Ключевые слова: стратегическое управление; государственное управление; подготовка кадров.
В современных быстро меняющихся экономических условиях вопросы выживания и развития любого предприятия, а особенно сельскохозяйственного, с учетом особой специфики его деятельности, стоят особенно остро [1].
Преодоление кризиса в сельском хозяйстве, формирование эффективного развития данной отрасли в условиях интенсивной конкуренции является основной задачей при формировании продовольственной безопасности страны.
Для преодоления негативных факторов, влияющих на деятельность предприятий, необходимо постоянно отслеживать внешнюю среду, выявлять возможности и угрозы, адаптироваться и подстраиваться под ее постоянно меняющиеся условия [2].
Мы знаем и видим общую картину того, в каком состоянии и в каких условиях сейчас находятся сельскохозяйственные предприятия, — иначе как кризисными их трудно охарактеризовать. Многие из них не имеют возможности развития по причине отсутствия на то инвестиций, наличия задолженностей, износа основных фондов и ряда других причин, другие же предприятия, зачастую, хоть и имеют финансовые и материально-технические возможности, все же не могут своевременно реагировать на запросы рынка и не способны выбрать правильное направление развития деятельности своего предприятия, не могут в максимально короткий срок адаптироваться под непредсказуемые и быстро меняющиеся условия.
А ведь проблема «затухания» отрасли сельского хозяйства не является виной только лишь самих предприятий [3]. Надо отметить, что и заслуга государства велика в том, что сейчас происходит с отраслью. Сельское хозяйство – специфическая отрасль, характеризующееся слабой жизнеспособностью, а также низкой конкурентоспособностью производимых товаров и услуг, является, наверное, единственной из отраслей, которая без адекватной государственной поддержки не сможет нормально функционировать. Стоит отметить, что государство ответственно за конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий и способность адаптироваться к окружающим условиям, поскольку оно заинтересовано в стабилизации и развитии своих социальной и экономической сфер.
Многие как отечественные, так и зарубежные ученые, связывают несостоятельность отдельных сельскохозяйственных предприятий, да и отрасли в целом, не столько с внешними условиями, в которых приходится существовать, сколько с неудовлетворительным руководством производством, внутренним управлением, руководством развития предприятий, либо отрасли в целом, если говорить об управленческой линии поведения со стороны государственных органов.
Трудно сказать, имеют ли руководители сельскохозяйственных предприятий, госслужащие и политики, работающие в направлении развития отечественного агропромышленного комплекса, болеющие за него всей душой и стремящиеся вывести отечественный аграрный комплекс в один ряд с уровнем развития АПК развитых стран, четкое и ясное представление того, каким образом можно реально вывести отрасль из кризиса, какова должна быть стратегическая модель развития сельского хозяйства.
Пока же, по причине отсутствия парадигмы стратегического управления, в практике наблюдается много противоречивых управленческих решений, осуществляемых без должного предварительного прогнозирования последствий, которые возникнут в ответ на реакцию принятого управленческого решения.
Таким образом, необходимым условием для наиболее эффективного функционирования и развития сельскохозяйственных предприятий в современных рыночных условиях выступает стратегическое управление, которое, опираясь на человеческий потенциал как основу организации, осуществляет гибкое и своевременное регулирование деятельности организации в условиях неопределенности и нестабильности рынка, полагаясь, в основном, на собственные трудовые, финансовые, земельные, материально-технические ресурсы, что в конечном итоге позволяет выживать и развиваться в долгосрочной перспективе.
В настоящее время государственное стратегическое управление сельским хозяйством выражается в содействии функционированию агропромышленного комплекса страны в качестве юридической, организационной, образовательной, социально-идеологической деятельности государственных органов посредством прямого и косвенного управления (экономического регулирования).
Государство создает условия для продовольственной безопасности страны, способствует производственному и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Так, с каждым годом финансирование отрасли сельского хозяйства увеличивается и осуществляется оно посредством реализации различных государственных программ, таких как, например, государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Также на данный момент действует федеральная целевая программа
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а на ее основе региональные программы.
Заметим, что программы развития отрасли сельского хозяйства страны реализовывались и реализуются, но, в целом, ситуация в сфере АПК с каждым годом ухудшается, количество сельскохозяйственных организаций постоянно сокращается. Это говорит о недостаточности уделяемого внимания вопросу управления развитием отрасли сельского хозяйства со стороны государства и регионов, в частности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Одной из весомых причин, по которым происходит спад в экономике сельского хозяйства, является неподготовленность значительной части управленческих кадров АПК для работы в условиях рыночной экономики. Это обуславливает потребность в совершенствовании системы стратегического управления агропромышленным комплексом, соответствующей современным рыночным отношениям.
Функции по стратегическому управлению и развитию АПК в Смоленской области возложены на Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее – Департамент), в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 495 «Об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию» [5]. Перед Департаментом стоят большие задачи по развитию отрасли, в частности, Департамент полномочен осуществлять мониторинг состояния кадрового обеспечения, подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров в сфере сельскохозяйственного производства.
Кадровое обеспечение системы управления является важнейшим условием эффективности функционирования АПК и для изучения работы Департамента в данном направлении была изучена организационная структура Департамента, Положения о Департаменте о его отделах [5, 6].
Изучение указанных документов приводит к выводу, что такому важному направлению в развитии АПК как управление уделяется недостаточное внимание.
В соответствии с изученными данными было установлено, что вопросы подготовки кадров, способных к реализации эффективного стратегического управления сельским хозяйством входят в задачи лишь двух отделов:
1) животноводства, племенной работы и перерабатывающей промышленности, – в его задачи входит содействие развитию научно-технического и кадрового сотрудничества между животноводческими, пищевыми и перерабатывающими предприятиями, учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями;
2) экономики и малых форм, — среди задач которого значится оказание практической и методической помощи сельскохозяйственным предприятиям и организациям, малым формам хозяйствования в вопросах изучения и внедрения современных методов управления экономическими процессами.
Этот неутешительный вывод связан не только со значительным ежегодным сокращением численности сельскохозяйственных предприятий, прекративших свою деятельность, так и не сумев подстроиться под изменения рынка. Изучив Положения отделов, не было замечено задач и функций по разработке единой стратегии развития сельскохозяйственным образований региона, которая может быть выражена планами развития, его количественными и качественными показателями. В задачах, опять же, двух названных отделов лишь значатся:
1) в отделе экономики и малых форм – разработка прогнозов и программ стабилизации и экономического развития аграрного производства, мероприятий по развитию эффективных форм предпринимательства; разработка и осуществление мероприятий по предупреждению и устранению диспропорций в развитии АПК;
2) в отделе животноводства, племенной работы и перерабатывающей промышленности – разработка прогнозов развития отрасли животноводства (не планов развития, а прогнозов!) на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Будущее развития сельскохозяйственных предприятий и состояния развития сферы агропромышленного комплекса зависит от верно выбранных стратегических ориентиров развития и их успешного достижения. Причем, вслед за чрезвычайно быстро меняющимися изменениями окружающей среды, изменения должны претерпевать и системы и методы стратегического управления, отказываясь от методов старого планирования, в том числе и долгосрочного, которые в нашем случае являются задачами вышеназванных отделов.
По моему мнению, в Департаменте, помимо существующих, следует выделить еще одно структурное подразделение, которое бы занималось созданием интеграции науки, образования и производства в целом по отрасли, а также было ответственным за формирование и реализацию стратегии развития АПК.
Я предлагаю вариант модели стратегического управления региональным АПК, состоящий из пяти последовательных блоков, которой следует руководствоваться при формировании и реализации стратегии развития агропромышленного комплекса региона.
Существующие проблемы в сельском хозяйстве подталкивают к разработке единой системы стратегического управления развитием АПК, формирование которой зависит во многом от профессионализма специалистов и руководителей. Безусловно, можно сказать, что от уровня развития стратегического управления, разработанности его приемов и методов, а также сбалансированности и осмысленности стратегических управленческих решений будет зависеть степень восприимчивости к требованиям внешней среды, возможность выживать и развиваться, достигать намеченных целей в перспективе.
Механизмы интеграции образования, науки и производства служат хорошей основой для стратегического развития отрасли АПК, а применение стратегического управления позволит сделать возможным это развитие [4].
Список использованных источников
1. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционного прессинга // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 2. – С. 145-154.
2. Белокопытов А., Жарова О. Управление ресурсным потенциалом сельскохозяйственных предприятий в регионе // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2008. – № 4. – С. 41-42.
3. Белокопытов А.В., Миронкина А.Ю. Эффективность управленческих решений и их информационного обеспечения в сельскохозяйственных организациях Смоленской области // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 26. – С. 18-22.
4. Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лебедев А.С. Основы интеграции науки, образования и производства // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 32-33.
5. Постановление Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 495 «Об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию».
6. Распоряжение Администрации Смоленской области от 13.12.2016 № 1999-р/адм.