры на флейте, необходимо отметить, что в современной музыке важна не только виртуозность техники и применение приемов, но и чистота интонации. Все перечисленные приемы требуют работы над ними, ежедневных занятий и тренировок, способствующих продуктивному развитию музыкальных способностей.

Список использованных источников

1. Акопян Л. Эдгар Варез // Музыкальная культура США. М.: — 2007.
2. Танцов О. И. Новые приемы игры на флейте. М.: Научно – издательский центр «Московская консерватория», 2011. – 80 с.
3. Dick R. The other flute. A Performance Manual Contemporary Techniques Text. / R. Dick. New York: Multiple Breath Music Company, 1989. – 144 c.
4. XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 3. М.: — 2000.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3941

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке