Ключевые слова: рассказ, очерк, природа, И.С. Соколов-Микитов, путешествие, экология, мать-земля.
Тема природы развивалась русским советским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым ещё в ранний период его творчества, когда он писал о Первой мировой войне, о своем детстве, о послереволюционной деревне, то есть в 1920-е годы. Затем он много путешествовал, и предметом изображения становились силы природы, морская стихия и красоты других стран. Однако в процессе изучения его творческого наследия целиком мы приходим к выводу, что концепция природы у И.С. Соколова-Микитова неотделима от вопросов русского национального характера, темы родной земли и автобиографических текстов-воспоминаний о жизни в средней полосе России [см.: 1; 2; 3].
Именно природу среднерусской полосы считает Соколов-Микитов самым красивым, что видел в жизни. Поэтому в рамках означенной темы рассматриваются рассказы и очерки Соколова-Микитова о России.
Интерес читателя первой половины XX века к прозе Соколова-Микитова объясняется исследователями так: «Его добрый, самобытный талант сразу же полюбился читателям, увидевшим в молодом авторе тонкого художника, глубоко чувствующего родную природу, хорошо понимающего душу своего народа» [1, с. 73].
В 1930-1950 годы значительную часть наследия Соколова-Микитова составляют путевые очерки, изданные по результатам его путешествий по Советскому Союзу. Это циклы «У синего моря», «По горам и лесам», «Белые берега» и другие. Суть этих очерков принято видеть в «соцзаказе»: необходимо было путешествовать по стране и описывать нововведения и преобразования. Писатель восторженно отзывается о вмешательстве человека в природные механизмы на пути к прогрессу и провозглашает торжество человечества над стихией: «…огонь, ветер, вода — служат службу свою человеку» [5, т. 3, с. 578] («В горах Тянь-Шаня»). В очерке «На преображенной земле» встречаем трактовку людей прошлого как живших «под властью земли» [5, т. 3, с. 262].
Другой полюс воззрений Соколова-Микитова на природу в северной экспедиции, после которой писатель создал книгу «Белые берега». В повествовании упоминается дневник рассказчика, в котором на подходе к бухте Тихой появляется запись: «Я смотрю на эту окружающую нас пустыню и… отчетливее видится, что именно такой – мертвой и белой – была Земля в свой ледниковый период и такою же, наверное, будет, когда застынет, умрет наша планета» [5, т. 2, с. 183]. Осознание недолговечности, эфемерности всего живого контрастирует с суровым характером русских исследователей севера, однако именно эта мысль обуславливает авторскую концепцию природопользования. В целом проблема получила название «человек и земля» [термин В. Чернышева – авт.], в результате авторской работы над ней и появился «особый жанр социально-географического, экологического повествования, порожденный эпохой» [6, с. 581]. Несмотря на модернизацию, стилю своему писатель не изменяет, и в итоге имеем художественно ценные тексты, одновременно урбанистические и по-народному лирические.
Второй блок, который необходимо рассмотреть – это так называемые охотничьи рассказы Соколова-Микитова, анализ которых строится на текстах зрелого периода писателя, примерно в рамках 1940-1970 годов. Во-первых, это рассказы, построенные на воспоминаниях из детства, когда отец брал будущего писателя на охоту, и гармонично уживались в его сознании восхищение природой, интерес ко всему живому и в то же время следопытство, азарт, покорение живой природы. Сюда относится, например, программный рассказ «На теплой земле». Во-вторых, это описание богатого опыта взрослого человека с ружьем, который изучил родную природу, преподносит читателю энциклопедическую информацию о растениях, животных, приемах охоты – и все это простым, близким к народному языку.
Через все тексты этого блока проходит образ матери-земли. Исследователи отмечают закономерность описания Соколовым-Микитовым такого явления как передача силы земли человеку через их соприкосновение. Приведем монолог лирического героя из рассказа «На теплой земле»: «Помню, один бродил я в лесу среди пахучей листвы, пропускавшей золотые лучи летнего солнца. Счастье хлынуло мне в душу. Я упал на землю и обнял ее, припал к ней грудью, лицом. Я поливал ее слезами, чувствовал ее запах – сырой, прохладный, давно знакомый мне материнский родной запах земли…» [5, т. 1, с. 219]. Этот отрывок характеризует мажорное мироощущение, свойственное людям из народа. Образы природы, поля, земли олицетворяются, весна у Соколова-Микитова «хмельная, в зипунке нараспашку» ходит по лугам [5, т. 1, с. 364].
В творчестве Соколова-Микитова присутствует целая галерея персонажей-охотников, неотделимых от природы, зачастую сливающихся в авторском сознании с духами леса, воды и т.д., например, в их речи или портретных характеристиках. В рассказе «Глушаки» кочановские охотники – настолько едины с природой, что лес, в который они вышли на охоту, «накрыл их просто и невидно, как свою родню» [1, с. 89].
Портрет персонажей подчеркивает их близость к природе: основными портретными характеристиками охотников в рассказе «Глушаки» и в цикле «На речке Невестнице» в целом становятся дремучесть, лохматость, совпадающие с фольклорными образами лешего. В образе охотника Хотея проводится традиционная для творчества Соколова-Микитова параллель между человеком народным, простым и фольклорными персонажами: «Хотей сидел неподвижно, подобрав ноги, и черными косившими лесовыми глазками неотрывно глядел в огонь» [5, т. 1, с. 367].
С ранним приобщением к природе и охоте М. Смирнов связывает стиль охотничьих рассказов Соколова-Микитова: «Природа и охота не случайно занимают большое место в творчестве писателя. Еще мальчиком любил он бродить с ружьем по лесным угодьям Смоленщины, прислушиваться к таинственным шорохам леса, разбираться в запутанных следах лесных обитателей. Скупо, с присущим ему лаконизмом умеет он передать прелесть пробуждающегося весеннего леса, с доброй улыбкой бывалого следопыта рассказать о проделках хитрого зайчишки или повадках своей охотничьей собаки» [4, с. 111]. Ключевые характеристики стиля этого блока – миролюбивый тон человека с ружьем и лаконизм, емкость штриха.
Таким образом, с раннего детства и до поздних этапов своей писательской карьеры Соколов-Микитов чем больше познает природу, тем больше в его произведениях появляется признаков слияния героя с животным и растительным миром.
Произведение любого жанра, в какой бы период оно не было написано, объединяют сквозные мотивы: параллель «природа – семья», смешение народного языка и публицистики. Кроме того, Чернышев в сопроводительных материалах к третьему тому собрания сочинений Соколова-Микитова заметил, что даже его рассказы о родной природе – например, из цикла «На родной земле» – следует относить к жанру путешествия в широком смысле. «Это путешествие человека в глубины своей памяти, сохранившей дорогие образы мира, среди которого он вырос и жил» [6, с. 581]. Так природная тематика в творчестве Соколова-Микитова воплощается в концепте путешествия, семьи, познания окружающей среды и максимально доступного преподнесения этой информации читателю.
Список использованных источников
1. Бекбаева Н.Р. «Малая» проза И.С. Соколова-Микитова: проблематика и поэтика / Дисс. … канд. филол. н.: 10.01.01 – Русская литература. Тверь: ТвГУ, 2014. 182 с.
2. Бекбаева Н.Р. Мир природы в циклах И.С. Соколова-Микитова «Лесные картинки» и «От весны до весны» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 1. С. 282-286.
3. Бекбаева Н.Р. Творчество малых жанров И.С. Соколова-Микитова в контексте учебного материала // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 4. С. 110-114.
4. Смирнов М. Иван Сергеевич Соколов-Микитов: Предисловие // Соколов-Микитов И.С. От весны до весны: Рассказы. 4-е изд. Л.: Детская литература, 1975. 176 с.
5. Соколов-Микитов И.С. Собрание сочинений в 4-х т. [Текст] / сост. П. Ширмаков; примеч и подгот. текста М. Смирнова. Л.: Художественная литература, 1985–1987.
6. Чернышев В. Примечания // Соколов-Микитов, И.С. Собр. соч. в 4-х т. Л.: Художественная литература, 1985–1987. Т. 3. 1986. С. 577-589.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.