Ключевые слова: товарная политика, товарная стратегия, ассортиментная политика, управление, стратегия, сбытовая политика, сбытовая деятельность.

В условиях радикальных изменений в экономике, связанных со становлением рынка, повышается роль предприятий как субъектов рыночных отношений.

Товарная политика – элемент маркетинговой деятельности предприятия, фирмы, компании, направленный на развитие ассортимента, создание новых товаров, изъятие из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшение упаковки товара, разработку выразительного товарного знака [1]. От грамотно разработанной товарной политики зависят как общеэкономические цели предприятия 1) приумножение доли рынка, на котором функционирует предприятие, 2) повышение его имиджа, 3) увеличение товарооборота, так и финансовые цели – 1) снижение затрат на производство и маркетинг, 2) увеличение прибыли, 3) уменьшение рисков [2].

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Предприятия, ориентирующиеся на внешний рынок, значительное внимание должны уделять организации товарного движения от производителя продукции к потребителю. Коммерческий успех пред-приятия во многом определяется тем, как удачно выбраны каналы реализации произведенных товаров, формы и методы сбыта или достаточным является ассортимент и уровень качества предоставляемых предприятием услуг, сопутствующих продаже продукции. Именно от того, насколько эффективно будет сформирована сбытовая деятельность предприятия зависит успех компании на рынке.

Актуальность товарной политики объясняется тем, что в условиях рыночной экономики грамотно составленная товарная политика залог эффективной работы предприятия.

Вопросы формирования товарной политики предприятия рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных ученых: Багиев Г.Л., Маслова Т.Д., Азоев Г.Л, Беляев В.И., Ноздрева Р.Б., Голубков Е.П., Котлер Ф., Романов А.Н., Левшин Ф.М., Парсяк В.Н.

По результатам анализа современной экономической литературы можно сделать вывод о том, что единого взгляда в определении понятия «товарная политика предприятия» не существует. Приведем основные направления в определении данного понятия (табл.1).

Таблица 1. Определение понятия «товарная политика предприятия»

Совокупность имеющихся взглядов на определение понятия «товарная политика предприятия» позволяет определить товарную политику как совокупность целей, задач и действий, осуществляемых руководством предприятия в отношении товара для достижения целей предприятия.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Составные элементы товарной политики организации определяются характеристиками товара. Составные элементы товарной политики предприятия представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Составные элементы товарной политики предприятия

Рис. 1. Составные элементы товарной политики предприятия

Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.

Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Большинство фирм производит и предлагает рынку несколько товаров (услуг). Совокупность этих товаров (услуг) принято называть в промышленности производственной программой или товарной номенклатурой фирмы.

В настоящее время сокращается количество фирм, у которых в «портфеле» имеется только один товарный вид. Это связанно с тем, что в условиях открытых рынков многие фирмы успешно осваивают одни и те же технологии производства. Складывается ситуация, когда несколько фирм предлагают потребителю одинаковое качество товара, и рентабельность их производства падает. Для однопродуктовых фирм это опасная ситуация – средства на развитие марок и их продвижения сокращаются. Теряется занимаемая позиция вплоть до ухода с рынка. По этой причине, в стратегическом аспекте, всегда должен вестись поиск возможных путей дифференциации и диверсификации.

Тем или иным способом необходимо определиться со стратегическими решениями по отношению к товарным группам или отдельным товарам, и это решение должно преобразовываться в конкретную товарную стратегию. По каждой отдельной группе разрабатывается своя товарная стратегия. Виды товарных стратегий представлены в таблице 2.

Таблица 2. Виды товарных стратегий в области товарной политики предприятий

Практический опыт показывает, что стратегия стандартного товара наиболее эффективна для крупных предприятий. В этом случае имеются реальные возможности снижения себестоимости за счет эффекта масштаба. Но на высококонкурентном рынке требуется повышенная гибкость, умение видоизменять товарные группы под изменяющиеся потребности.

Гибкость в условиях крупномасштабного производства крайне затруднительна. При этом подразумевается рост накладных затрат на переналадку производственных процессов, и неизбежно происходит удорожание товаров. Конкурентоспособность фирмы в данном случае будет обеспечиваться за счет более качественного удовлетворения потребности клиента, для которого ценовое преимущество не будет иметь решающего значения.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач, связанных c: оптимизацией структуры предлагаемых товаров вообще, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла; разработкой и внедрением на рынок новых товаров; обеспечением качества и конкурентоспособности товаров; принятием решений, связанных с рыночной атрибутикой товаров.

Список использованных источников

1. Економічна енциклопедія: У трьох томах. Т. 3 / Редкол.: С.В.Мочерний (відп.ред.) та ін. – К.: Видавничий центр «Академія», 2002. – С. 644.
2. Скрипник Н.А. Роль системи забезпечення та управління реалізацією товарної політики / Н.А.Скрипник, І.С.Русєва, О.С.Майстренко // IV Міжнародна інтернет-конференція «Актуальні проблеми теорії та практики менеджменту». Секція 3. Прикладні аспекти менеджменту в реальному, фінансовому, інфраструктурному та інших секторах економіки. – С. 134-137.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.: ил. – (серия «Учебник для вузов»).
4. Маслова Т.Д., Божух С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006.
5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. – М.: КноРус, 2006.
6. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Экономистъ, 2009.