Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Управленческие кадры – основа стратегического развития АПК»

В статье связывается несостоятельность сельскохозяйственных предприятий и отрасли в целом с неудовлетворительным руководством ими, а также отсутствием четкой стратегии развития отрасли на региональном уровне. Рассмотрена роль уполномоченного органа исполнительной власти в сфере АПК на примере Смоленской области по вопросам совершенствования системы стратегического управления и предложены пути по ее совершенствованию.

Ключевые слова: стратегическое управление; государственное управление; подготовка кадров.

В современных быстро меняющихся экономических условиях вопросы выживания и развития любого предприятия, а особенно сельскохозяйственного, с учетом особой специфики его деятельности, стоят особенно остро [1].

Преодоление кризиса в сельском хозяйстве, формирование эффективного развития данной отрасли в условиях интенсивной конкуренции является основной задачей при формировании продовольственной безопасности страны.

Для преодоления негативных факторов, влияющих на деятельность предприятий, необходимо постоянно отслеживать внешнюю среду, выявлять возможности и угрозы, адаптироваться и подстраиваться под ее постоянно меняющиеся условия [2].

Мы знаем и видим общую картину того, в каком состоянии и в каких условиях сейчас находятся сельскохозяйственные предприятия, — иначе как кризисными их трудно охарактеризовать. Многие из них не имеют возможности развития по причине отсутствия на то инвестиций, наличия задолженностей, износа основных фондов и ряда других причин, другие же предприятия, зачастую, хоть и имеют финансовые и материально-технические возможности, все же не могут своевременно реагировать на запросы рынка и не способны выбрать правильное направление развития деятельности своего предприятия, не могут в максимально короткий срок адаптироваться под непредсказуемые и быстро меняющиеся условия.

А ведь проблема «затухания» отрасли сельского хозяйства не является виной только лишь самих предприятий [3]. Надо отметить, что и заслуга государства велика в том, что сейчас происходит с отраслью. Сельское хозяйство – специфическая отрасль, характеризующееся слабой жизнеспособностью, а также низкой конкурентоспособностью производимых товаров и услуг, является, наверное, единственной из отраслей, которая без адекватной государственной поддержки не сможет нормально функционировать. Стоит отметить, что государство ответственно за конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий и способность адаптироваться к окружающим условиям, поскольку оно заинтересовано в стабилизации и развитии своих социальной и экономической сфер.

Многие как отечественные, так и зарубежные ученые, связывают несостоятельность отдельных сельскохозяйственных предприятий, да и отрасли в целом, не столько с внешними условиями, в которых приходится существовать, сколько с неудовлетворительным руководством производством, внутренним управлением, руководством развития предприятий, либо отрасли в целом, если говорить об управленческой линии поведения со стороны государственных органов.

Трудно сказать, имеют ли руководители сельскохозяйственных предприятий, госслужащие и политики, работающие в направлении развития отечественного агропромышленного комплекса, болеющие за него всей душой и стремящиеся вывести отечественный аграрный комплекс в один ряд с уровнем развития АПК развитых стран, четкое и ясное представление того, каким образом можно реально вывести отрасль из кризиса, какова должна быть стратегическая модель развития сельского хозяйства.

Пока же, по причине отсутствия парадигмы стратегического управления, в практике наблюдается много противоречивых управленческих решений, осуществляемых без должного предварительного прогнозирования последствий, которые возникнут в ответ на реакцию принятого управленческого решения.

Таким образом, необходимым условием для наиболее эффективного функционирования и развития сельскохозяйственных предприятий в современных рыночных условиях выступает стратегическое управление, которое, опираясь на человеческий потенциал как основу организации, осуществляет гибкое и своевременное регулирование деятельности организации в условиях неопределенности и нестабильности рынка, полагаясь, в основном, на собственные трудовые, финансовые, земельные, материально-технические ресурсы, что в конечном итоге позволяет выживать и развиваться в долгосрочной перспективе.

В настоящее время государственное стратегическое управление сельским хозяйством выражается в содействии функционированию агропромышленного комплекса страны в качестве юридической, организационной, образовательной, социально-идеологической деятельности государственных органов посредством прямого и косвенного управления (экономического регулирования).

Государство создает условия для продовольственной безопасности страны, способствует производственному и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Так, с каждым годом финансирование отрасли сельского хозяйства увеличивается и осуществляется оно посредством реализации различных государственных программ, таких как, например, государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Также на данный момент действует федеральная целевая программа

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а на ее основе региональные программы.

Заметим, что программы развития отрасли сельского хозяйства страны реализовывались и реализуются, но, в целом, ситуация в сфере АПК с каждым годом ухудшается, количество сельскохозяйственных организаций постоянно сокращается. Это говорит о недостаточности уделяемого внимания вопросу управления развитием отрасли сельского хозяйства со стороны государства и регионов, в частности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Одной из весомых причин, по которым происходит спад в экономике сельского хозяйства, является неподготовленность значительной части управленческих кадров АПК для работы в условиях рыночной экономики. Это обуславливает потребность в совершенствовании системы стратегического управления агропромышленным комплексом, соответствующей современным рыночным отношениям.

Функции по стратегическому управлению и развитию АПК в Смоленской области возложены на Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее – Департамент), в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 495 «Об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию» [5]. Перед Департаментом стоят большие задачи по развитию отрасли, в частности, Департамент полномочен осуществлять мониторинг состояния кадрового обеспечения, подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров в сфере сельскохозяйственного производства.

Кадровое обеспечение системы управления является важнейшим условием эффективности функционирования АПК и для изучения работы Департамента в данном направлении была изучена организационная структура Департамента, Положения о Департаменте о его отделах [5, 6].

Изучение указанных документов приводит к выводу, что такому важному направлению в развитии АПК как управление уделяется недостаточное внимание.

В соответствии с изученными данными было установлено, что вопросы подготовки кадров, способных к реализации эффективного стратегического управления сельским хозяйством входят в задачи лишь двух отделов:

1) животноводства, племенной работы и  перерабатывающей  промышленности,  – в его задачи входит содействие развитию научно-технического и кадрового сотрудничества между животноводческими, пищевыми и перерабатывающими предприятиями, учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями;

2) экономики и малых форм, — среди задач которого значится оказание практической и методической помощи сельскохозяйственным предприятиям и организациям, малым формам хозяйствования в вопросах изучения и внедрения современных методов управления экономическими процессами.

Этот неутешительный вывод связан не только со значительным ежегодным сокращением численности сельскохозяйственных предприятий, прекративших свою деятельность, так и не сумев подстроиться под изменения рынка. Изучив Положения отделов, не было замечено задач и функций по разработке единой стратегии развития сельскохозяйственным образований региона, которая может быть выражена планами развития, его количественными и качественными показателями. В задачах, опять же, двух названных отделов лишь значатся:

1) в отделе экономики и малых форм – разработка прогнозов и программ стабилизации и экономического развития аграрного производства, мероприятий по развитию эффективных форм предпринимательства; разработка и осуществление мероприятий по предупреждению и устранению диспропорций в развитии АПК;

2) в отделе животноводства, племенной работы и перерабатывающей промышленности – разработка прогнозов развития отрасли животноводства (не планов развития, а прогнозов!) на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Будущее развития сельскохозяйственных предприятий и состояния развития сферы агропромышленного комплекса зависит от верно выбранных стратегических ориентиров развития и их успешного достижения. Причем, вслед за чрезвычайно быстро меняющимися изменениями окружающей среды, изменения должны претерпевать и системы и методы стратегического управления, отказываясь от методов старого планирования, в том числе и долгосрочного, которые в нашем случае являются задачами вышеназванных отделов.

По моему мнению, в Департаменте, помимо существующих, следует выделить еще одно структурное подразделение, которое бы занималось созданием интеграции науки, образования и производства в целом по отрасли, а также было ответственным за формирование и реализацию стратегии развития АПК.

Я предлагаю вариант модели стратегического управления региональным АПК, состоящий из пяти последовательных блоков, которой следует руководствоваться при формировании и реализации стратегии развития агропромышленного комплекса региона.

Рисунок 1 – Пятиблочная модель стратегического управления региональным АПК.

Рисунок 1 – Пятиблочная модель стратегического управления региональным АПК.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Существующие проблемы в сельском хозяйстве подталкивают к разработке единой системы стратегического управления развитием АПК, формирование которой зависит во многом от профессионализма специалистов и руководителей. Безусловно, можно сказать, что от уровня развития стратегического управления, разработанности его приемов и методов, а также сбалансированности и осмысленности стратегических управленческих решений будет зависеть степень восприимчивости к требованиям внешней среды, возможность выживать и развиваться, достигать намеченных целей в перспективе.

Механизмы интеграции образования, науки и производства служат хорошей основой для стратегического развития отрасли АПК, а применение стратегического управления позволит сделать возможным это развитие [4].

Список использованных источников

1. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционного прессинга // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 2. – С. 145-154.
2. Белокопытов А., Жарова О. Управление ресурсным потенциалом сельскохозяйственных предприятий в регионе // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2008. – № 4. – С. 41-42.
3. Белокопытов А.В., Миронкина А.Ю. Эффективность управленческих решений и их информационного обеспечения в сельскохозяйственных организациях Смоленской области // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 26. – С. 18-22.
4. Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лебедев А.С. Основы интеграции науки, образования и производства // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 32-33.
5. Постановление Администрации Смоленской области от 25.08.2010 № 495 «Об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию».
6. Распоряжение Администрации Смоленской области от 13.12.2016 № 1999-р/адм.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1173

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке