Ключевые слова: торгово-экономическое сотрудничество, внешняя торговля, Российская Федерация, Китай.
На сегодняшний день в связи с непростой внешнеэкономической и политической ситуацией, сложившейся на международной арене, тема торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации является весьма актуальной.
В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из целевых ориентиров выступает конкурентоспособная на мировом уровне экономика. Также выделяются приоритетные направления внешнеэкономической политики, среди которых:
- содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
- рационализация импорта и его ориентация на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства;
усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностранных государств;
- развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки и другие.
Однако уже в течение нескольких лет РФ испытывает сложности в сфере внешней торговли, о чем наглядно свидетельствуют показатели товарооборота, приведенные в таблице 1.
Таблица 1. Внешняя торговля России за 2012–2015 г.
Так, если в 2012 году внешнеторговый оборот был равен почти 842 млрд долл. США, то к 2015 г. он сократился почти на 37,5%. Объемы экспорта уменьшились по сравнению с 2012 годом на 34,5%, а импорт почти на 42,5%. Если провести сравнение показателей 2015 года с 2014, то также можно наблюдать значительный спад: оборот сократился на 32,97%, экспорт на 31,01%, а импорт уменьшился на 36,37%, составив 182403,5 млн долл. США.
Можно выделить несколько стран и групп стран, с которыми Россия осуществляет активное торгово-экономическое сотрудничество уже на протяжении многих лет. Их доля в товарообороте с РФ стабильно растет либо практически не изменяется (таблица 2).
Одним из важнейших партнеров России является Китай, что подтверждают данные, приведенные в таблице 2, где также можно наблюдать устойчивую тенденцию роста доли товарооборота КНР в общем товарообороте России.
В настоящее время осуществляется активное торгово-экономическое сотрудничество РФ и КНР. Об этом можно судить, в том числе, исходя из статистики, приведенной на сайте Федеральной таможенной службы (таблица 3).
Таблица 2. Страны и группы стран, занимающие лидирующие позиции в товарообороте с Россией за 2012–2015 г.
Таблица 3. Товарооборот между Россией и Китаем 2012–2015 г
В 2015 году товарооборот между двумя государствами составил 63552,2 млн долл. США (более 12% от общего товарооборота РФ), из которых экспорт из России — 28 606,4 млн долл. США, а импорт — 34 945,8 млн долл. США.
Согласно данным показателям, а также в соответствии с диаграммой, представленной на рис. 1, наблюдаем устойчивую тенденцию превалирования импорта из Китая над экспортом из России, и, следовательно, сальдо внешнеторгового оборота с КНР для РФ отрицательное, что свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров на рынке КНР и выступает в качестве негативного фактора для развития экономики Российской Федерации.
Для наиболее полного представления торговых отношений между РФ и КНР необходимо рассмотреть товарную структуру экспорта и импорта.
Основными товарами, экспортируемыми в Китай, являются:
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
- топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные;
- древесина и изделия из нее; древесный уголь;
- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части;
- рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные и другое.
Основные товары, импортируемые в Россию:
- электрические машины и оборудование, их части
- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства
- обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали
- предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания
- пластмассы и изделия из них и другое.
Говоря о товарообороте России и Китая, хотелось бы затронуть товарную структуру экспорта и импорта со всеми страна- ми за 2015 год. Так экспорт России в 2015 году преимущественно составили минеральные продукты, топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них, а импорт: машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного).
Известно, что государством оказывается поддержка отечественного производителя, в частности, в области сельского хозяйства и автомобильной промышленности. В настоящее время существует официальная стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 года, а также реализуются государственные и региональные программы поддержки предпринимательства малого и среднего бизнеса.
Но здесь возникает противоречие. С одной стороны, государство стремится вывести на новый уровень сельское хозяйство и автомобильную промышленность, увеличить их конкурентоспособность, с другой стороны активно продолжает делать закупки данных видов продукции за рубежом.
В связи с этим, необходимо создать условия, способствующие недопущению чрезмерных поставок товаров из-за границы (с применением мер таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, запретов и ограничений), развивать контроль по перемещению товаров, в том числе из Китая.
Возвращаясь к торгово-экономическому сотрудничеству России и Китая необходимо отметить активное взаимодействие их таможенных служб в сфере правоохранения, информационного обмена, в области таможенного оформления и контроля, интеллектуальной собственности. Кроме того, в октябре 2015 года началось трехстороннее взаимодействие Россия — Китай — Казахстан. Так таможенные органы решают вопросы таможенного контроля, стремятся к созданию упрощенного порядка оформления документов на пунктах пропуска.
Необходимо отметить и взаимодействие ЕАЭС с Китаем. 8 мая 2015 года председателем КНР и президентом РФ подписано заявление о сотрудничестве в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века». Реализация концепции «Шелкового пути» не дублирует и не соперничает с механизмами Шанхайской организации сотрудничества и ЕАЭС. Можно сказать, что заявление о сотрудничестве в рамках данного проекта предполагает «сопряжение» строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути. То есть, мы можем говорить об отношениях, подразумевающих в отдаленной перспективе общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте.
Таким образом, Реализация инициативы о строительстве «экономического пояса Шелкового пути» поспособствует углублению сотрудничества России и Китая.
Подводя итог, необходимо отметить важность позиции Китая в товарообороте России. В 2014–2015 гг. значительно сократились объемы экспорта и импорта между данными странами. Однако это связано с осложненной внешнеэкономической и политической ситуацией, сложившейся на международной арене, падением курса рубля, вызванного снижением цен на нефть, санкционной политикой, проводимой в отношении РФ, а также ее ответными действиями.
Нужно сказать и о тенденции значительного превалирования импорта из Китая над российской экспортной продукцией. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо повысить уровень конкурентоспособности отечественных товаров, а также осуществлять контроль за импортной китайской продукцией, не допуская ее чрезмерных поставок в РФ.
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — ст. 5489.
2. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.customs.ru
3. Официальный сайт Министерства иностранных дел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/ru
4. Официальный сайт ЕАЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eaeunion.org/