Ключевые слова: свобода совести, правовая категория, принцип, Конституция РФ, религия.

Недостаточная научная разработка такой правовой категории как «свобода совести» нашла отражение в действующем законодательстве России. Вследствие данной проблематики эта категория упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически находясь вне правового поля. Таким образом, законодательство, которое должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора, подменяется набором правовых норм, направленных на регулирование деятельности религиозных объединений.

Современное определение и сущностное содержание свободы совести как правовой категории, по мнению эксперта по вопросам категорий этических и нравственных категорий А. Бурьянова фактически искажено и определяется через другое довольно не определенное понятие как «свобода религии». Термин «религия» сегодня используется очень широко в науках и публицистике, но достаточно в очень узком смысле, заимствованном из теологии, который не всегда однозначен даже для верующих одной конфессии.

В юриспруденции недопустимо применение некорректных терминов, которые не имеют четких правовых критериев. Это побуждает появление ситуаций, заведомо создающих непреодолимые препятствия на пути реализации декларируемых принципов.[1]

Современные исследователи определяют понятие «совесть» как способность личности самостоятельно формулировать для себя этические ценности, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала каждого отдельного человека.

Свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни общества. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, а также к другим сферам общественной жизни.

Если рассматривать точку зрения философии, то совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, которые ограничиваются свободой моральных рамок поведения.

Свободу совести можно рассматривать с точки зрения двух аспектов. Первый определяется свободой морально-этических воззрений человека, другой же аспект свободы совести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему.[2]

Можно констатировать, что категория «свобода совести» соотносится со свободой вероисповедания как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никто не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.[3]

Как правовое понятие, свобода совести означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения правопорядка и законности. Сущность свободы совести сводится к наличию для человека законных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он считает необходимым в соответствии с его убеждениями, не противоречащими законным предписаниям.

В Конституции Российской Федерации в статье 28 установлено, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» Исходя из названной формулировки, получается, что на конституционном уровне свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней. Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельные понятия, каждое из которых должно иметь свое специфическое юридическое содержание. Однако продолжение названной статьи Конституции противоречит этому. И свобода совести, и свобода вероисповедания рассматриваются как единое понятие, включающее в себя: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии и ними». То есть, согласно правовому содержанию и смыслу статьи 28 свобода совести и вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт. Тогда исходя из этого было бы логичным в статье 28 вместо формулы «свобода совести, свобода вероисповедания» использовать формулировку «свобода совести и вероисповедания», либо с учетом ранее сказанного форму «свобода совести и религии».[4]

Такой вывод подтверждается и специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. В подготовленных ими Комментариях к Конституции РФ, категория «свобода вероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывном единстве как одно понятие и единый правовой институт.[5] Чтобы внести ясность и определенность в этот вопрос предлагает вместо термина «свобода совести и вероисповедания», использовать в законодательстве более нейтральное, по его мнению правоведов, понятие «свобода мировоззрения». Главным достоинством предлагаемого института будет переход от дуализма к плюралистическому пониманию этой категории.

Как отмечает правовед А.С. Лавинюков, анализируя свободу совести, данное право трактуется только с позиции государственно-церковных отношений, а рационально — интеллектуальная сфера, которая имеет в своем содержании мысли и убеждения, остаются за рамками законодательства. Он предлагает рассматривать свободу совести как совокупность структурных взаимосвязанных элементов, характеризующих религиозную и атеистическую деятельность. В качестве одного из элементов предлагается равенство перед законом независимо от отношения к религии.

Таким образом в действующем законодательстве наблюдается неопределенность терминологической конституционной формулировки, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся в современном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При толковании законодатели и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. Следует еще раз отметить — «свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести».

Список использованных источников

1. К.Г. Гусаева: Свобода совести как правовая категория. Москва. 2004 г.
2. С.А. Авакьян. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 1999г
3. И.Н. Вишнякова. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М., 2000г
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
5. Л.А.Окуньков. Комментарии к Конституции РФ. М., 2001 г.