Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Техническое регулирование экономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза»

Аннотация. Главной целью интеграционного образования является развитие и укрепление экономических связей между государствами. Формирование общего рынка товаров, услуг и капитала является приоритетным направлением в таком интеграционном объединении, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, техническое регулирование, законодательство, экономика.

Евразийский экономический союз развивается в сложных условиях глобальной нестабильности и обострения геополитических угроз, связанных с антироссийскими настроениями на Западе и неутихающим конфликтом на Украине. Вследствие чего перспективным направлением для России является вектор на интеграцию с близлежащими странами азиатского региона, с которыми на протяжении долгих лет сохраняются дружественные отношения, в реализации находится множество совместных экономических, военно-технических, политических проектов, таких как ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, ТС и т.д. Преимущественно такими странами являются постсоветские государства, заручившиеся поддержкой России для поддержания и дальнейшего развития в положительной динамике всех важных областей развития для процветания государства. Наиболее перспективным проектом, который всё больше привлекает внимание потенциальных партнеров, является Евразийский экономический союз, основными принципами которого являются: добровольность интеграции принцип равенства, экономический прагматизм, невмешательство во внутренние дела друг друга, уважение суверенитета, неприкосновенность государственных границ. Главным в идеологии евразийства является укрепление экономических связей между бывшими республиками посредством осуществления согласованной денежно-кредитной политики, формирования единого рынка капитала, труда и обеспечения свободы передвижения [1].

В сложной, динамично развивающейся системе интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве можно условно выделить два уровня: двустороннее сотрудничество между государствами и многосторонние интеграционные проекты. В качестве первого уровня можно выделить пример взаимодействия двух государств, в виде тесного сотрудничества и заключения соглашений на взаимовыгодных условиях. В качестве примера для второго уровня рассматривается ЕАЭС, объединивший, в настоящее время, пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Евразийская интеграция содействует развитию экономик не только стран-участниц объединения, но также вступает во взаимодействие с другими перспективными интеграционными проектами, такими, как Экономический пояс Шелкового пути, выдвинутый Китаем. Стратегическая концепция Экономического пояса заключается в удовлетворении потребности Китая во внутренней экономической трансформации, а с другой стороны, — удовлетворить экономические потребности стран Евразии, находящихся вдоль «Шелкового пути». Инициатива по созданию «Шелкового пути» была выдвинута с учетом принципа взаимного дополнения экономик, с учетом различий, всех существующих недостатков в инфраструктуре между Китаем и соседними странами [3].

Несомненно, что реализация такого интеграционного проекта, как ЕАЭС очень перспективна, несмотря на трудности становления. Развиваясь с каждым годом, такое объединение становится все более конкурентоспособным и экономически привлекательным для других государств.

Территориальная целостность является одним из главных составляющих успешного развития общего рынка товаров и услуг, позволяя осуществлять множество законотворческих проектов направленных на улучшение норм таможенного урегулирования и упрощения передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала по всей территории Союза. Для России это является немаловажным фактором при проведении политики импортозамещения, тем самым расширяются перспективы для развития рынка товаров и услуг, поступающих из стран-участниц Союза и соответственно, получает развитие здоровая конкуренция. При введении санкций в отношении России позиция стран-участниц была четко поставлена и ориентирована на то, что государства не вступают в альянс с Россией, не принимают на себя введенные для России санкции и не готовы подвергать риску свои рыночные отношения с западными странами, теряя при этом денежные средства в больших размерах. Таким образом, на рынке товаров в России появилось множество товаров, привезенных из стран-участниц ЕАЭС, но по факту первоначальным пунктом отправления их были страны Запада, что в корне противоречит политике импортозамещения с помощью развития рынка товаров стран-участниц ЕАЭС.

Таким образом, для защиты внутреннего рынка на территории ЕАЭС вводятся системы технического регулирования экономической деятельности, инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и разрабатываются методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, приведенные в соответствие с нормами ВТО. Государства-члены ВТО могут вводить и применять меры государственного регулирования, необходимые для защиты общественной морали, поддержания общественного порядка, защиты жизни и здоровья людей, животных или растений.

