Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, организация, регулирование, тенденции, закон, стандарты.
Одним из перспективных видов экономического контроля деятельности организаций в условиях рынка является независимый контроль — аудит.
В России, аудит в нынешнем его понимании, берет начало с появления первых аудиторских фирм в 1987 — 1988 гг. С 1990-х гг. институт аудита активно развивается, и к 2001 г. в стране аудиторские организации и частнопрактикующие аудиторы функционировали во всех городах и некоторых районных центрах [1].
С 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности», который изменил подходы к регулированию аудита и аудиторской деятельности.
Появление данного закона ознаменовало собой начало нового этапа развития аудита в России. Указанный акт реформировал систему регулирования аудита, скорректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, установил иной порядок принятия некоторых нормативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирования аудита.
В Законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ были разделены понятия «аудит» и «аудиторская деятельность»: «Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности»; «Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». Эти определения получили границы, а понятие «аудиторская деятельность» значительно расширилось [2].
Принятие федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.
Введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО) аудиторов. На эти организации возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. В связи с этим, аудиторскую деятельность также регулирует Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 03.07.2016).
С 01.10.2016 года сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. (Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ).
Следовательно, государственное регулирование аудиторской деятельности сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ [3].
С 1 января 2015 г. в Закон N 307-ФЗ внесено ряд изменений, в том числе изменение, предусматривающее отмену федеральных стандартов и осуществление аудиторской деятельности в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Согласно порядку, предусмотренному Законом N 307-ФЗ, в 2015 г. Правительство РФ установило порядок признания МСА на территории России, не позднее двух лет с этого момента МСА подлежат признанию на территории России, и с начала следующего года после года признания аудиторская деятельность в стране должна будет осуществляться в соответствии с МСА [4].
С 1 января 2015 г. в Закон N 307-ФЗ внесено ряд изменений, в том числе изменение, предусматривающее отмену федеральных стандартов и осуществление аудиторской деятельности в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Согласно порядку, предусмотренному Законом N 307-ФЗ, в 2015 г. Правительство РФ установило порядок признания МСА на территории России, не позднее двух лет с этого момента МСА подлежат признанию на территории России, и с начала следующего года после года признания аудиторская деятельность в стране должна будет осуществляться в соответствии с МСА [4].
Следует отметить, что, несмотря на то, что рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами.
Анализ рынка аудиторских услуг показывает, что после введения саморегулирования, численность зарегистрированных аудиторских организаций сократилась на четверть [5]. В данный период развития произошла корректировка деятельности аудиторов в России, выявлена их действительная численность, исправлено большинство недостатков в сфере регулирования аудита (табл. 1).
Появление СРО помогло сократить количество аудиторских организаций и пройти надлежащий государственный контроль качества организациям, которые после введения №307-ФЗ остались на рынке аудиторских услуг (табл.2). Исследование количества лет ведения аудиторской деятельности показало, что большая часть аудиторских организаций имеют большой временной стаж (5 и более лет).
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, предпосылки появления и развития аудита и аудиторской деятельности в России имеют объективные и субъективные основания. Механизм регулирования аудиторской деятельности в России может быть охарактеризован как смешанный, построенный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования [6]. По мере интеграции российских организаций в мировую экономику требования, предъявляемые к уровню и качеству аудиторских услуг, растут, а рынок аудиторских услуг в России претерпевает значительные изменения.
Таблица 1. Количество аудиторских организаций и аудиторов в России Источник: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
Таблица 2. «Возраст» аудиторских организаций Источник: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
Список использованных источников
1. Алборов Р.А. Проблемы развития методологии, метода и методики аудита [Текст] / Р.А. Албо-ров, С.М. Концевая, С.В. Козменкова // Международный бухгалтерский учет. – 2015. — № 36
2. Богаченко В. М. Основы бухгалтерского учета, налогообложения и аудита [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. — Ростов н/Д. : Феникс. — 2012. — 284 с.
3. Голикова О.В. Методологические аспекты оценки аудиторских рисков [Текст] / О.В. Голикова, Е.А. Васильева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2016. — Т. 2.- № 2.- С. 85-93.
4. Кочинев Ю.Ю. Перспективы стандартизации аудита в Российской Федерации [Текст] / Ю.Ю. Кочинев, А.Ашрафф // Аудитор. – 2016. — № 2
5.Суглобов, А. Е. Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулиро-вания аудиторской деятельности в Российской Федерации [Текст] / А. Е. Суглобов, Е. А. Орлова // Меж-дунар. бухгалт. учет. — 2011. — № 34. — С. 39-50.
6. Васильчук О.И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности [Текст] / О.И. Васильчук // Инновационное развитие экономики. — 2014. — № 3. С. 17.