Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственное страхование, государственная поддержка, субсидирование, сельскохозяйственные производители.
Сельское хозяйство является первичной отраслью экономики, в которой производится продовольствие, и которая является основой продовольственной безопасности государства. Актуальность вопроса поддержки отрасли со стороны государства признается большинством развитых стран, которые исходят из признания сельского хозяйства базовой отраслью и необходимости обеспечения его устойчивого функционирования. Так, например, около 38 % бюджета Европейского Союза расходуется на сельское хозяйство и развитие сельских территорий [1].
Несмотря на современное развитие отрасли, оно по-прежнему связано с высокими рисками. Од-ной из форм поддержки государством сельского хозяйства является компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату страховых премий за страхование сельскохозяйственных культур или животных.
В России сельскохозяйственное страхование характеризуется незначительной степенью развития, его доля в портфеле страховых премий в 2015 г. составляет около 1% [2, с. 528]. Нормативная правовая база данного направления относительно нова и включает в себя следующие документы:
1) Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельско-хозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 23.05.2016);
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» (ред. от 17.02.2016);
3) Приказ Минсельхоза России от 10.04.2015 № 133 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 № 38823).
Согласно закону, сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой – это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.
Инструментом государственной поддержки здесь выступает субсидия, предоставляемая сельскохозяйственному производителю: из бюджета субъекта Российской Федерации страховщику перечисляется 50 % страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.
Для выполнения функции поддержания платёжеспособности всей системы и гарантии сельскохозяйственному товаропроизводителю выплаты в случае банкротства страховой организации в России был создан институт объединения агростраховщиков с формированием единого фонда компенсационных выплат.
Национальный союз агростраховщиков с 1 января 2016 г. приобрёл статус единого объединения, действующего на рынке сельскохозяйственного страхования с господдержкой. Страховые компании, не вступившие в члены НСА, с 1 января 2016 г. не имеют права заключать договоры агрострахования с господдержкой. В настоящее время ведётся деятельность по разработке единых правил агрострахования с господдержкой.
По данным НСА в конце 2015 г. страхование сельскохозяйственных рисков осуществляли 45 страховых организаций, однако только 23 страховщика заключали договоры страхования с государственным субсидированием (для сравнения: в предыдущем году работали 63 и 43 компании соответственно). Можно говорить о том, что с рынка уходят незаинтересованные страховые компании, также это обусловлено повышением контроля Банка России над деятельностью страховых организаций. В таблице 1 представлены статистические данные о сельскохозяйственном страховании за 2013-2016 гг.
Таблица 1. Показатели сельскохозяйственного страхования, в млн. р.
По данным таблицы видно падение объёма рынка сельскохозяйственного страхования, в том числе и с субсидированием, обусловленное сокращением количества страховых компаний, отказавшихся от страхования сельского хозяйства, а также переходом централизованной системе агрострахования.
В таблице 2 отражена степень применения сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой как инструмента управления риском. За 2013-2014 гг. отмечается положительная динамика страхования как в растениеводстве, так и в животноводстве.
Таблица 2. Показатели рынка сельскохозяйственного страхования с господдержкой в областях растениеводства и животноводства
Несмотря на увеличение показателей страхования, как в абсолютном, так и в относительном выражении (удельный вес застрахованных культур и животных), в 2015 г. наблюдалось сокращение, обусловленное вышеуказанными причинами.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Можно выделить следующие проблемы в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой по субъектам отношений:
1) со стороны агростраховщиков – недоверие к сельскохозяйственным производителям, отсутствие стимулов к сельскохозяйственному страхованию, низкий уровень конкуренции, недостаточно широкая продуктовая линейка;
2) со стороны сельскохозяйственных производителей – низкий уровень страховой культуры и информированности о механизме государственной поддержки, сложность получения субсидий, недоступность страхования для малых форм хозяйствования в виду высокой стоимости;
3) со стороны государства – неразвитость правовой базы по защите интересов сельскохозяйственных производителей, сложная процедура оформления субсидий.
Естественно, приведённый список проблем не является исчерпывающим и государственным органам необходимо проводить дальнейшую работу по устранению недостатков в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. В неё входят такие направления, как совершенствование методик определения страховой стоимости, сумм возмещения, упрощение процедуры получения субсидий, эффективное распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на финансирование рассматриваемой формы поддержки, а также контроль над деятельностью страховых организаций и единого объединения агростраховщиков.
Список использованных источников
1. EU agriculture spending – focused on results. September 2015 [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://ec.europa.eu/agriculture.
2. Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста. Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции; Южный федеральный университет. – Ростов-на-дону: издательство Южного федерального университета, 2016. – 812 с.