Ключевые слова: СССР, внедрение, технологии, разработка, научно-технический прогресс.
Существует мнение, что одним из факторов развала СССР является несовершенство экономической системы. Очевидно, что одной из важнейших составляющих экономического роста является производительность труда, возрастающая с НТП.
Цель данной работы – изучить основные предпосылки технологического отставания СССР и возможные причины его появления. На конкретном примере какой-либо технологии рассмотреть проблемы, перед которыми столкнулось взаимоотношение между наукой и производством.
Уже 19 января 1982 года в США прошла конференция КОКОМ (комитет по экспортному контролю), в которой был утвержден список определенных мер, согласно которым вся производимая техника и стратегически важные технологии, произведенные в странах «Западного блока» (к ним относились США, Япония, основные страны Западной Европы) были запрещены к ввозу в СССР. [1]
Будет уместно упомянуть, что определенные пути поставок существовали (нарушение, выявленное КОКОМ в отношении поставок компании Toshiba в СССР периода 1982-1984 годов), но они, очевидно, были предназначены определенным высшим кругам, а также предприятиям военной направленности. Ситуация же в гражданской сфере НТП, включая направления как непосредственно научные (НИОКР), так и образовательные, оставляла желать лучшего. [2] Ощущалась острая нехватка программного и аппаратного обеспечения не только среди студентов, но и среди преподавательского состава и, как следствие неподготовленность кадров к работе на более продвинутых ЭВМ непосредственно на предприятии.
Разумеется, мы не берем во внимание отечественные разработки, речь о которых пойдет ниже. Наличие таких разработок бесспорно, но все они определялись недостатком и недоступностью необходимого аппаратного обеспечения, что делало их скорее прорывами в абстрактно-теоретическом плане, но невозможными для внедрения на практике.
Конкретным примером одного из таких смелых и успешных прототипов является первая советская САПР для легкой промышленности. САПР – это система автоматического проектирования раскладок. Внедрение подобной технологии могло бы обеспечить существенный рост производительности труда и укрепление сектора легкой промышленности в целом. Модель презентовали на ВДНХ, где она приняла участие в выставке и была награждена «Золотой медалью», поскольку превосходила все известные в мире программы. [3]
Несмотря на то, что САПР обладала всеми необходимыми качествами, чтобы удовлетворить требования того времени, она не получила широкого распространения в СССР. Основным препятствием для этого послужило малое распространение системы, на которой разрабатывалось данное ПО – АРМ СМ-4. Эта система выделялась из фонда в количестве 1-2 штуки на всю легкую промышленность. Из-за подобного разрыва между наукой и непосредственно производством целый сектор государственной экономики оказался без необходимой поддержки передовой технологией.
В 1985 году утвержден 41-м собранием СЭВ документ – «Комплексная программа научнотехнического прогресса стран—членов СЭВ до 2000 года», позволяющий определить пути становления, способы взаимодействия стран-участниц СЭВ в сфере усовершенствования научно-технического прогресса. [4]
Основным направлением реализации проекта – взаимодействие участников СЭВ по введению и применению последних разработок научно-технического прогресса.
Все силы стран сосредотачиваются на взаимодействии по следующим главным сферам:
- Внедрение электроники в промышленность
- Автоматизация всех основных направлений хозяйственно-промышленной деятельности
- Внедрение атомной энергетики
- Новейшие способы производства благ, становление биотехнологии.
Предполагалось, что нововведения поспособствуют развитию научно-технического уровня участников СЭВ посредством их взаимодействия и сотрудничества в распределении труда. Его реализация базируется на подпрограммах соучастия, системе взаимоотношений, влияющих на весь цикл «наукатехника-производство-сбыт»
Внедрение данной программы должно было помочь закрепить позиции всемирного отношения к социализму. Однако, в результате практических исследований, выяснилось, что около 1/3 проекта не соответствовало мировым требованиям развития научно-технического прогресса, и даже на своем первоначальном этапе программа не могла существенно поднять его на новый уровень. [5]
Период, охватывающий 1985–1991 года, характеризуется кардинальными изменениями в научно-технической сфере, когда стали намечаться преобразования в концепции организации интеллектуального труда, механизме принятия решений в сфере научно-технической политики, управлении научно-техническим комплексом в сторону децентрализации, появились зачатки рыночных отношений в сфере науки и техники. Неудача начальной попытки осуществления нового этапа модернизации – перестройки, управленческий кризис стали одной из причин распада СССР. Вместо преобразования прежней системы организации и управления научно техническим комплексом, произошла его дезорганизация, деиндустриализация, что обусловило невозможность осуществления научно-технической политики, ориентированной на создание производственного и научного потенциала. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к 80-м годам, когда экстенсивная модель социально-экономического развития себя исчерпала и не могла обеспечить столь необходимого стране технологического прорыва, в результате допущенных просчётов, неверно выбранных приоритетов в сфере науки и техники, начинается отставание СССР от ведущих зарубежных стран по ряду направлений научно-технического развития. Попытки перехода к экономике высшей организации и эффективности закончились неудачей, стали одним из факторов, ускоривших распад СССР и смену модели общественного развития. [6]
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
На наш взгляд, существуют несколько основных проблемных моментов, из совокупности которых вытекает отставание СССР в технологическом плане. Во-первых, это слишком долгая и неоптимальная организационная цепочка внедрения технологических новинок. Внедрение в производство технических новшеств, могущих положительно повлиять на экономические факторы, а также наладка технологий – это сложный и комплексный процесс, затрагивающий многие аспекты как всей отрасли, так и конкретных предприятий. Эта связь между выделением грантов на исследование, дальнейшей разработкой технологии и конкретным применением в производственных сферах оказалась слишком громоздкой и неэффективной.
С мировым ускорением НТП возникла совершенно очевидная необходимость в быстром внедрении инновационных технологий в производство и последующая замена и доработка этих технологий. Вследствие того, что в СССР подобный процесс занимал достаточно долгое время, предприятия и целые отрасли лишились возможности применять передовую научную мысль на производстве, что сыграло свою роль и в последующем развале страны.
Во-вторых, важнейшим тормозящим фактором оказалось несоответствие между развитием программного и аппаратного обеспечения. В СССР имелись передовые разработки как первого, так и второго, но они существовали в недостаточных количествах, из-за чего получить доступ к их использованию имела лишь малая часть научного общества, что, разумеется, замедляло разработку новейших усовершенствованных технологий.
Максимальное применение производственных мощностей на заводах преподносилось как особое преимущество социализма. В таких условиях становится невозможным проводить эксперименты по созданию новой продукции или технологических процессов, так как для этого необходимы резервные мощности и специальные экспериментальные участки. Не случайно экспериментальная база в СССР всегда была крайне слаба. Цели, связанные с НТП, явно отступали перед целями и задачами по выполнению и перевыполнению производственных планов. Подсчитано, что средняя продолжительность научно-производственного цикла в СССР составляла в 70-х годах 17,5 года, в то время как в США — 6—8 лет при снижении к концу этого десятилетия до 4—5 лет. Фактические сроки освоения новой техники в производстве достигали в СССР 6—8 лет, в США 2 лет. В целом же НТП в СССР носил в значительной мере имитационный характер, поскольку практически задавался не рыночным платежеспособным спросом в соответствии с реальными общественными потребностями, а техническим прогрессом, идущим на Западе, и прежде всего в США. Задача была проста — не отстать, взять у Запада все, что только можно, и сконцентрировать собственный научно-технический потенциал на приоритетных направлениях. Главным приоритетным направлением был ВПК. Такой характер НТП уже по определению обрекал СССР на отставание. [7]
В результате, ввиду замедленного НТП и долгого внедрения технологических решений, мы имеем ситуацию, в которой СССР пытается постоянно догнать в технологическом плане западные страны. В результате санкций и лишения возможности заимствования уже существующего аппаратного и программного обеспечения, встает необходимость идти по собственному пути, натыкаясь на уже однажды пройденные ошибки США. [8]
Такое технологическое отставание неизбежно ведет к экономическому отставанию из-за разницы в производительности труда. Иными словами, в итоге СССР приходилось тратить больше ресурсов, чем США для достижения схожих целей, что не могло не сказаться на политической ситуации в обществе.
Список использованных источников
1. Компания Нанософт. Пристрастные заметки о русских разработчиках САПР [Электронный ресурс] // https://habrahabr.ru: Хабрахабр: научно-популярный портал. 2014. 22 августа. URL: https://habrahabr.ru/company/nanosoft/blog/234221/ (дата обращения: 02.10.2017); [1]
2. Кудров В.М. Мировая экономика. 14.1. Наследство бывшего СССР. [Электронный ресурс] // http://bugabooks.com: БугаБукс: информационно-справочный портал. URL: http://bugabooks.com/book/435-mirovaya-yekonomika/70-141-nasledstvo-byvshego-sssr.html (дата обращения: 03.10.2017); [2], [8]
3. История развития САПР [Электронный ресурс] // http://seniga.ru: Справочник проектировщика: информационно-справочный портал. URL: http://seniga.ru/index.php/stat/201-2010-12-30-09-31-35.html (дата обращения: 02.10.2017); [3]
4. Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г [Электронный ресурс] // http://www.ekoslovar.ru: Экономический словарь: справочный портал. URL: http://www.ekoslovar.ru/151.html (дата обращения: 05.10.2017); [4]
5. Внешняя политика СССР в 70-80 гг. [Электронный ресурс] // http://www.grandars.ru: Энциклопедия экономиста: справочно-информационный портал. URL: http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/vneshnyaya-politika-sssr-v-70-e.html (дата обращения: 04.10.2017); [5]
6. Калинов В.В. Государственная научно-техническая политика СССР и Российской Федерации (1985-2011 гг.) [Электронный ресурс] // http://www.ceninauku.ru/: Центр научных изысканий. URL: http://www.ceninauku.ru/page_29211.htm (дата обращения: 06.10.2017); [6]
7. Наследство бывшего СССР [Электронный ресурс] // https://economics.studio/: Электронная библиотека. URL: https://economics.studio/mirovaya-ekonomika/141-nasledstvo-byivshego.html (дата обращения: 06.10.2017); [7]