Основу технического регулирования составляет правовая нормативная база, регулирующая отношения в области установления, применения, исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [2].

Правовую основу технического регулирования составляют соглашения ВТО, ЕврАзЭС, ТС и нормы национального законодательства. Договорно-правовая основа технического регулирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС представлена рядом соглашений, в числе которых Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования и Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В договорно-правовую базу входят также решения, принятые Евразийской экономической комиссией, которые подлежат непосредственному применению на территориях заключивших договор государств. В каждом государстве функционирует закон о техническом регулировании на уровне национального законодательства, что приводит к возникновению споров при определении несоответствий при сопоставлении нормативных положений технического регулирования на уровне международных договоров и на уровне национального законодательства.

Таким образом, законодатель разработал наднациональные правовые положения, которые изложены в Договоре о Евразийском экономическом союзе и Таможенном кодексе Таможенного союза. Следует отметить, что многие положения Закона о техническом регулировании всё же применимы, но при условии, что они не противоречат соглашениям и актам Таможенного союза и ЕврАзЭС. То есть, при возникновении спора, разрешение которого невозможно ввиду отсутствия правовой нормы технического регулирования экономической деятельности на наднациональном уровне посредством соглашений Таможенного союза и Таможенного кодекса Таможенного союза, в силу вступает правовая норма из Закона о техническом регулировании национального законодательства. Так, сохраняется национальное регулирование: национальных стандартов и стандартов организаций; государственного контроля и надзора в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов; национальных аспектов развития и поддержания системы сертификатов, оценки соответствия и деклараций соответствия, национальных аспектов развития и поддержания системы органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров и др.

Следовательно, унификация всех стандартов и гармонизация законодательства стран-участниц в области технического регулирования и приведение их в соответствие с международными договорами упростят передвижение товаров и услуг по всей территории ЕАЭС, приведут к сокращению недобросовестной конкуренции и улучшению качества жизни общества, сокращению импорта товаров из третьих стран несоответствующего качества и росту экспорта из стран-участниц ЕАЭС.

Основу технического регулирования экономической деятельности составляют:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

• лицензирование;
• аккредитация;
• технические регламенты;
• стандартизация;
• подтверждение соответствия;
• наднациональные санитарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные нормы.

В каждом государстве, участвующем в интеграционном объединении, сформированы разные институты технического регулирования. Так, в Российской Федерации имеется институциональная основа технического регулирования, она представлена в виде органов и организаций, реализующих различные функции в данной области. К таким организациям относятся Минпромторг России, Росстандарт, Минэкономразвития России, Росаккредитация, Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции и др.

Для улучшения работы механизма технического регулирования следует развивать законодательные нормы в сфере технического регулирования на наднациональном уровне с помощью создания единых институтов оценки качества и соответствия производимых и импортируемых товаров и услуг по всей территории Евразийского экономического союза.

В условиях экономической интеграции разработка единых стандартов для всех участников интеграционного объединения приведет к сокращению импорта товаров и положительному развитию программы импортозамещения, сделав товары и услуги, произведенные на территории ЕАЭС, конкурентоспособными на мировом рынке. Наличие единых стандартов также послужит в качестве антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка и дальнейшего его положительного развития.

Список использованных источников

1. АПРК (Архив Президента Республики Казахстан). Ф. 7. Оп. 1. Д. 372.
2. Ершова И.В. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, ЕврАзЭС и ТС. Монография. М.: Инфра-М, 2015.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014.) (ред. От 08.05.2015) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения 10.10.2016)
4. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009. N 17 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHPLUS=Таможенный%20кодекс%20таможенного%20союза&SRD=true&req=home#doc/LAW/186310/4294967295/0 (дата обращения 08.10.2016)
5. ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] URL:Евразийский научный форум 2016 года
6. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHPLUS=Таможеный%20кодекс%20таможенного%20союза&SRD=true&req=home#doc/LAW/196382/0/1480340356277 (дата обращения 03.10.2016)
7. Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза // Сборник тезисов
2-ой Международной конференции «Евразийский вызов». СПб.: Сев.- Зап. Ин-т упр. – фил. РАНХиГС., 2015.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3143

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке