Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Технология оценивания достижений студентов в условиях реализации проектного управления профессиональным развитием»

Аннотация: в статье представлены результаты анализа исследований по вопросам оценивания педагогической деятельности и эффективности педагогического процесса в условиях вуза; раскрывается место и роль студента в системе оценивания; рассматриваются основные позиции технологии проектного оценивания достижений студентов.

Ключевые слова: профессиональное развитие, система оценивания, проектно-целевое управление профессиональным развитием, образовательный проект, проектное оценивание.

Проблема оценки качества профессиональной подготовки студентов является одной из актуальных проблем педагогики и психологии высшей школы и актуальных задач образовательной деятельности вуза. Актуальность данной проблемы обусловлена объективной необходимостью поиска и внедрения качественно нового подхода к организации образовательного процесса в вузе. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, как инструменте эффективной реализации государственной образовательной политики, отмечается целесообразность обновления системы образования, заключающегося в создании условий и возможностей «для личностного и профессионального развития при гарантии их качества» [1, с. 4.].

Подходом, который обеспечит «формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки» [Там же, с. 6.], выступает проектно-целевой подход. Проектно-целевой подход позволяет в полной мере использовать возможности проектного управления при решении не только вопросов комплексной модернизации образования, внедрения проектного обучения [Там же, с. 9], но и вопросов личностного и профессионального развития субъектов образовательного процесса и, соответственно, результативности деятельности и преподавателей и студентов.

Система оценивания в вузе включает подсистему оценивания деятельности преподавателя вуза [Бардовская К.В., Васильева Е.Ю., Захаревич В. Г., Кадамцева Г.Г., Кузнецова Л.Г., Нуждин В.Н., Обуховец В.А., Титова Е.В., Третьякова Н.В., Худжина М.В., и др.] и подсистему оценивания эффективности педагогического процесса. и в аспекте оценивания эффективности педагогического процесса [Алехина Н.В., Анохина С.Ю., Зильберштейн Э.В., Ковальчук В.Я., Краснова Т. И., Пустовойтов Ю.Л., Ширшова И.А. и др.].

Рассматривая особенности оценки деятельности преподавателя и деятельности студента как самостоятельных, независимых сторон образовательного процесса, авторы обращаются и к аспектам их взаимодействия. В частности, предлагается методика оценки деятельности преподавателя, рассчитанная на выявление ее качества посредством самодиагностики структуры инновационной позиции преподавателя университета и взаимосвязи продуктивности инновационной позиции преподавателя и уровня творческой готовности студентов к профессиональной деятельности, удовлетворяющей требованиям качества [2, с. 31]. Однако основной акцент в работах делается на оценке качества деятельности преподавателя в контексте соответствия формальным требованиям и владения технологиями контрольно-оценочной деятельности. Само же оценивание рассматривается средством управленческого воздействия, стимулирующим мотивацию преподавателя к педагогической деятельности и повышающим эффективность профессионального обучения. Таким образом, система оценивания педагогической деятельности преподавателя и система оценивания достижений студента строятся по одному принципу – принципу соподчинения «управляющий-управляемый».

Анализ литературы и исследований по проблеме оценивания достижений студентов свидетельствует о том, что, во-первых, отсутствие в работах четкого понятия «оценивание достижений студентов» приводит к смешению его с такими понятиями, как «оценивание учебных достижений», «оценивание качества подготовки» и «оценивание профессиональной подготовленности».

Во-вторых, проблема оценивания достижений студентов активно исследуется в области дидактики высшей школы. Объектом дидактических исследований выступают технологии (балльнорейтинговая, модульно-рейтинговая, кредитно-рейтинговая и др.) и формы (традиционные зачет и экзамен, портфолио, открытая защита студентом собственной деятельности) оценивания учебных достижений студентов. Кроме количественного оценивания учебных достижений предлагается «переходить на безотметочную систему обучения; ненормативную систему оценивания; систему качественного оценивания, фиксирующую успешность выполнения студентом той или иной работы, эффективность затраченных студентом усилий, степень его продвижения» [3, с. 56]. Предлагая эти направления совершенствования системы оценивания, В.Я. Ковальчук, как и многие другие исследователи проблем дидактики высшей школы, именно рейтинговую технологию оценивания считает наиболее отвечающей новым его формам. Однако какую бы систему оценивания достижений мы не избрали, конечный итог один: перевод рейтинга в аттестационную оценку (зачтено, неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично), то есть возвращение к балльной системе. Может быть поэтому разных видов рейтинговая технология и любые другие технологии остаются на бумаге как результат научнометодических изысканий исследователей и не приживаются в реальной образовательной практике вузов. Как справедливо, на наш взгляд, отмечает Ю.Л. Пустовойтов, замена существующей балльной системы оценивания любой другой вряд ли сработает, так как «это проблема не только дидактическая, но и психологическая» [4]. Таким образом, одним из важных вопросов, решаемых дидактикой высшей школы, является вопрос совершенствования существующего в практике вуза и поиск нового инструментария объективной оценки учебных достижений студентов.

