Ключевые слова: физическая культура и спорт, стратегическое управление, стратегическое планирование, стратегия, Самарская область.

В современных социально-экономических условиях невозможно выстроить эффективную систему физической культуры и спорта без стратегического видения её развития в будущем, в основу которого должно быть положено не только определение перспективных направлений данной сферы, но и выбор оптимального пути её развития на основании анализа альтернативных возможностей, а также учета мнений экспертного сообщества, профессиональных спортсменов и общества в целом. Без стратегического видения развития сферы физической культуры и спорта – как и без государственного долгосрочного определения направлений её совершенствования – невозможно проведение эффективной государственной политики, одобряемой и поддерживаемой обществом, а также рациональное распределение ресурсов в данной сфере.

Стратегия представляет собой определение основных долгосрочных целей и задач, выработку направлений действий по их выполнению и распределения ресурсов, необходимых для их достижения [1]. В рамках государственного управления разработка стратегии относится к сфере стратегического управления, которое рассчитано на достижение долгосрочных целей и задач с минимальным использованием ресурсов, но максимальным эффектом и которое направлено на использование потенциальных возможностей и избежания перспективных угроз [2]. В основе стратегического управления лежит стратегическое планирование, которое представляет собой процесс создания долгосрочных программ и планов мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам) [3].

В настоящее время процесс стратегического планирования в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который определяет систему взаимодействия в процессе планирования на государственном и муниципальном уровнях, направления сотрудничества федеральных и региональных органов управления, а также координацию их действий при подготовке и реализации документов стратегического планирования. В настоящее время в Российской Федерации все сферы государственного управления вовлечены в процесс стратегического планирования с целью создания единой системы государственного стратегического управления; не стала исключением и такая важная сфера развития общества как физическая культура и спорт.

В физической культуре и спорте стратегическое планирование имеет ряд специфических черт, связанных с особенностями данной сферы. Первая из них связана с анализом информации касательно уровня развития физической культуры и спорта в стране, в рамках которого учитываются не только показатели развития отдельных отраслей данной сферы (физкультурно-спортивное образование, инвалидный и детско-юношеском спорт, профессиональный спорт и т.п.), но и общественное мнение о ее развитии; итогом аналитического этапа стратегического планирования в сфере физкультуры и спорта выступают итоговые выводы не только об уровне развития данной сферы в государстве, но и о состоянии здоровья нации, на основании чего формируется заключение о наиболее проблемных вопросах, а также о наличии и недостатках стратегических ресурсов, способных изменить ситуацию в данной сфере в лучшую сторону. Вторая особенность заключается в том, что на этапе аналитической работы в рамках стратегического планирования основные тенденции развития физкультуры и спорта по динамике основных показателей сравниваются с аналогичными показателями зарубежных стран. На основании подобного сопоставления и комплексного анализа развития сферы физической культуры и спорта, а также с учетом мировых тенденций развития проводится подготовка и обоснование альтернативных вариантов развития рассматриваемой сферы. В настоящее время в качестве альтернативных вариантов наиболее адекватными считаются следующие: 1) стратегия стратегической поддержки (комплексная государственная поддержка профессионального и всех видов массового спорта, а также спортивной индустрии); 2) стратегия «разумной достаточности» (в рамках которой государство поддерживает лишь «необходимый минимум» сферы физической культуры и спорта, делая акцент на ее предполагаемом самофинансировании и саморегулировании; 3) стратегия селективной (выборочной) поддержки отдельных направлений физкультуры и спорта, в том числе, т.н. «национальных» видов спорта или перспективных направлений, которые в будущем могут обещать наилучшие результаты [4]. Выбор конкретной стратегии развития физической культуры и спорта осуществляется на основании стратегических приоритетов государства, а также его финансовых и организационных ресурсов.

В настоящее время в России выбран первый вариант из рассмотренных альтернатив. Он нашел свое документальное отражение в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», которая, в свою очередь, опирается на стратегические приоритеты российского государства, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России была определена одной из ведущих. Определение целей и задач развития сферы физической культуры и спорта в нашей стране в рамках разработки данной стратегии было сделано на основании анализа комплекса проблем, в котором ведущее место занимает ухудшение здоровье и физического развития населения Российской Федерации, низкий уровень развития детско-юношеского спорта и отсутствие эффективной системы подготовки спортивного резерва, а также усиление международной конкуренции в сфере т.н. «спорта высоких достижений». Исходя из необходимости эффективного решения данного комплекса проблем целью Стратегии определяется создание в Российской Федерации условий, которые способствовали бы а) ведению гражданами здорового образа жизни, и б) повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене. Для реализации данной цели определены основные направления развития сферы физической культуры и спорта на долгосрочную перспективу, а именно: формирование системы физкультурно-спортивного воспитания населения, пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, модернизация системы физического воспитания, совершенствование поддотовки спортсменов и спортивного резерва, системы обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, а также развитие инфраструктуры и финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта.

В Самарской области в направлении реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта в 2010 г. была утверждена и в настоящее время реализуется «Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года». В статье 1 данного документа подчеркивается социальный потенциал физической культуры и спорта, который необходимо использовать на благо региона, в том числе по той причине, что это «наименее затратные и наиболее эффективные средства морального и физического оздоровления жителей области». Целью Стратегии определено формирование на территории региона соответствующих условий, которые бы обеспечивали возможность для его населения «вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре». Для реализации поставленной цели в документе прописаны цели развития физической культуры и спорта на территории Самарской области, которые определяют основные направления государственной политики в данной сфере и в целом, соответствуют направлениям «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В Стратегии особо оговаривается, что важнейшим элементом современной системы физической культуры и спорта в рамках региона должны выступить инновационные направления развития инфраструктуры данной сферы. Реализация Стратегии осуществляется за счет средств федерального, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области, а также внебюджетных источников. В настоящее время в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года» в Самарской области реализуется государственная программ Самарской области «Развитие физической культуры и спорта Самарской области на 2014-2018 гг.», исполнителем которой выступает министерство спорта региона.

Таким образом, стратегическое управление сферой физической культуры и спорта в Самарской области осуществляется в соответствии с целями, задачами и основными направлениями государственной политики в данной сфере в Российской Федерации и реализуется из комплексного стратегического видения ее перспективного развития.

Список использованных источников

1. Киржнер, Л.А., Киенеко, Л.П. Менеджмент организаций [Текст] / Л.А. Киржнер, Л.П. Киенко. – М.: КНТ, 2009. – 688 с.
2. Калякина, И.М Стратегическое управление. Конспект лекций [Текст] / И.М. Калякина // Официальный сайт Южного федерального университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gimu.tti.sfedu.ru/ucheba/ umk_discpl/strateg/lek_strateg.pdf.
3. Смирнова, О.О. Стратегическое государственное планирование в России: учеб. пособие [Текст] / О.О. Смирнова. – М.: Издательство МНЭПУ, 2010. – 142 с.
4. Глазин, А.А, Кучковская, Н.В. Особенности стратегического планирования в деятельности спортивных организаций [Текст] / А.А. Глазин, Н.В. Кучковская // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – № 4 (18). – С. 115-122.