Ключевые слова: метапредмет, интенсивных интерактивных технологий, художественное образование.

Социальные, политические и экономические преобразования, происходящие во всех сферах жизни общества, определили новые направления образовательной политики, предъявляемые к качеству образования. Более высокие требования к качеству образования: требования научить учиться, быть целеустремленным, уметь владеть и добывать информацию, знать и понимать, к чему стремиться. Поэтому, метапредметные компетенции нуждаются в реализации, чему способствуют определенные факты:

  1. Происходи т развитие научных знаний, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Информационно — технический процесс предоставил обществу возможность доступности быстрому овладению знаниями.
  2. Метапредмет обеспечивает целостность развития обучающегося, студента, учителя — всех ступеней образовательного процесса.
  3. Метапредмет требует изменения предметного содержания образования, когда приобретенные знания целенаправленно используются в жизни, на практике.
  4. Метапредметность позволяет педагогу стать наставником и работать творчески, с перспективами будущего.

Учебный метапредмет — новая категория педагогики. Метапредмет представляет собой предметно оформленную связку образовательных объектов и связанных с ними ключевых проблем. В ходе обучения ученики изучают, познают, осваивают образовательные объекты, овладевают общеучебными способами деятельности, метапредметными компетентностями, получают соответствующие результаты [2,с.47].

В стандартах образования метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая, стоит на одном уровне с развивающим обучением.

Целью развивающего обучения является формирование человека. Уровень сформированности понятийного мышления – показатель развития личностных и метапредметных компетенций. Систематическая самостоятельная познавательная деятельность обучающихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию, тем самым, развивающее обучение закладывает деятельностный подход к усвоению знаний.

Преподаватель сегодня конструирует педагогические ситуации, новые задания, применяет интенсивные инновационные педагогические технологии направленные на использование обобщенных способов деятельности, развивающих у будущих специалистов творческие способности к выработке принципиально новых решений. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности. Перед — преподавателем стоит задача: выявления и развития способностей каждого студента, достижение наряду с предметным, метапредметными и личностными результатов. Ценностно-смысловые образовательные результаты обучающегося и составляют метапредметную основу образования человека [2,с.14].

Рассмотрим на примере художественного образования студентов в колледже, по предметам изобразительного искусства и технологии. Предполагаемыми итогами освоения компетенций студентами по МДК 01.06. «Методика обучения продуктивных видов деятельности с практикумом», специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» при освоении выступают способности в формировании к самоопределению, самоорганизации, самореализации.

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение. Например, умение объяснить, как выполняется та или иная поделка, или как изобразить животное.
  2. Развитие коммуникативной компетенции. Они учатся дискутировать, слушать, отвечать на вопросы и анализировать. Ведь общение – это основа взаимодействия между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции – первостепенная задача в сфере обучения. Уметь слушать и излагать свои мысли.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (отрицательные и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели. Например, при составлении и применения на практике технологической карты урока.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами). Выполняя проектную деятельность, индивидуальное задание. Выполняя, например, поделку из незнакомого им материала: фетра или фоамирана.
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности. Например, в процессе выполнения рисунка или аппликации и так далее.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними. Например, в процессе показа фрагмента урока.

Решить проблемы успешное освоение образования возможно используя традиционные и интенсивные технологии обучения. Инновационный подход к образовательным технологиям.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  1. Радикальные – использование презентации на уроке.
  2. Комбинаторные – лекция-диалог.
  3. Модифицирующие (совершенствующие) – улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного её изменения (деловая или ролевая игра) [1, с. 25].

Успешным освоением художественного образования является, применение интенсивных интерактивных технологий в образовательном процессе. Первый этап, это лекции «академического класса» — превалируют активные лекции, насыщенные дидактическим и информационным материалом. Второй этап, это переход к групповым дискуссиям, обсуждению. Третий этап, это метод разбора деловой корреспонденции. Четвертый этап, это циклическая модель Девида Коулба — непосредственный опыт, рефлексивное наблюдение и изучение, абстрактная концептуализация и обобщение, активное экспериментирование в новых ситуациях. На разных этапах, используют игровые проектирования разного  типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический. И в завершении используют мастер-класс как форму обучения.

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориентироваться на следующие задачи: ознакомление с основными понятиями; освоение способности пересказать; овладение успешно применять основных понятий и процедур в данной предметной области; мастерство, полное усвоение, а также помощь другим в закреплении и освоении базовых и метакомпетентностей [1, с. 26.].

При внедрении интенсивных технологий важно определить прогресс, достигнутый к концу обучения. Где форма оценки метопредметных образовательных результатов в художественном образовании: задания метапредметные, задания диагностические, рефлексивные задания, оценочные листы, проверочные и контрольные работы. Своевременно сформированные метапредметные результаты являются, условием, успешного овладения учебным материалом, где средством повышения качества и эффективности обучения, в общем, является использование разных видов интенсивных технологий.

Список использованных источников

1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования. -4-у изд.,стер.- М.6 Издательский центр «Академия»,2013. -192с.
2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перер. И доп. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека , 2016. – 80с.