Регалии. К.Д. Савицкая, старший преподаватель кафедры гражданского права Учреждение образования «Полоцкий государственный университет».

Ключевые слова: виртуальный музей, реализация права, культурно-исторические ценности.

На сегодняшний день в Республике Беларусь наблюдаются стабильно высокие темпы развития телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющие в полной мере обеспечить опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства, создание благоприятной среды для оказания электронных услуг, формирования государственных информационных ресурсов и доступ к ним на всей территории республики.

По данным Национального статистического комитета, в Республике Беларусь в 2014 г. зарегистрировано 9,4 млн. конечных абонентских устройств, подключенных к интернету, в том числе принадлежащих физическим лицам – 8,4 миллиона[1, с. 66].

Одним из многочисленных ресурсов сети Интернет являются виртуальные музеи – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям. Рейтинг посещаемости сайтов и страниц виртуальных музеев очень высок: они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре [2, с.3].

Палата представителей Республики Беларусь 3 октября 2016 года ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (вступила в силу 3 мая 2008 года). Цель Конвенции –поощрение, защита и обеспечение полного осуществления инвалидами на равной основе всех прав человека в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание в Конвенции уделено комплексному подходу к обеспечению безбарьерной среды во всех сферах жизнедеятельности общества.

Доминирующей становится инклюзивная модель устройства общества, предполагающая его существенные преобразования, направленные на включение всех граждан на правах равенства возможностей и отсутствия дискриминации в жизнь социума. Обязательным условием такого мироустройства становится создание для всех членов общества достойных и одинаково приемлемых условий работы, проживания, образования и досуга.

В настоящее время дискуссия о границах доступности музеев приобрела особую актуальность. Доступность музейной среды предполагает создание условий, рассчитанных на аудиторию с самыми разнообразными физическими и ментальными особенностями. Таким образом, ратификация Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов стимулирует поиск новых научных концепций и современных технологий, связанных с доступностью музейной среды, а также актуализирует значимость комплексного исследования виртуальных музеев с юридической, культурологической и технической стороны.

Феномен виртуальных музеев является новым объектом научных исследований, который в настоящее время не достаточно изучен юридической наукой.

Тема виртуальных музеев затронута в диссертациях специалистов в области музееведения, рассматривающих внедрение новых информационных технологий в практическую деятельность музеев. В частности, виртуальные музеи рассматривались в работах М.Н. Чесноковой [3], Л.С.Именновой [4], И.И. Макаровой [5],М.Ю.Кряжевских [6], В.А.Саркисова [7].

Виртуальные музеи исследуется учеными с разных позиций. Л.М.Шляхтина изучает виртуальные музеи в контексте критерия доступности [8], Т.Е. Максимова рассматривает виртуальные музеи как социокультурный феномен [2]. Е.С.Гринь исследует виртуальный музей как вид мультимедийного продукта [9]. Анализ сложных объектов интеллектуальных прав осуществляли такие ученые, как: С.А. Судариков [10], В.А. Дозорцев [11]. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев [12], О.А. Рузакова [13].

Несмотря на наличие исследований, затрагивающих проблемы правового режима виртуальных музеев, в российской и белорусской юридической науке отсутствуют комплексные теоретико-правовые исследования по данной теме.

Для того, чтобы более точно определить правовую природу виртуального музея, целесообразным представляется комплексное исследование указанного явления.

Категория «виртуальный» рассматривается с позиции различных дисциплин и имеет множество ракурсов осмысления. Виртуальный [лат. virtualis]- возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях [14, с.106].

В 1977 году в Массачусетском технологическом институте была создана «AspenMovieMap» — первая система виртуальной реальности, после чего в научной литературе появляется термин «виртуальный», а в 1990-е годы появилось словосочетание «виртуальный музей» [15, с.82]. Первые виртуальные музеи стали появляться в сети Интернет в 1991 году.

Т.Е. Шехтер характеризует виртуальное пространство как «некое сетевое образование, каждая ячейка которого открыта множественным изменениям» [16, с.58]. Автор отмечает, что в пределах ячеек действуют механизмы преображения предметных признаков художественных композиций, за счет многовариантных комбинаций фракталов создается иллюзорная реальность, напоминающую по структуре лабиринт [16, с. 58]. Е.Ф. Гонгало подчеркивает, что виртуальная реальность с точки зрения разработчиков компьютерных программ трактуется как сложные технические системы, т.е. относятся к физической или технической реальности, и явление может трактоваться в качестве виртуального только до тех пор, пока оно контрастирует с реальным [17, с.198]. Виртуальная реальность — продукт машинной переработки информации, создающий эффект присутствия и возможность управления новой реальностью, создаваемой путем моделирования средствами современной компьютерной техники [18, с.96].

Суммируя вышеизложенные трактовки виртуальности, можно выделить основополагающие концепции, характеризующие виртуальность: симуляция; взаимодействие; искусственность; погруженность; эффект присутствия; полное телесное погружение; сетевая коммуникация [17, с.197]. Таким образом, виртуальность можно охарактеризовать как свойство результата интеллектуальной деятельности, проявляющееся при создании имитации объективной реальности или отображения вымышленного автором мира с помощью компьютерных технологий.

Несмотря на прочное утверждение понятия в повседневной лексике, однозначного определения термина «виртуальный музей» на сегодняшний день не существует.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

А.В. Лебедев полагает, что существует только два правильных варианта использования термина «виртуальный музей». Первый — сайт, сделанный по законам музейного проектирования (когда имеется сконструированное пространство, в котором размещены музейные предметы). Второй вариант — реальное пространство (зал, комната), в котором помещены электронные изображения музейных предметов [15, с.83].

Т.Е. Максимова утверждает, что виртуальные музеи – это новая культурная форма интегративного характера, многофункциональный комплекс, существующий в виртуальном пространстве, несводимый к сайтам традиционных музеев в сети Интернет [2, c.14].

Смирнова Т. предлагает рассматривать виртуальный музей как информационный ресурс, созданный средствами компьютерных технологий и представляющий в виртуальном пространстве цифровые версии объектов материального и нематериального наследия [19, с.25].

Виртуальный музей включает в себя разнородные охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (фотографические произведения, видеоролики, литературные произведения, музыкальные произведения), которые с помощью компьютерных программ переведены в электронную (цифровую) форму.

Т.Е. Максимова выделяет три главных признака, характерных для виртуального музея: присутствие в виртуальном пространстве; наличие культурного продукта, репрезентирующего образы прошлого, настоящего и будущего; адресованность широкому кругу лиц [2, c.14].

В дополнении, необходимо отметить, что виртуальный музей имеет в своем составе несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, разнородных и/или созданных авторами в сотрудничестве или в соавторстве (программа для ЭВМ, произведения графики и дизайна); обладает признаками литературного произведения, музыкального произведения, сценария и др.; характеризуется сложной внутренней структурой; основан на активном взаимодействии пользователя с компьютерной программой – признак интерактивности; основывается на материализации виртуальных образов, посредством которых пользователь управляет виртуальной средой.

На основании проведенного анализа доктринальных источников, можно сделать вывод, что в общем смысле, виртуальный музей представляет собой сложный результат творческой деятельности, организованное художественное виртуальное пространство, представляющее цифровые версии объектов материального и нематериального наследия, основанное на интерактивном взаимодействии пользователя с виртуальной средой посредством программы для ЭВМ.

Интенсивное развитие мультимедийных технологий способствует расширению границ доступности музея. Например, используя виртуальный тур по Лувру можно получать полноценную информацию обо всех предметах музея, и подробно рассмотреть любую картину. Также пользователям доступен обзор архитектурных видов.

Таким образом, как справедливо отмечает Л.М. Шляхтина, «новая гуманитарная миссия музея определена социокультурной политикой, направленной на формирование безбарьерной среды, равных возможностей для всех. Это формирует понимание тех нравственных, юридических и профессиональных норм, которые и определяют границы допустимости социальных экспериментов, делая музей доступным физически, экономически и когнитивно для всех и каждого» [8, c.15]. Использование в музейной практике технологии «дополненной реальности» позволяет расширить восприятие экспозиции с помощью виртуальных элементов, в том числе аудиальных.

В настоящее время правовой режим виртуального музея не определен белорусским законодателем. Виртуальный музей представляет собой сложный результат творческой деятельности, состоящий из двух частей: программы для ЭВМ и других объектов. Виртуальный музей отвечает всем необходимым признакам мультимедийного произведения: имеет в своем составе несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности; характеризуется сложной внутренней структурой; основан на активном взаимодействии пользователя с компьютерной программой – признак интерактивности; строится на материализации виртуальных образов, посредством которых пользователь управляет виртуальной средой. Таким образом, виртуальный музей может рассматриваться как вид мультимедийного произведения.

В заключении необходимо отметить, что современные средства получения и передачи информации создают возможность неограниченного доступа к культурно-историческим ценностям для людей с различными психофизическими и социальными характеристиками посредством использования одного из видов мультимедийного произведения — виртуального музея.

Список использованных источников

1. Информационное общество в Республике Беларусь: Статистический сборник 2014 // под ред. В.И. Зиновский. -Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — 2014. — 118 с.
2. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.03 / Т.Е. Максимова. — М. – 2012. — 24 с.
3.Чеснокова, М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы: дис. … канд. культурологии: 24.00.03 / М.Н. Чеснокова. — СПб., 2010 — 163 с.
4. Именнова, Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея (История, теория, методика): дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.С. Именнова. — Москва, 2004. — 200 c.
5. Макарова, И.И. Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / И.И.Макарова. — M., 2011 — 207 с.
6. Кряжевских, М.Ю. Коммуникационное пространство музея: формирование культурного дискурса: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / М.Ю. Кряжевских. — Челябинск , 2012 — 129 с.
7. Саркисов, B.A. Художественный музей в культурной политике региона: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / В.А.Саркисов. — Краснодар , 2012 — 196 с.
8. Шляхтина, Л. М. Социальные практики современного музея: границы доступности / Л.М. Шляхтина // Вопросы музеологии. – 2014. – № 2 (10).- с.10-15.
9. Гринь, Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт /Е.С. Гринь. – Москва: Проспект, 2013. – 123с.
10. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007. – 800с.
11. Дозорцев, В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации Сборник статей /В.А. Дозорцев // М.: Статут. – 2003. – 416с.
12.Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. Учебник / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев; под ред. И.А. Близнец. – М.: Проспект, 2014.- 416c.
13. Рузакова, О.А. Право интеллектуальной собственности. / О.А. Рузакова.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.- 308 с.
14. Словарь иностранных слов. Вед. Ред. Л.Н. Комарова -16-е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1988. – 624с.
15. Музейное проектирование. / Отв. ред. А.А.Щербакова, сост. А.В.Лебедев. М., 2009.— 256 с.
16. Шехтер, Т.Е. Художественное воображение и логика фрактала / Т.Е.Шехтер // Виртуальное пространство культуры: Материалы научной конференции 1113 апреля 2000 г. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — с. 58-62. 17.Гонгало, Е.Ф. Феномен виртуальной реальности в философии М. Хейма / Е.Ф. Гонгало // Проблемы управления. – 2010. — №1 (34) — с.197 – 199.
18. Ильин, Г. Интернет образование и виртуальная реальность / Г. Ильин // Высшее образование в России. – 2004. — №10.–с.96-102.
19. Смирнова, Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве/ Т. Смирнова // Музей. — 2010. -№8. — с.24-26.