Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Уберизация» и влияние цифровых технологий на торговые компании»

Аннотация. Дана подробная характеристика термина «уберизация». Рассмотрены основные параметры “уберизированной компании” и ее элементов. Рассмотрены цифровые каналы для увеличения клиентской базы торговых компаний: торговые площадки и мобильное приложение. Дано понятие “маркетплейс”, приведены примеры международных электронных торговых площадок.

Ключевые слова: уберизация; уберизированная компания; ритейл; электронные торговые площадки; мобильные приложения.

Расцвет цифровых технологий в 21 веке рождает новые экономические отношения, которые выражаются в экспансии “уберизации”.

Термин “уберизация” появился сравнительно недавно благодаря успеху бизнес модели таксомоторной компании Uber, которая создала платформу, позволяющую заказчикам и поставщикам услуг, а именно частным водителям и автопаркам, общаться напрямую с помощью мобильного приложения. За 8 лет операционной деятельности компания достигла колоссальных показателей: на момент января 2017 года общее количество пользователей услуг компании Uber превышает 8 миллионов в 75 странах, а стоимость компании оценивается в 68 миллиардов долларов [1].

Другими известными последователями новой бизнес-модели считаются:

  • таксомоторные компании: Gett, Lyft, Didi Kuaidi, Яндекс.Такси;
  • сервис BlaBlaCar, который помогает найти попутчиков для совместной поездки;
  • сервис Airbnb, который позволяет сдавать в аренду и снимать жилье в разных городах мира;
  • сервис Spotify для прослушивания музыки онлайн;
  • электронные торговые площадки Alibaba, Taobao, Ebay [2].

Основной параметр “уберизированной” компании цифровая платформа для непрерывной автоматизации процессов компании, рейтинговой системы оценки качества и сокращения “мидллменов”, посредников в цепочке реализации продукции и услуг, чаще всего представленная в виде мобильного приложения или интернет-площадки. Основным результатом оптимизации экономических связей и исключением неэффективных звеньев является снижение добавленной стоимости продукта или услуги, что делает его более привлекательным для конечного потребителя. Согласно оценке PwC, ведущие секторы “уберизированной” экономики, такие как туризм, логистика и перевозки, финансовые услуги, рекрутмент, онлайн развлечения, способны достичь объема рынка до $335 млрд в 2025 году [3].

Тренд затронул и сферу торговли. Частные офлайн-магазины вытесняются международными IT-гигантами Ebay и Alibaba, которые используют схему P2P (Peer-to-Peer). Эта схема представляет собой оверлейную компьютерную сеть, основанную на равноправии участников, где каждый узел может быть одновременно клиентом и сервером, что позволяет каждому пользователю данных торговых площадок проводить аукционы, продавать и покупать товары. [4]

Отечественные торговые предприятия пассивнее реагируют на недавно появившийся тренд в мировой экономике, так некоторые ритейл-компании только начинают задумываться об открытии новых каналов продаж в Интернете, чтобы привлечь новых покупателей, которые предпочитают делать покупки онлайн. Для тех компаний, которые не готовы инвестировать в создание интернет-магазина финансовые средства, например, как это сделала сеть магазинов О’Кей, существует решение в виде партнерства со специализированными сервисами, предлагающие готовые решение для выхода на онлайн-рынок. Так российские сети гипермаркетов Metro, Prisma, Лента, Super Babylon воспользовались услугами сервиса доставки товаров iGooods, который предоставляет платформу для создания электронного каталога гипермаркетов.

Еще одним следствием “уберизации” можно считать появление маркетплейсов, что переводится как “рыночная площадь”. Маркетплейс это торговая площадка, которая объединяет поставщиков и потребителей. Ключевой особенностью подобных площадок является использование современных маркетинговых инструментов для создания непрерывного интереса партнеров и покупателей к ассортименту маркетплейса. На текущий момент, май 2017 года, наиболее популярными международными маркетплейсами считаются Amazon, Alibaba, TaoBao, eBay. На российском рынке преобладают Яндекс.Маркет, OZON, Товары@Mail.Ru, Avito и другие. Распространение таких ресурсов обусловлено возможностью для бизнеса увеличить свою долю рынка за счет онлайн заказов и прибыль без значительных финансовых вложений в продукт и развития технологий. Главным аргументом в пользу финансовой эффективности торговых площадок является показатель выручки, так 40% суммарного дохода в компаниях Amazon и JD приходится на сторонние магазины.

Аналогично маркетплейсам ритейл-компании могут использовать мобильное приложение, как дополнительную возможность привлечь онлайн покупателей. Сегодня насчитывают более 52 миллионов мобильных пользователей, а доля мобильных онлайн заказов составляет около 15% от общего объема по данным Data Insight. Подобная ситуация заставляет торговые компании создавать мобильные версии своих сайтов и брендированные мобильные приложения [5]. Учитывая статистику агентства Data Insight и Ассоциации компаний интернет-торговли, что по итогам 2016 года рынок электронной коммерции в России вырос до 920 млрд рублей и при этом более 40% продаж совершаются через мобильные устройства, необходимость создания мобильных приложений для торговых предприятий вполне очевидна. Большие компании, которые основательно подходят к созданию нового маркетингового канала в виде мобильного приложения часто готовы вкладывать значительные денежные средства и организовывают специальные отделы разработки или обращаются в специализированные агентства. Более экономичным решением будут конструкторы мобильных приложений, которые предлагают своим заказчикам уже готовое решение для разных мобильных платформ. На англоязычном рынке наиболее популярны Appy Pie, MobileRoadie, Bizness Apps, BuildFire; на русскоязычном рынке – Mobium Apps, iBuildApp, AppTractor и другие.

Основная составляющая “уберизации”, представленная в мобильных приложениях, рейтинговая система каждого мобильного приложения в магазинах App Store и Google Play, ритейл-компании должны это учитывать, так как в дальнейшем ошибки и некачественная работа приложения и сотрудников компании могут снизить оценку мобильного приложения, что вследствие способно снизить уровень лояльных клиентов.

В целом, “уберизация” – это новый глобальный тренд, который постепенно охватывает все отрасли экономики, включая торговлю, и с помощью цифровых технологий меняет систему экономических связей, производства и потребления в соответствии с законами платформенной экономики.

Список использованных источников

1. Стоун Б. Апстарты: как Uber, Airbnb и потрясающие компании новой Силиконовой долины меняют мир // Little, Brown and Company. – 2017. – 384 с.
2. Гасникова В. Без посредников. «Уберизация» экономики // Коммерсант. «Экономический форум». – 2016 – Приложение №105 – с. 52.
3. Сарханянц К. О. Средства массовой уберизации. Как интернет-сервисы меняют мировую экономику // Коммерсант. – 2016 – № 32 – с. 13.
4. Боцман Р. Что МОЕ – ТВОЕ: Расцвет совместного потребления // Tantor Media. – 2010. – 304 с.
5. Фриман С. “Уберизация” всего в процессе, но не каждый “Убер” будет успешен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.huffingtonpost.ca/2015/04/01/uberization-uber-of-everything_n_6971752.html (дата обращения 28.04.2017).

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

922

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке