Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Унификация трудового законодательства в условиях евразийской экономической интеграции»

Аннотация. Проблема унификации трудового законодательства в условиях современной евразийской экономической интеграции — наиболее важный сейчас вопрос, волнующий мировое сообщество.

Ключевые слова: унификация, трудовое законодательство, евразийская экономическая интеграция, мировое сообщество.

«Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели…» [1]. Именно эта, достаточно объективная цитата австрийского экономиста и философа, представителя новой австрийской школы, сторонника либеральной экономики и свободного рынка, лауреата Нобелевской премии по экономике Фридриха Августа фон Хайека выбрана как начало статьи.

Для начала рассмотрим вопрос: что такое экономическая интеграция? Экономическая интеграция представляет собой особенный процесс экономического взаимодействия стран, который приводит к сближению хозяйственных механизмов, принимает форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируется межгосударственными органами. Отсюда возникает экономический регионализм, посредством которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором до тех пор, пока он не ухудшает условия для торговли с остальным миром [2]. Но любой процесс имеет свои предпосылки.

Предпосылками экономической интеграции являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Экономическая интеграция прогрессирует, и это обусловлено, прежде всего, с исторической точки зрения. Интеграционный процесс можно представить в виде ступеней, каждая из которых свидетельствует об уровне его зрелости:

1) преференциальные торговые соглашения, в соответствии с которыми страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам;
2) зона свободной торговли, предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;
3) таможенный союз, предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;
4) общий рынок, при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы;
5) экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной [3].

Международное частное право (далее — МЧП) играет немаловажную роль в развитии экономической интеграции. В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП: Гаагские конференции по МЧП; Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте; Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосу-дарственного сотрудничества по частноправовым вопросам. Это и является одним из двигателей экономической интеграции.

Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеет комплексный характер. Они представляют собой сочетание унифицированных и материальных и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы обладают доминирующим положением, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

Унификация права есть процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права заключается в том, что она происходит одновременно в двух различных правовых системах: в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств [4]. В условиях глобализации происходит углубление процессов экономической интеграции, расширения торговли, экономически эффективного распространения товаров, услуг, миграции населения, интенсификации международных перевозок. Здесь интересным вопросом, который отражается на экономической интеграции, является проблема трудовых отношений.

В наше время ключевой проблемой экономики и в том числе рынка труда является миграция населения, а именно такие ее формы как внешняя и трансмиграция (в рамках рассмотрения евразийской экономической интеграции внутренняя миграция не является такой важной, как остальные вышеперечисленные). Что это за формы миграции, и каково их воздействие на евразийскую экономику и ее интеграцию?

Межгосударственная (внешняя) миграция предполагает перемещение людей в соседние страны. «Внешняя миграция, — отмечает Л.Л. Рыбаковский, — это переселение населения одной страны на территорию другой. Такое переселение в конечном счете сопровождается сменой гражданства» [5]. Более точное определение дает швейцарский ученый М. Бассанд: «Международные миграции представляют собой все изменения места проживания, обусловленные пересечением государственной границы» [6].

В настоящее время наиболее важной проблемой, связанной с внешними миграциями, является проблема беженцев. Статистика уже убедительно свидетельствует о беспрецедентном миграционном кризисе южных и юго-восточных рубежей Европы. Никогда прежде потоки вынужденных переселенцев не достигали таких масштабов. К осени 2015 года в Европу по Средиземному морю прибыли около 350 тыс. человек, что на 60% больше, чем за тот же период 2014 года. Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев сообщает, что большинство из них — выходцы из регионов с нестабильной военно-политической обстановкой: Афганистана, Сирии и Эритреи. В 2015 году более 660 тысяч беженцев подали прошения о предоставлении убежища.

Подобная ситуация возникла в 1990-е гг. во время войны в Югославии. «Кто ж поедет в чужую страну, если он не беден и ему весело?» Еще в начале ХХ века отметил М. Горький в своем цикле рассказов « Сказки об Италии» [7]. Действительно, люди мигрируют чаще всего из стран с нестабильной политической, экономической или социальной обстановкой, где зачастую меньше возможности осуществлять трудовую деятельность за соразмерную с ней плату. В 2016 году, как и ожидалось, среди мигрантов выросло количество граждан из Украины, стран Востока и других, «разоряющихся» в социальной, экономической или иных сферах стран. Отсюда неизбежен и процесс пересмотра и изменения норм права, их адаптация в сложившихся условиях.

Сегодня значительное распространение получила транснациональная миграция, наблюдающаяся в случае, когда мигранты пересекают территорию нескольких стран, возможно различными путями, но в определенную конечную страну. Основной мотивацией транснациональной миграции, равно как и социального поведения мигрантов на новом месте жительства, является мотивация социально-экономическая. Люди, отважившиеся на переезд в другое государство, озабочены в первую очередь собственным благосостоянием и благосостоянием своих детей. Поэтому для них изначально характерно желание влиться в жизнь принимающей страны. Все это непосредственно сказывается на развитии экономики. Ниша на рынке труда, которую уготовано занять большинству мигрантов, – это, как правило, тяжелая, непрестижная и не слишком хорошо оплачиваемая работа.

29 мая 2014 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на заседании Высшего Евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (далее Союз). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. Экономическая интеграция Казахстана, России и Беларуси началась с создания зоны свободной торговли в 1996 году. Вторым этапом стало формирование Таможенного союза (ТС), в рамках которого с 1 июля 2011 ода были упразднены таможенные границы между государствами (Таможенный кодекс, 27 ноября 2009 года). 1 января 2012 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вступили в следующий этап интеграции — Единое экономическое пространство (ЕЭП), целью которого является обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Растет число государств, заинтересованных в участии в евразийских интеграционных процессах: к Договору о создании Евразийского экономического союза присоединились Республика Армения (Договор 10 октября 2014 года) и Кыргызская Республика (Договор 23 декабря 2014 года) [8].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Союз создан в целях всесторонней модернизации, кооперации, повышения конкурентоспособности национальных экономик и формирования условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (далее Договор) и международными договорами в рамках Союза. Договор основан на кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Необходимо отметить деятельность Евразийской экономической Комиссии (далее ЕЭК). Она была создана прежде всего для эффективного функционирования и развития международной организации региональной интеграции, обладающей международной правосубьектностью — Евразийского экономического союза .ЕЭК — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. ЕЭК принимает нормативно-правовые решения, обязательные для государств-членов, издает организационные распоряжения, а также рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

В рамках ЕврАзЭС все же проще унифицировать отдельные нормативно-правовые акты. Так, во всех странах действуют трудовые кодексы со схожей структурой, отдельные законы также похожи друг на друга. Но унификация трудового законодательства ЕврАзЭС без создания единого рынка труда не будет иметь большого практического значения. В этой ситуации намечается параллельное существование одинаковых или очень схожих систем трудового законодательства государств-членов, но эти системы будут развиваться изолированно друг от друга.

Для ЕврАзЭС ценен опыт Европейского союза по этому вопросу, поскольку в настоящее время только в отношении этого регионального образования ученые выделяют общее региональное трудовое право – трудовое право ЕС. При создании единого трудового рынка в рамках ЕС основная проблема заключалась в свободном перемещении рабочей силы, товаров и услуг. Несмотря на постепенное введение соответствующих норм, вокруг них возникли острейшие противоречия и споры как внутри государств-членов, так и между ними. Главная проблема, связанная с общим рынком труда и предпринимательской деятельности в ЕС — экономическое неравенство стран-участниц. И если разрыв в экономическом развитии государств-членов ЕС по уровню ВВП на душу населения составляет около 3 раз, то в ЕврАзЭС это соотношение составляет более 7 раз.

В одобренных Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС рекомендациях выделяются три возможных способа гармонизации трудового законодательства: создание модельного Трудового кодекса, носящего рекомендательный характер; принятие Основ трудового законодательства ЕврАзЭС, имеющего статус нормативного акта прямого действия; внесение изменений и дополнений в действующие трудовые кодексы государств ЕврАзЭС с целью создания унифицированных условий использования рабочей силы. В качестве предпочтительного способа гармонизации трудового законодательства необходимо также принятие Основ трудового законодательства ЕврАзЭС, имеющего статус нормативного акта прямого действия [9].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, унификация трудового законодательства в условиях евразийской экономической интергации не просто имеет место быть, но и играет колоссально важную роль. Что же касается пересмотра и принятия новых основ законодательства, представляется необходимым использование международных стандартов в сфере труда, установленных МОТ. Следует также ориентироваться на нормативные акты Европейского Союза, в частности, Европейскую социальную хартию, которая сочетает в себе как закрепление определенных социальных и трудовых прав, так и механизм контроля их реализации. ЕврАзЭС необходимо сформулировать такие основы трудового законодательства, которые бы содержали стандарты, в настоящий момент не закрепленные в национальных трудовых законодательствах, поскольку и в российском законодательстве, и в нормативных правовых актах государств-участников ЕврАзЭС существуют многочисленные несоответствия международным трудовым стандартам.

И завершить свое исследование я хочу словами одного из наиболее известных русских писателей и мыслителей, величайших писателей мира,- Льва Николаевича Толстого: «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей…» [10].

Список использованных источников

1. Фридерих Август фон Хайек. Цитаты. [Электронный ресурс] URL: http://www.respectme.ru/aphorism/author/
2. Федеральный образовательный портал ЭСМ [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19280377/
3. Экономический портал [Электронный ресурс] URL:http://economics.studio/ekonomicheskaya-teoriya/242-etapyi-integratsii-17701.html
4. Международное частное право [Электронный ресурс] URL:http://studme.org/120908107626/pravo/unifikatsiya_garmonizatsiya_norm_mezhdunarodnogo_chastnogo_prava
5. Труды Леонида Рыбаковского [Электронный ресурс]URL:http://rybakovsky.ru/uchebnik3a23.html
6. Труды М. Бассанда [Электронный ресурс] URL:http://geolike.ru/page/gl_3227.htm
7. Горький М. Сказки об Италии. М., 2014. 155 с.
8. Евразийская экономическая интеграция. Журнал. [Электронный ресурс] URL:http://www.eabr.org/r/research/publication/eei/index.php?id_16=47375
9. Лютов Н.Л. Некоторые соображения по поводу гармонизации трудового законодательства в рамках ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 17 — 22.
10. Цитаты Л.Н. Толстого. [Электронный ресурс] URL:http://www.wisdoms.ru/50.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1462

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке