Ключевые слова: учебный тренажёр, уровень усвоения знаний, личностные качества, средство обучения, учебные задания.
В связи с переходом к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, в обучении основное внимание уделено индивидуальному развитию учащихся, их способности к самостоятельному добыванию знаний. С целью развития личностных качеств обучающегося в педагогике и в частных методиках применяют различные методы, средства обучения, в том числе и компьютерные. Одним из таких средств является учебный тренажёр.
Учебный тренажёр представляет собой систему различных методик, направленных на подготовку индивида к принятию качественных и быстрых решений. Согласно исследованиям, тренажёр представляет собой обучающую и тренирующую игру, которая включает разнообразные задания (игровые, тестовые, проблемно-поисковые, ситуационные, контекстные и т.д.), направленные как на развитие личностных качеств учащихся (например, индивидуальные, коллективные и самостоятельные тренажёры) (Векслер, Рейдель, 2016), так и на организацию учебного процесса (электронные учебники, контролирующие и обучающие тренажёры) (Клыков, 2017).
Применение учебного тренажёра в образовательном процессе позволяет развить познавательный интерес учащихся и повысить уровень усвоения изучаемого материала.
Изучением организации учебного процесса, в рамках школьного курса химии, с помощью теории программированного обучения занимались Й. Нентвиг, М. Кройдер, К. Моргенштерн, А.Ф. Прокофьев (Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн, 1986; Попов, 2017). Главной задачей их работы было создание тренажёра позволяющего работать в удобном для обучающихся темпе, в зависимости от психологических и возрастных особенностей.
Анализ учебно-методической литературы и информационных источников показал, что в основном методические разработки компьютерных тренажёров включают в себя однотипные задания, направленные на тренировку тех умений и навыков, которые были приобретены обучающимися на уроке. Проблема заключается в том, что однотипные тренировочные задания и тестовый контроль, имеющий место в разработках учебных тренажёров, не позволяют расширить возможности учеников, развить их кругозор и познавательный интерес.
Учитывая требования к составлению учебного тренажёра и требования к ФГОС ОО нами был разработан тренажёр с программой индивидуального использования для учащихся 9-го класса по теме «Углерод. Соединения углерода». Отличительным моментом разработанного тренажёра, является содержание большего разнообразия различных заданий, основанных на технологии критического мышления, игровых и интерактивных технологиях. Также тренажёр имеет не только задания контролирующего типа, но обучающего и развивающего направления.
Например, при изучении аллотропных модификаций углерода учащиеся на основе компьютерных моделей, выполненных в формате 3D, предлагается самостоятельно изучить строение графита, алмаза, карбида, фуллерена, нанотрубки и заполнить сравнительную таблицу согласно своим наблюдениям. На основе полученных знаний о строении вещества, ученикам предстоит изучить физические свойства аллотропных модификаций углерода и выполнить ряд тестовых заданий, затем познакомиться с уникальной коллекцией алмазного фонда России, осуществляя виртуальную экскурсию по музею Кремля. С помощью видеоролика учащиеся изучают практическую значимость аллотропных модификаций углерода. На заключительной стадии изучения углерода, обучающимся предлагается решить кроссворд по изученной теме и выполнить ряд заданий разного уровня и самостоятельно оценить уровень усвоенный знаний.
В случае, если при выполнении задания, ученик допускает ошибку, учебный тренажёр направляет его к учебнику с указанием параграфа и страницы, которую следует изучить более тщательно для восстановления пробела в знаниях или предоставляет необходимую инструкцию.
Таким образом, учебный тренажёр позволяет ученикам усвоить теоретические знания, познакомиться с практической значимостью изучаемых веществ и провести самооценку знаний.
Следует отметить, что применение данного тренажёра позволит повысить познавательный интерес, развить кругозор и самостоятельность в изучении предмета, а также активизировать деятельность учащихся в изучении предмета. Уникальность разработанного тренажёра заключается в его многофункциональности (обучение, получение дополнительной информации, возможность видеть модели веществ, в игровой форме ответить на ряд вопросов, изучить области применения химических соединений и т.д.) и способности развить познавательный интерес к предмету химия.
Список использованных источников
1. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажёры и их значение в учебном процессе // Педагогические науки. 2016. № 41.
2. Клыков В.В. Интерактивные компьютерные тренажёры по математическим дисциплинам. Томск. 2005 [Электронный ресурс] //www.dissercat.com/content/interaktivnye-kompyuternye-trenazhery-po-matematicheskim-distsiplinam (дата обращения 26.05.2017).
3. Кройдер М., Моргенштерн К., Нентвиг Й. Химический тренажёр, 1 ч. М.: Мир, 1986. С. 6–8.
4. Попов В.В. Программирование и программированное обучение: сущность и отличительные особенности [Электронный ресурс]// superinf.ru/view_helpstud.php?id=2718 (дата обращения 5.06.2017).