В-третьих, проведенный анализ различных подходов к оцениванию достижений студентов свидетельствует о поиске таких форм и технологий оценивания, которые способствовали бы не просто вовлечению студентов в процесс оценивания, а были бы ориентированы на их личностные достижения, позволяли бы студентам оставаться самими собой со своей индивидуальностью, реализовывать свою субъектность. Следует отметить, что разные авторы по-разному рассматривают место и роль студента в системе оценивания. В частности, с точки зрения С.Ю. Анохиной процедура оценивания качества профессиональной подготовки наряду со стандартизированной оценкой знаний и умений студента, полученной в результате текущих и итоговых испытаний и анализом мнений специалистов экспертов о качестве учебного процесса должна включать и самооценку студентом интересующего преподавателя параметра (курсив авторов статьи), полученную в ходе анкетирования [5, с. 191]. В то же время Н.В. Алехина и Э.В. Зильберштейн [6] считают необходимыми системные изменения образовательного процесса вуза, связанные с созданием аутентичной образовательной среды, а, соответственно, и аутентичного оценивания. Использование аутентичного оценивания авторы связывают с развитием рефлексии, самооценки и компетентности студентов в сфере саморегуляции и самоорганизации. Несмотря на заявленную тему работы, связанную с оцениванием деятельности студентов, создание аутентичной образовательной среды вуза рассматривается в контексте внедрения системы менеджмента качества в вузе. Развитие вуза несомненно связано с развитием форм и методов оценивания достижений студентов. Но если наиболее эффективным подходом для развития системы менеджмента качества в вузе может быть процессный подход, то для системы оценивания достижений студента в условиях реализации системы менеджмента качества, с нашей точки зрения, он таковым не является. В современных условиях развития высшего образования вряд ли решит проблему и «эффективное функционирование общероссийской независимой системы оценки качества образования и образовательных результатов, основанной на принципах профессионально-общественного участия», которое планируется на втором этапе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (2018-1010 годы) [7].

С кардинальным изменением содержания и технологий высшего образования, с изменением, в целом, модели обучения на всех уровнях высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура) и, соответственно, с изменением педагогической деятельности преподавателей и учебно-профессиональной деятельности студентов связано проектно-целевое управление профессиональным развитием студентов.

Профессиональное развитие студентов, с одной стороны, управляемо в смысле реализации преподавателем основной образовательной программы и самоуправляемо в смысле ответственности каждого студента за свое планирование и принятие решений в рамках этой программы. С другой стороны, профессиональное развитие, по своей сути, является индивидуально-профессиональным. Исходя из сущности и особенностей управляемости профессионального развития, технология оценивания достижений студентов предполагает понимание преподавателями того, к формированию какого индивидуального стиля готовится студент в процессе обучения, а студентами – необходимости максимальной самореализации и личной ответственности за выбор образовательного пути и за уровень собственного развития [8, с. 23]. Таким образом, проектное управление профессиональным развитием студента вносит свои коррективы и в технологию оценивания достижений студента, которая становится не просто технологией совместного оценивания преподавателем и студентом, а проектной технологией оценивания эффективности индивидуального образовательного проекта как полного цикла инновационной совместной деятельности студентов и преподавателей [9]. Совместная работа преподавателя и студента по построению индивидуальной образовательной траектории, способов и средств ее реализации в рамках образовательного проекта предполагает изменение функции преподавателя-руководителя на преподавателя фасилитатора. Проявляется это в становлении готовности преподавателя быть со-управляющим (со-руководителем), а студента – со-управляемым, а значит в самоопределении и взаимоопределении субъектов образовательного процесса.

Таким образом, проектное управление профессиональным развитием студентов позволяет превратить процесс оценивания результатов деятельности субъектов образования в инструмент развития их профессиональной компетентности. Для этого от преподавателя, реализующего проектный подход к управлению развитием студента, требуется, во-первых, осознание того, что профессиональноориентированное изменение базовых психологических структур личности студента, таких как ценностно-смысловая сфера, невозможно оценить в рамках используемых систем оценивания; во-вторых, принятия необходимости изменения отношения к компетенциям, заложенным в ФГОС, с целевого (результативного) ориентира собственной деятельности на содержательный ориентир совместной со студентом разработки образовательного проекта.

Список использованных источников

1. КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 29.10.2017).
2. Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. – 2008. — № 1. – С. 22-32.
3. Ковальчук В.Я. Новые формы оценивания учебных достижений у студентов // Перспективы науки и образования. — 2014. — №4 (10). – С. 56-57.
4. Пустовойтов, Ю.Л. Оценивание учащихся высшей школы по непрофильным дисциплинам: проблемы, критерии, подходы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11695 (дата обращения: 29.09.2017).
5. Анохина С.Ю. Оценивание качества профессиональной подготовки выпускников: новая педагогическая парадигма // Вестник Пермского университета. История. – 2005. – Вып. 5. – С. 190-193.
6. Алехина Н.В., Зильберштейн Э.В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества // Успехи современного естествознания. – 2010. — № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://natural- sciences.ru/ru/article/view?id=7575 (дата обращения: 03.11.2017).
7. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы [Текст]: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 (ред. от 09.09.2017) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru
8. Исаева Н.И. Проектирование развития личности в условиях высшего образования как педагогическая технология // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 8 февраля 2017 г.). – Белгород: ИПК БГИИК, 2017. – Т.5. – С. 22-25.
9. Исаева Н.И., Маматова С.И. Теоретические основы моделирования проектно-целевого управления развитием профессиональной компетентности студентов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. — № 11. – С. 79-82.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

851

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке