Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Страхование как форма государственной поддержки сельского хозяйства»

Аннотация: Необходимость поддержки государством отрасли сельского хозяйства очевидна. В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Выделены существующие проблемы сферы сельскохозяйственного страхования. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития такой формы государственной поддержки.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственное страхование, государственная поддержка, субсидирование, сельскохозяйственные производители.

Сельское хозяйство является первичной отраслью экономики, в которой производится продовольствие, и которая является основой продовольственной безопасности государства. Актуальность вопроса поддержки отрасли со стороны государства признается большинством развитых стран, которые исходят из признания сельского хозяйства базовой отраслью и необходимости обеспечения его устойчивого функционирования. Так, например, около 38 % бюджета Европейского Союза расходуется на сельское хозяйство и развитие сельских территорий [1].

Несмотря на современное развитие отрасли, оно по-прежнему связано с высокими рисками. Од-ной из форм поддержки государством сельского хозяйства является компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату страховых премий за страхование сельскохозяйственных культур или животных.

В России сельскохозяйственное страхование характеризуется незначительной степенью развития, его доля в портфеле страховых премий в 2015 г. составляет около 1% [2, с. 528]. Нормативная правовая база данного направления относительно нова и включает в себя следующие документы:

1) Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельско-хозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 23.05.2016);

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» (ред. от 17.02.2016);

3) Приказ Минсельхоза России от 10.04.2015 № 133 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 № 38823).

Согласно закону, сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой – это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.

Инструментом государственной поддержки здесь выступает субсидия, предоставляемая сельскохозяйственному производителю: из бюджета субъекта Российской Федерации страховщику перечисляется 50 % страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.

Для выполнения функции поддержания платёжеспособности всей системы и гарантии сельскохозяйственному товаропроизводителю выплаты в случае банкротства страховой организации в России был создан институт объединения агростраховщиков с формированием единого фонда компенсационных выплат.

Национальный союз агростраховщиков с 1 января 2016 г. приобрёл статус единого объединения, действующего на рынке сельскохозяйственного страхования с господдержкой. Страховые компании, не вступившие в члены НСА, с 1 января 2016 г. не имеют права заключать договоры агрострахования с господдержкой. В настоящее время ведётся деятельность по разработке единых правил агрострахования с господдержкой.

По данным НСА в конце 2015 г. страхование сельскохозяйственных рисков осуществляли 45 страховых организаций, однако только 23 страховщика заключали договоры страхования с государственным субсидированием (для сравнения: в предыдущем году работали 63 и 43 компании соответственно). Можно говорить о том, что с рынка уходят незаинтересованные страховые компании, также это обусловлено повышением контроля Банка России над деятельностью страховых организаций. В таблице 1 представлены статистические данные о сельскохозяйственном страховании за 2013-2016 гг.

Таблица 1. Показатели сельскохозяйственного страхования, в млн. р.

По данным таблицы видно падение объёма рынка сельскохозяйственного страхования, в том числе и с субсидированием, обусловленное сокращением количества страховых компаний, отказавшихся от страхования сельского хозяйства, а также переходом централизованной системе агрострахования.

В таблице 2 отражена степень применения сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой как инструмента управления риском. За 2013-2014 гг. отмечается положительная динамика страхования как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Таблица 2. Показатели рынка сельскохозяйственного страхования с господдержкой в областях растениеводства и животноводства

Несмотря на увеличение показателей страхования, как в абсолютном, так и в относительном выражении (удельный вес застрахованных культур и животных), в 2015 г. наблюдалось сокращение, обусловленное вышеуказанными причинами.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Можно выделить следующие проблемы в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой по субъектам отношений:

1) со стороны агростраховщиков – недоверие к сельскохозяйственным производителям, отсутствие стимулов к сельскохозяйственному страхованию, низкий уровень конкуренции, недостаточно широкая продуктовая линейка;

2) со стороны сельскохозяйственных производителей – низкий уровень страховой культуры и информированности о механизме государственной поддержки, сложность получения субсидий, недоступность страхования для малых форм хозяйствования в виду высокой стоимости;

3) со стороны государства – неразвитость правовой базы по защите интересов сельскохозяйственных производителей, сложная процедура оформления субсидий.

Естественно, приведённый список проблем не является исчерпывающим и государственным органам необходимо проводить дальнейшую работу по устранению недостатков в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. В неё входят такие направления, как совершенствование методик определения страховой стоимости, сумм возмещения, упрощение процедуры получения субсидий, эффективное распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на финансирование рассматриваемой формы поддержки, а также контроль над деятельностью страховых организаций и единого объединения агростраховщиков.

Список использованных источников

1. EU agriculture spending – focused on results. September 2015 [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://ec.europa.eu/agriculture.
2. Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста. Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции; Южный федеральный университет. – Ростов-на-дону: издательство Южного федерального университета, 2016. – 812 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1590

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке