Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Территориальное общественное самоуправление как сторона общественного договора в вопросах муниципального развития и решения местных проблем»

Аннотация: в статье расмотрен опыт реализации инициатив, связанных с территориальным общественным самоуправлением в отдельных мцниципалитетах в контексте решения местных проблем.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, общественный договор, муниципальное развитие, стратегическое планирование.

Необходимость планирования социально-экономического развития на уровне муниципальных образований обусловлена наличием множества острых социально-экономических проблем на местном уровне. В связи с этим выстраивание равноправных партнерских отношений в системе «бизнес – местное самоуправление – население» становится основной задачей органов местного самоуправления при реализации принципов стратегического управления и развития.

При планировании мероприятий социально-экономического развития должны учитываться позиции и ожидания всех представителей муниципалитета, а это возможно только при широком вовлечении в обсуждение, разработку, принятие и реализацию стратегий, планов и программ развития представителей местного сообщества. В этом вопросе территориальное общественное самоуправление (ТОС), по мнению автора, может выступать стороной «общественного договора» или «социального контракта».

С точки зрения Д. Ю. Файкова «социальный контракт – это система ожиданий и обязательств, которые государство и граждане берут по отношению друг к другу» [12, c. 55]. К муниципальной части социального контракта Файков относит взаимоотношения между властью, населением, общественными организациями и объединениями, градообразующими предприятиями и иными силами внутри города [12, c. 56].

На практике «социальный контракт», или «общественный договор», внедрен в Вологде как «Идеология социального корпоративизма». В рамках такого городского партнерства «все стратегические решения по развитию города принимаются, решаются, а также и реализуются с участием горожан, бизнеса и сообщества» [16], а цели достигаются путем объединения ресурсов и интересов власти, бизнеса и городского сообщества.

В процессе осуществления своих полномочий ТОС выступает активным субъектом социального контракта, сотрудничая с администрациями города и района, коммерческими структурами, учреждениями образования и культуры, управляющими компаниями и другими субъектами социально-экономических отношений муниципального образования. Это сотрудничество выстраивается в рамках партнерских отношений и имеет множество позитивных примеров, а практики утверждают, что «ТОС – это универсальное социальное партнерство» [8].

С позиции Н. М. Филипповой предметом сотрудничества между ТОС и другими субъектами стратегического развития является обеспечение участия граждан в принятии и осуществлении решений. Стратегическим направлением деятельности ТОС, по ее мнению, является вовлечение населения в подготовку и обсуждение любого решения и плана действий, касающегося развития местного сообщества и территории [13].

На первом съезде ТОС России была презентована интересная практика взаимодействия и определения стратегического взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и ТОС: «На территории поселения работает пекарня. Активисты-общественники должны заключить договор с руководителем производства хлебобулочных изделий. В местах реализации хлеба в конкретном селе вешается объявление: «Один рубль с сайки хлеба идет на благоустройство этого села». Пекарю это будет служить рекламой, а тосовцам – поступлением денег на расчетный счет»[7]. Описанное сотрудничество способствует развитию малого бизнеса на территории поселения, повышению финансовой самостоятельности ТОС и развитию муниципалитета в целом.

Реализация государственной программы «Дальневосточное сообщество развивающихся поселений» позволила ТОС получить денежные средства и распределять их на социальное и экономическое развитие территорий муниципальных образований Хабаровского края. Одним из успешных примеров такой работы стало партнерство ТОС «Маяк» с индивидуальным предпринимателем М. Давыдовым, которое привело к расширению его производства, созданию новых рабочих мест. В настоящее время ТОС получает ежегодную поддержку от предпринимателя в виде денежных средств, пеноблоков, тротуарной и бордюрной плитки, которые используются для преображения села Лесопильного Бикинского района Хабаровского края [6].

В Калуге ТОС рассматривается как «активный помощник городской управы и депутатов, поскольку о жилищных, бытовых и прочих проблемах подъезда/дома/микрорайона могут знать лишь граждане, проживающие на этой территории»[1]. При таком подходе ТОС выступает, с одной стороны, наблюдателем и контролером за работой управляющих компаний, ТСЖ и подрядных организаций, а с другой – помощником и самым близким советником этих структур и местной администрации. В свою очередь Н. К. Максюта отмечает: «ТОСы – не противники, а реальные партнеры местной власти, приводят к формированию новых работающих механизмов сотрудничества и более конструктивным инициативам жителей»[10].

В Волгоградской области ТОС заключают «договоры о социальном партнерстве с местной администрацией, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, службы занятости, хозяйствующими субъектами, казачьими обществами» [5], а в некоторых районах этой области ТОС воспринимается как «скорая помощь» при решении главных вопросов жизнедеятельности территории [4]. Примером работы такой «скорой помощи» можно считать ситуацию, произошедшую зимой 2012 года, когда многие подсобные хозяйства села Малявка Ленинского муниципального района перестали справляться с нагрузкой по заготовке и обеспечению живности кормами. В этой ситуации ТОС «Стимул» осуществил заготовку и доставку сена в подворья жителей с получением определенных прав на мясо и молочную продукцию в будущем [2].

В Дзержинском городском округе Московской области ТОС доказали свою эффективность в решении вопросов местного значения, что привело к созданию муниципального учреждения «Угреша-Дзержинский», на постоянную работу в которое были приняты все председатели ТОС города, а учреждение стало центром поддержки активности жителей. Таким образом, управлением системой ТОС в городе и координацией проектов и инициатив на местном уровне стало заниматься специализированное учреждение с профессиональными кадрами [14, c. 11].

ТОС Краснодара на договорной основе выполняют отдельные функции местных администраций, связанные с благоустройством территорий и просветительской работой населения [11]. Подобная деятельность указывает на потенциал ТОС в качестве подрядчика при выполнении различных работ. Во многих муниципальных образованиях Кубани сложилась практика предоставления совместных отчетов перед населением глав, депутатов советов и руководителей ТОС [9].

В Вологде ТОС приняли на себя контрольные функции, в рамках которых жители контролируют все работы по ремонту дорог и благоустройству дворов, начиная от участия в разработке проектов, заканчивая контролем гарантийного содержания. Такая деятельность поддерживается главой города Вологды Е. Б. Шулеповым: «Ни один акт приёмки работ не подписывается без визы ТОСа. Я просто категорически запретил начальнику департамента принимать деньги к оплате, если там нет визы ТОСа» [15].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Общественный контроль ТОС за работой управляющих компаний и ТСЖ в Омске и Новосибирске, по предложению активистов ТОС, был трансформирован в создание «Знака доверия населения организации, управляющей объектами жилищного фонда» [14, c. 13]. Ходатайствовать об участии той или иной организации в конкурсе могут только ТОС, а в комиссию по определению победителей конкурса входят все председатели ТОС города. Вручение «знака доверия», по мнению мэра города Омска В. В. Двораковского, влияет на имидж управляющих организаций, что позволяет оставить на рынке оказания услуг только добросовестных бизнесменов [3].

Проведенное исследование показало, что ТОС выступает в качестве стороны общественного договора при решении муниципальных проблем и в вопросах муниципального развития как централизованный и организованный представитель общества. Во многих городах России ТОС стал полноправным и признанным участником социально-экономического развития.

Список использованных источников

1. Единый день ТОС // Офиц. сайт Городской Управы Калуги [Электронный ресурс]. URL: http://www.kaluga-gov.ru/статья/единый-деньтос_1996997230?language=en (дата обращения: 16.05.2016).
2. Заготовка кормов для ЛПХ // Территориальное общественное самоуправление Волгоградской области: официальный портал [Электронный ресурс]. URL: http://tosvo.volganet.ru/news/razvitie/2012/02/news_00002.html (дата обращения: 01.06.2016).
3. Знак доверия населения организации, управляющей объектами жилищного фонда в городе Омске // Оф. сайт администрации города Омска [Электронный ресурс]. URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/government/divisions/62/tos/sumbol-trust (дата обращения: 28.05.2016).
4. Калачев В. В. Десять вопросов о главном // Вестник Совета Федерации. М., 2014. № 4-5 (123-124). С. 147.
5. Максюта М. К. Дорогу осилит идущий. Становление ТОС в Волгоградской области // Вестник Совета Федерации. М., 2014. № 4–5 (123–124). С. 128.
6. «Маяк» укажет путь к успеху // Территориальное общественное самоуправление. Текущее состояние и примеры успешных практик из регионов России // Фонд
«Устойчивое развитие». М., 2014. С. 25.
7. Наши ТОСы на высоте // Сетевое издание «Крестьянская жизнь.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://krestyane34.ru/content/nashi-tosy-na-vysote.html (дата обращения: 16.05.2016).
8. Сафронов В. ТОС как проекция нашей жизни // Электронная газета «Репортер и время». [Электронный ресурс]. URL: http://reporter-dz.ru/gorod/viktor-sofronov-tos-kakproekciya-nashey-zhizni (дата обращения: 30.05.2016).
9. Сообща управлять своей территорией // Газета «Краснодарские известия» [Электронный ресурс]. URL: http://kigazeta.ru/news/policy/soobshcha… (дата обращения: 02.06.2016).
10. Территориальное общественное самоуправление. Текущее состояние и примеры успешных практик из регионов России // Фонд «Устойчивое развитие». М., 2014. С. 3.
11. ТОС в системе МСУ // Оф. сайт Форума лучших муниципальных практик [Электронный ресурс]. URL: http://forum.urc.ru/practice/tos-v-sisteme-msu (дата обращения: 28.05.2016).
12. Файков Д. Ю. Социальный контракт как инструмент стратегического развития муниципального образования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 4.
13. Филиппова Н. М. Развитие ТОС в системе местного самоуправления // Вестник. Муниципальная хроника 2013–2014. Уфа. С. 83. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asmo-rb.ru/materials/vestnik (дата обращения: 30.05.2016).
14. Шомина Е. С. Трансформация взаимодействия ТОС и местного самоуправления // Муниципальная Россия. 2010. № 4 (10). // Официальный портал публикаций НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: http://publications.hse.ru/articles/72157881 (дата обращения: 31.05.2016).
15. Шулепов Е. Б. Стенограмма учредительной конференции Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления. Здание Государственной думы. Малый зал. 29 января 2016 года. 12 часов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/050056054124050049050056.html (дата обращения: 02.06.2016).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1546

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке