Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Учебный тренажёр по химии как средство повышения уровня усвоения знаний»

Аннотация. Статья посвящена вопросу, связанному с необходимостью внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс с целью повышения эффективности усвоения материала и развития личностных качеств обучающегося. Представлено описание разработанного учебного тренажера, включающего задания не только контролирующего типа, но также обучающей и развивающей направленности.

Ключевые слова: учебный тренажёр, уровень усвоения знаний, личностные качества, средство обучения, учебные задания.

В связи с переходом к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, в обучении основное внимание уделено индивидуальному развитию учащихся, их способности к самостоятельному добыванию знаний. С целью развития личностных качеств обучающегося в педагогике и в частных методиках применяют различные методы, средства обучения, в том числе и компьютерные. Одним из таких средств является учебный тренажёр.

Учебный тренажёр представляет собой систему различных методик, направленных на подготовку индивида к принятию качественных и быстрых решений. Согласно исследованиям, тренажёр представляет собой обучающую и тренирующую игру, которая включает разнообразные задания (игровые, тестовые, проблемно-поисковые, ситуационные, контекстные и т.д.), направленные как на развитие личностных качеств учащихся (например, индивидуальные, коллективные и самостоятельные тренажёры) (Векслер, Рейдель, 2016), так и на организацию учебного процесса (электронные учебники, контролирующие и обучающие тренажёры) (Клыков, 2017).

Применение учебного тренажёра в образовательном процессе позволяет развить познавательный интерес учащихся и повысить уровень усвоения изучаемого материала.

Изучением организации учебного процесса, в рамках школьного курса химии, с помощью теории программированного обучения занимались Й. Нентвиг, М. Кройдер, К. Моргенштерн, А.Ф. Прокофьев (Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн, 1986; Попов, 2017). Главной задачей их работы было создание тренажёра позволяющего работать в удобном для обучающихся темпе, в зависимости от психологических и возрастных особенностей.

Анализ учебно-методической литературы и информационных источников показал, что в основном методические разработки компьютерных тренажёров включают в себя однотипные задания, направленные на тренировку тех умений и навыков, которые были приобретены обучающимися на уроке. Проблема заключается в том, что однотипные тренировочные задания и тестовый контроль, имеющий место в разработках учебных тренажёров, не позволяют расширить возможности учеников, развить их кругозор и познавательный интерес.

Учитывая требования к составлению учебного тренажёра и требования к ФГОС ОО нами был разработан тренажёр с программой индивидуального использования для учащихся 9-го класса по теме «Углерод. Соединения углерода». Отличительным моментом разработанного тренажёра, является содержание большего разнообразия различных заданий, основанных на технологии критического мышления, игровых и интерактивных технологиях. Также тренажёр имеет не только задания контролирующего типа, но обучающего и развивающего направления.

Например, при изучении аллотропных модификаций углерода учащиеся на основе компьютерных моделей, выполненных в формате 3D, предлагается самостоятельно изучить строение графита, алмаза, карбида, фуллерена, нанотрубки и заполнить сравнительную таблицу согласно своим наблюдениям. На основе полученных знаний о строении вещества, ученикам предстоит изучить физические свойства аллотропных модификаций углерода и выполнить ряд тестовых заданий, затем познакомиться с уникальной коллекцией алмазного фонда России, осуществляя виртуальную экскурсию по музею Кремля. С помощью видеоролика учащиеся изучают практическую значимость аллотропных модификаций углерода. На заключительной стадии изучения углерода, обучающимся предлагается решить кроссворд по изученной теме и выполнить ряд заданий разного уровня и самостоятельно оценить уровень усвоенный знаний.

В случае, если при выполнении задания, ученик допускает ошибку, учебный тренажёр направляет его к учебнику с указанием параграфа и страницы, которую следует изучить более тщательно для восстановления пробела в знаниях или предоставляет необходимую инструкцию.

Таким образом, учебный тренажёр позволяет ученикам усвоить теоретические знания, познакомиться с практической значимостью изучаемых веществ и провести самооценку знаний.

Следует отметить, что применение данного тренажёра позволит повысить познавательный интерес, развить кругозор и самостоятельность в изучении предмета, а также активизировать деятельность учащихся в изучении предмета. Уникальность разработанного тренажёра заключается в его многофункциональности (обучение, получение дополнительной информации, возможность видеть модели веществ, в игровой форме ответить на ряд вопросов, изучить области применения химических соединений и т.д.) и способности развить познавательный интерес к предмету химия.

Список использованных источников

1. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажёры и их значение в учебном процессе // Педагогические науки. 2016. № 41.
2. Клыков В.В. Интерактивные компьютерные тренажёры по математическим дисциплинам. Томск. 2005 [Электронный ресурс] //www.dissercat.com/content/interaktivnye-kompyuternye-trenazhery-po-matematicheskim-distsiplinam (дата обращения 26.05.2017).
3. Кройдер М., Моргенштерн К., Нентвиг Й. Химический тренажёр, 1 ч. М.: Мир, 1986. С. 6–8.
4. Попов В.В. Программирование и программированное обучение: сущность и отличительные особенности [Электронный ресурс]// superinf.ru/view_helpstud.php?id=2718 (дата обращения 5.06.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

945

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке