Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Внедрение в России требования об автоматическом обмене информацией»

Аннотация. Ожидается, что с 1 января 2017 года в силу вступит Законопроект, обязывающий крупные компании предоставлять три новых вида финансовой отчетности, а также автоматический обмен информацией. Компаниям предстоит провести ряд реформ для подготовки к нововведениям.

Ключевые слова: Законопроект, автоматический обмен информацией, страновой отчет.

6 сентября 2016 г. Министерство финансов РФ вынесло на публичное обсуждение законопроект, направленный на внедрение в России требований по подготовке документации по международным группам компаний.

Данный Законопроект, начиная с 2017 финансового года, для международных групп компаний устанавливает требования по подготовке и подаче уведомлений об участии в международных группах и страновых сведений по международным группам.

В настоящее время страновые сведения по международным группам включают три вида отчетности: страновой отчет и глобальную документацию, обязанность по подаче которых возлагается на материнскую компанию, а также национальную документацию, которая будет подаваться любым участником международной группы – российским налоговым резидентом.

Требования Законопроекта распространяются только на международные группы, чья выручка по данным консолидированной отчетности за финансовый год составляет более 50 млрд руб.

Текущая форма Законопроекта предполагает включение в страновой отчет следующей информации:

  • Общую сумму доходов (выручки) по сделкам, в том числе с разбивкой на сумму по сделкам с дочерними участниками и сумму по сделкам с другими лицами;
  • Сумму прибыли (убытка) до налогообложения;
  • Сумму уплаченного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога, уплаченного иностранным участником);
  • Сумму исчисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога, исчисленного иностранным участником);
  • Размер уставного капитала  (объявленного акционерного капитала);
  • Сумму накопленной (нераспределенной) прибыли;
  • Среднесписочную численность работников;
  • Величину материальных активов;
  • Индентификационные сведения о каждом участнике международной группы.

Из странового отчета должны быть исключены сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения прямо и (или) косвенно свидетельствующие о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

В свою очередь, глобальная документация должна быть составлены из сведений:

  • О структуре международной группы компаний;
  • О деятельности международной группы компаний;
  • О нематериальных активах международной группы компаний;
  • О внутригрупповой финансовой деятельности международной группы компаний.

В национальной документации должна быть отражена такая информация, как:

  • Деятельность налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку;
  • Описание контролируемой сделки, включая анализ соответствия цен в этой сделке рыночному уровню;
  • Финансовую информацию.

Национальная документация участника международной группы по структуре своих элементов очень похожа на документацию по трансфертному ценообразованию, но предполагает раскрытие большего объема информации.

Национальная документация может покрывать только внешнеторговые сделки.

Материнские компании или уполномоченные участники международных групп, являющиеся или добровольно признавшие себя налоговыми резидентами России,  обязаны  подать  уведомление  об участии в международной группе в срок не позднее трех месяцев с даты окончания отчетного финансового года либо с даты, являющейся последним днем периода, за  которой  составлялась  бы консолидированная финансовая отчетность международной группы. В данном случае остальные участники международной группы освобождаются от обязанности подавать индивидуальные уведомления.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В случае, когда материнская компания и уполномоченные участник международной группы не являются налоговыми резидентами России, уведомление об участии в международной группе может быть подано за всю группу любым ее участником, являющимся налоговым резидентом России на добровольной основе.

Ожидается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2017 года, таким образом, срок по предоставлению первых страновых сведений по международным группам наступит не ранее 31 декабря 2018 года. Законопроект предусматривает право налогоплательщика в добровольном порядке подготовить страновые сведений по международной группе за финансовые годы, начинающиеся ранее 2017 года.

Кроме того, Законопроект предлагает дополнить Налоговый Кодекс Российской Федерации отдельной главой, посвященной международному автоматическому обмену страновыми  отчетами в налоговых целях.

Федеральной Налоговой службе России необходимо также разработать соответствующий порядок обмена информацией и обеспечить выполнение технических требований к ее защите. Однако, поскольку Законопроект не устанавливает специальных сроков вступления в силу указанной главы, первый обмен страновыми отчетами можно ожидать уже в 2018 году.

Текущая версия Законопроекта предусматривает штрафные санкции для организаций финансового рынка в случае невыполнения требований в рамках автоматического обмена информацией,    в том числе:

  • Взыскание штрафа в размере 500 000 рублей в случае неправомерного непредставления федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации в рамках автоматического обмена информацией или нарушения установленного порядка/ объема/ сроков направления информации.
  • Взыскание штрафа в размере 300 000 рублей в случае нарушения требований по автоматическому обмену информацией в части определения налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно контролирующих их.

В заключение нельзя не отметить тот факт, что Законопроект предоставляет возможность компетентному  органу  иностранного государства по его запросу участвовать в камеральных и выездных налоговых проверках в России, в случае если это предусмотрено соответствующим международным договором по вопросам налогообложения.

Таким образом, учитывая, что в настоящее время предполагается вступление в силу требований по автоматическому обмену информацией с 1 января 2017 года, то у российских организаций финансового рынка осталось менее двух месяцев для внедрения всех процедур и процессов, необходимых для реализации требований Стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (включая процессы и процедуры, связанные с приемом клиентов на обслуживание, проведением анализа текущей клиентской базы и последующего мониторинга с целью идентификации статуса клиентов, и предоставлением отчетности), и быть готовыми в полной мере выполнять весь спектр требований по автоматическому обмену информацией с 1 января 2017 года.

Список использованных источников

1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части подготовки и представления межстрановой отчетности)» (подготовлен Минфином России). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=PRJ;n=144730#0
2. Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

699

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке